2-857/2012 об обязании устранить нарушения законодательства



Дело № 2-857/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Петровой Н.С.,

с участием заместителя прокурора Пермского района Пермского края – Соболева Ю.Ю.,

представителя ответчиков Совета депутатов Кондратовского сельского поселения, администрации Кондратовского сельского поселения Кайгородовой В.Б., действующей на основании доверенностей,

представителя третьего лица Ядгаровой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Совету депутатов Кондратовского сельского поселения, администрации Кондратовского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ответчику Совету депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанности разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения в соответствие с требованиями закона.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в результате проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ установлено, что в соответствие с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно подпункта 4.1 пункта 1 статьи 17 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения относятся регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статья 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, в частности органы местного самоуправления утверждают в соответствие с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Утверждение данной программы находится в компетенции представительного органа местного самоуправления. В силу статьи 11 названного закона осуществление полномочий по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей возможно только при наличии программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, то есть наличие данной программы является обязательным условием для осуществления полномочий органами местного самоуправления. В ходе проверки было установлено, что в Кондратовском сельском поселении отсутствует программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Отсутствие данной программы нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Кондратовского сельского поселения, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения на предоставление услуг в соответствие с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ истцом уточнены исковые требования, в части привлечения в качестве соответчика администрацию Кондратовского сельского поселения, указав, что в соответствие с Уставом Кондратовского сельского поселения подготовка муниципальных программ входит в компетенцию администрации поселения, поэтому просит обязать администрацию Кондратовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения и обязать Совет депутатов Кондратовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения.

В судебном заседании заместитель прокурора Пермского района Пермского края Соболев Ю.Ю. просил удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчиков администрации Кондратовского сельского поселения и Совета депутатов Кондратовского сельского поселения главы Кондратовского сельского поселения Кайгородова В.Б. в ходе судебного заседания с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что в виду отсутствия генерального плана поселения ответчики не имеют возможности разработать и утвердить программу. Полномочия по утверждению генерального плана переданы в администрацию Пермского муниципального района.

Представитель третьего лица Ядгарова Л.И. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что в судебном порядке отсутствует возможность обязания органов местного самоуправления по принятию нормативно правовых актов, поскольку это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Суд, заслушав пояснениям истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения относятся регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования «Кондратовское сельское поселение», принятого решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов Кондратовского сельского поселения - представительный орган муниципального образования (подпункт 1 пункта 1 статьи 20). Совет депутатов Кондратовского сельского поселения является представительным органом поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения (пункт 1 статьи 21 Устава). Совет депутатов Кондратовского сельского поселения обладает правами юридического лица (пункт 9 статьи 21 Устава). Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет глава Кондратовского сельского поселения, который избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов (пункт 5 статьи 21 Устава) (л.д. 27-58).

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 43 Устава Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Администрация поселения разрабатывает и выполняет планы и программы развития поселения, готовит отчёты об их исполнении (л.д.43 оборот).

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Устава Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» к исключительной компетенции Совета депутатов отнесено: принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении, а в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 24 Устава к компетенции Совета депутатов также относится: утверждение генерального плана застройки и развития поселения, местных нормативов градостроительного проектирования (л.д. 36 оборот).

Представленными ответчиком документами, подтверждается, что полномочия по утверждению генеральных планов поселения переданы на уровень Пермского муниципального района, (решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение ) (л.д. 16-22).

Статья 5 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, в частности органы местного самоуправления утверждают в соответствие с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Утверждение данной программы находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 2 указанного Закона - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования (далее - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры).

В силу статьи 11 названного закона осуществление полномочий по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей возможно только при наличии программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, то есть наличие данной программы является обязательным условием для осуществления полномочий органами местного самоуправления.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

К документам территориального планирования, кроме генеральных планов поселений статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит схемы территориального планирования муниципальных районов.

В обоснование возражений представителем ответчиков указано на отсутствие генерального плана поселения, что, по мнению представителя ответчика, является препятствием для разработки и утверждения программы комплексного развития, при этом представителем ответчика не представлено доказательств невозможности разработки и утверждения программы комплексного развития на основании схем территориального планирования муниципальных районов, которые также относятся к документам территориального планирования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ Совет Кондратовского сельского поселения принял решение Об утверждении проекта программы «Развитие объектов коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения на 2013-2015 годы» (л.д.62). Представлен проект программы «Развитие объектов коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения на 2013-2015 годы» (л.д. 62-65).

Представленный проект программы не свидетельствует о том, что программа ответчиками разработана и утверждена.

В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, ответчики обязаны исполнить указанную обязанность, установленную законом, в настоящее время доказательств этому не представлено.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы возражений представителя третьего лица о невозможности в судебном порядке обязать органы местного самоуправления на разработку и утверждение программы комплексного развития, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Из изложенных в решении положений Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что обязанность по разработке и утверждению Программы на органы местного самоуправления возложена законом. В ходе проверки установлено, что фактически данная программа отсутствует. Изложенное, свидетельствует о том, что заявленные истцом требований обоснованны и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельства подлежат удовлетворению.

В соответствии статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд находит, что срок, в течение которого ответчик администрация Кондратовского сельского поселения обязана разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. На установление данного срока согласен прокурор. Также суд считает достаточным и разумным срок до ДД.ММ.ГГГГ для утверждения Совету депутатов Кондратовского сельского поселения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.

Обязать Администрацию Кондратовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения.

Обязать Совет депутатов Кондратовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Кондратовского сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения суда в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Р.В. Буланков