Дело № 2-896/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Коцур Т.Н., при секретаре Карташовой О.А., с участием прокурора Пермского района Пермского края Сапожниковой Л.С., истца Александрова П.С., представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности № 2 от 10.01.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в интересах Александрова П.С. к администрации Пермского муниципального района о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Александрова П.С., просит обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить Александрову П.С. за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели во внеочередном порядке отдельное жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарно-техническим требованиям (л.д.25-27). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Александрова П.С. по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В ходе проверки установлено, что Александров П.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как они по решению Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него лишены родительских прав. На основании Постановления главы муниципального образования Пермский район Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ №, он был направлен в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – в ГКОУ «Троицкий детский дом». При направлении в государственное учреждение, за Александровым П.С. жилое помещение не закреплялось и он был поставлен на учет в администрации Юговского сельского поселения (по месту первичного выявления) и включен в сводный список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Александров П.С. включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очередности в данных списках - №. Согласно представленной информации из ГУП ЦТИ Пермский филиал, отдела Росреестра по Пермскому краю за гр. Александровым П.С. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. В суде помощник прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске. Истец Александров П.С. на удовлетворении исковых требований настаивал. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск. Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили. Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края Сапожникову Л.С., истца Александрова П.С., представителя ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгаровой Л.И., проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2,3,15,16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имею право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующих финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее – жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд считает, что Александров П.С. вправе претендовать на внеочередное получение жилого помещения, поскольку он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в улучшении жилищных условий, так как не имеет какого-либо, закрепленного за ним жилья. Александров П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на жилищном учете в администрации Юговского сельского поселения (по месту первичного выявления) и включен в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета). Александров П.С. принят на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с ДД.ММ.ГГГГ и после наступления совершеннолетия с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очередности в данных списках - №. Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Александров П.С. не исключен. В судебном заседании установлено, что истец Александров П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником ГКОУ «Троицкий детский дом», в котором находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что при помещении его в детский дом жилое помещение за ним не закреплялось. Из объяснений истца следует, что на момент рассмотрения дела в суде жилье ему не предоставлено. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Александров П.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав родителей Александрова П.С. По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края за Александровым П.С. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Александров П.С. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Александрову П.С. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края, за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Доводы, Правительства Пермского края, указанные в отзыве, о том, что предоставление Александрову П.С. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом во внимание не принимаются, по следующим основаниям. В силу п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст.1 данного Закона, составляет 33 кв.м. для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, как было указано выше в решении ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Указанный Закон, применительно к рассматриваемым отношениям является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениям за счет средств бюджета Пермского края. Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодно для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв.м. – для одиноких граждан; 43 кв.м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. <адрес> жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. В Постановлении администрации Пермского муниципального района № 3057 от 07.09.2011 года «О норме предоставления площади жилого помещения для детей-сирот» установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей (Норма предоставления) – 33 кв.м. общей площади. Таким образом, на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Александрову П.С. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, т.е. не менее 33 кв. метров. Иск подлежит удовлетворению. Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Александрову П.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. На решение может быть подано апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда. Судья Т.Н. Коцур