2-915/12 о возложении обязанности произвести расчет



Дело № 2-915/2012

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

25 мая 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Шумских Н.С.,

с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Соболева Ю.Ю.,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управдом-Сылва» Плотниковой Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управдом-Сылва» о возложении обязанности производить расчет размера платы за коммунальные услуги,

установил:

Прокуратура Пермского района Пермского края, действующая в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управдом-Сылва» (далее – ООО «Управдом-Сылва») о возложении обязанности производить расчет размера платы за коммунальные услуги по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при 100%-м снятии показаний индивидуальных приборов учета. В обоснование требований указано, что Прокуратурой Пермского района проведена проверка исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ). В ходе проверки установлено, что в управлении ООО «Управдом-Сылва» находятся многоквартирные жилые дома в п. Сылва Пермского района. Расчет размера платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета и частично или полностью индивидуальными приборами учета, ООО «Управдом-Сылва» осуществляет на основании формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. при этом, тем потребителям, которые не предоставили сведения о показаниях своих приборов учета за месяц, начисление размера платы осуществляется на основании среднемесячного объема потребления за три предыдущих месяца, что противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей услуг ООО «Управдом-Сылва», поскольку фактические объемы потребленных коммунальных ресурсов в таком случае распределяются между потребителями, предоставившими сведения о показаниях своих приборов учета. В соответствии с формулой № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех счетчиков распределяется между потребителями пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. То есть расчет размера платы за коммунальные услуги будет соответствовать требованиям закона только при условии 100% снятия показаний индивидуальных приборов учета в каждом конкретном месяце.

Исполняющий обязанности заместителя прокурора Соболев Ю.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Плотникова Т.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, пояснила, что в соответствии с п.п. 7, 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, предусмотрена обязанность потребителей оплачивать объемы полученных коммунальных услуг исходя из показаний общедомовых приборов учета. Передача показаний приборов учета, установленных в жилых помещениях, лежит на потребителях. Управляющая компания имеет право только контролировать правильность снятия показаний, но не чаще 1 раза в 6 месяцев (п.п. 50, 52 Правил). Обеспечить 100% снятие показаний в каждом месяце управляющая компания не может. В правилах отсутствует прямое указание на не применение формулы № 9, если не все потребители передали показания приборов учета, установленных в жилых помещениях. Также в правилах отсутствует какая-либо другая формула для произведения расчетов в таком случае. Для защиты интересов большинства добропорядочных потребителей, производит начисление и тем потребителям, которые фактически потребили коммунальные услуги, но не передали показания своих приборов учета. В противном случае, на добропорядочных потребителей распределится объем потребленных коммунальных услуг потребителей, не передавших показания приборов учета.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статья 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность.

Под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В соответствии с п. 3 Правил № 307 исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация.

Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с пп. 1 п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, размер платы (руб.) определяется по формуле 9:

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5 следующим образом:

- за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) по формуле № 3:

, (3)

где:

- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

- за газоснабжение (руб.) по формуле № 5:

, (5)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления газа на отопление жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, в том числе подсобных помещений жилого дома, установленный на единицу площади помещения (куб. м/кв. м в месяц);

- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);

- норматив потребления газа на приготовление пищи (куб. м в месяц на 1 чел.);

- норматив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 чел.);

- тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./куб. м).

Из письма ООО «Управдом-Сылва» от 22.03.2012 года, направленного прокурору Пермского муниципального района следует, что в ООО «Управдом-Сылва» расчет размера платы за жилищные услуги производится в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 года № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда», Приказом Госстроя РФ от 09.12.1999 года № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда» рассчитанные тарифы на жилищные услуги утверждены общим собранием собственников на 2011 год. На 2012 год тариф на жилищные услуги остался в размере 2011 года. Начисление жилищных услуг производится на площадь жилого помещения, так как бремя содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на собственниках помещений пропорционально их доле в общем имуществе. Управляющая организация при начислении коммунальных услуг использует п. 23 гл. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 – по формуле № 9 (л.д. 13).

Судом установлено, что в многоквартирных домах в п. Сылва Пермского района, управление которыми осуществляет ООО «Управдом-Сылва», установлены общедомовые приборы учета, что также не отрицается ответчиком (л.д. 13, 36). Для расчета платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение по формуле № 9 необходим такой показатель, как суммарный объем коммунального ресурса (электрической энергии, горячей и холодной воды, газа), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета. Для расчета платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством (Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307) необходимо установление суммарного объема потребленного коммунального ресурса. Указанная величина устанавливается исходя из информации, предоставленной каждой из квартир, находящихся в доме, в которых установлены приборы учета. Следовательно, распределение бремени расходов на места общего пользования между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, будет являться правомерным лишь тогда, когда управляющая организация будет обладать 100% информацией о потребленном коммунальном ресурсе каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный прибор учета.

Как следует из письменного отзыва ответчика, расчет платы за коммунальные услуги потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, но не подавшим показания своих приборов учета осуществляется по аналогии с п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, из среднемесячного потребления коммунальных ресурсов. Между тем, данный расчет, производимый ответчиком, является произвольным, применение данного способа расчета не предусмотрено законом.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, предусматривают для расчета платы за коммунальные ресурсы по формуле № 9 лишь такой показатель, как суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.

С учетом изложенного, в дальнейшем на ООО «Управдом-Сылва» необходимо возложить обязанность производить расчет платы по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 лишь при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета.

ООО «Управдом-Сылва» обязано предпринять все предоставленные ему законом меры к получению информации о показаниях индивидуальных приборов учета электроэнергии из всех квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета.

Действующее законодательство (п. 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307) предписывает возможность рассчитывать плату за потребленные коммунальные ресурсы лишь при наличии информации о сумме потребленного коммунального ресурса в жилых и нежилых помещениях дома. Таким образом, законодательство возлагает на управляющую организацию обязанность принимать меры к получению информации о потребленном коммунальном ресурсе (электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) каждым помещением дома.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

На Общество с ограниченной ответственностью «Управдом – Сылва» возложить обязанность производить расчет размера платы гражданам за коммунальные услуги по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при 100%-м снятии показаний индивидуальных приборов учета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30 мая 2012 года.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.В. Степанова