№ 2-937/2012 о возложении обязанности по разработке и утверждению программы развития систем коммунальной инфраструктуры



Дело № 2-937/2012

РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Н.В. Гладких,

при секретаре Е.А.Городиловой,

с участием заместителя прокурора Пермского района Пермского края – Пьянковой А.В.,

представителей ответчиков Совета депутатов Кукуштанского с/поселения и Администрации Кукуштанского с/поселения- Керовой Н.Н., действующей на основании решения и доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к ответчикам: Совету депутатов Кукуштанского с/поселения, Администрации Кукуштанского с/поселения, о возложении обязанности разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ответчику Совету депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанности разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения в соответствие с требованиями закона.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в результате проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ установлено, что в соответствие с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно пп.4.1 п.1 ст.17 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения относятся регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Статья 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, в частности органы местного самоуправления утверждают в соответствие с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Утверждение данной программы находится в компетенции представительного органа местного самоуправления. В силу ст.11 названного закона осуществление полномочий по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей возможно только при наличии программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, то есть наличие данной программы является обязательным условием для осуществления полномочий органами местного самоуправления. В ходе проверки было установлено, что в Кукуштанском с/поселении отсутствует программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Отсутствие данной программы нарушает права неопределенного круга лиц- жителей Кукуштанского с/поселения, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения на предоставление услуг в соответствие с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

В дальнейшем, 18.05.2012г. истец предъявил уточненные и дополнительные исковые требования, привлек к участию в процессе в качестве соответчика администрацию Кукуштанского с/поселения, указав, что в соответствие с Уставом Кукуштанского с/поселения подготовка муниципальных программ входит в компетенцию администрации поселения, поэтому просит обязать администрацию Кукуштанского с/поселения в срок до 01 ноября 2013года разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения и обязать Совет депутатов Кукуштанского с/поселения в срок до 31 декабря 2013года утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения.

В судебном заседании заместитель прокурора Пермского района Пермского края Пьянковой А.В. просила удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в заявлениях.

Представитель администрации Кукуштанского с/поселения и Совета депутатов Кукуштанского с/поселения Керова Н.Н. с исковыми требованиями согласна. В судебном заседании пояснила, что постараются к указанным срокам разработать и утвердить программу. В бюджете на 2013год будет предусмотрено выделение денежных средств для разработки и утверждения комплексной программы. В полномочия администрации поселения входит разработка программы, которой будет заниматься специализированная организация по конкурсу.

Суд, заслушав пояснениям истца, представителя ответчиков, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно пп.4.1 п.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения относятся регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

В силу пункта 6 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Согласно Устава муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение», принятого решением Совета депутатов от 27.11.2008г. № 23 структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов Кукуштанского сельского поселения- представительный орган муниципального образования (п.п.1.п.1.ст.22). Совет депутатов Кукуштанского сельского поселения является представительным органом поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения ( п.1 ст.23 Устава). Совет депутатов Кукуштанского сельского поселения обладает правами юридического лица. Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет глава Кукуштанского сельского поселения, который избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

В силу подпункта 3 пункта 2 ст. 40 Устава Муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» Администрация поселения разрабатывает и выполняет планы и программы развития поселения, готовит отчёты об их исполнении.

В силу подпункта 4 пункта 1 ст. 26 Устава Муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» в исключительной компетенции Совета депутатов находятся: принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении, а в силу пп.10 п.1 ст.26 Устава к компетенции Совета депутатов также относится: утверждение генерального плана поселения, местных нормативов градостроительного проектирования.

Статья 5 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, в частности органы местного самоуправления утверждают в соответствие с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Утверждение данной программы находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно п.5 ст.2 указанного Закона - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования (далее - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры).

В силу ст.11 названного закона осуществление полномочий по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей возможно только при наличии программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, то есть наличие данной программы является обязательным условием для осуществления полномочий органами местного самоуправления.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно сообщению Администрации Муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения не принята (л.д.6).

Довод представителя ответчиков о том, что разработка программы может быть осуществлена после разработки генплана не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, предусмотренной законодательством, из-за отсутствия денежных средств или отсутствия генерального плана территории Кукуштанского сельского поселения.

Документы территориального планирования муниципальных образований, согласно пояснений представителя ответчиков, будет разработаны до конца 2012года, на что запланированы денежные средства, что подтверждается Решением Совета депутатов Кукуштанского с/поселения от 30.10.2008г. № 16 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение», Положением о бюджетном процессе в Кукуштанского сельском поселении, Решениями Совета депутатов Кукуштанского с/поселения от 07.04.2011г. № 235, от 10.08.2010г. № 204 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 30.10.2008г. № 16», Решением Совета депутатов Кукуштанского с/поселения от 27.12.2011г. № 270 «О бюджете Кукуштанского сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов во втором чтении».

Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации Кукуштанского сельского поселения меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей.

В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, ответчики Администрация Муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» и Совет депутатов Кукуштанского с/поселения обязаны исполнить указанную обязанность, установленную законом.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд находит, что срок, в течение которого ответчик администрация Кукуштанского с/поселения обязана разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения, то есть до 01 ноября 2013 года, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. Также суд считает достаточным и разумным срок до 31 декабря 2013года для утверждения Совету депутатов Кукуштанского с/поселения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.

Обязать Администрацию Кукуштанского с/поселения в срок до 01 ноября 2013года разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения.

Обязать Совет депутатов Кукуштанского с/поселения в срок до 31 декабря 2013года утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кукуштанского с/поселения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2012года

Судья Гладких Н.В.