2-1369/2012 о возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства



Дело № 2-1369(2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Паньковой О.А., истца Захаровой Е.М., представителя ответчика Лобановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района, Захаровой Е.М., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Гамовского с/п Пермского района Пермского края о возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства,

установил:

Прокурор Пермского района, Захарова Е.М. обратились в суд с иском к Администрации Гамовского с/п Пермского района Пермского края о возложении обязанности зарегистрировать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения по месту жительства по адресу: <адрес> указав, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращениям жителей д. <адрес> по поводу права пользования и регистрации несовершеннолетних по месту жительства, в частности в прокуратуру обратилась Захарова Е.М. о регистрации по месту её жительства ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. В ходе проверки было установлено, что в д. <адрес> расположены жилые дома № , в которых проживают граждане. Жилые дома № в д. <адрес> были предоставлены руководителем КФХ «<данные изъяты>» ФИО16 для постоянного проживания граждан, являющимися работниками крестьянского хозяйства. Крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на жилые дома за кем-либо не было зарегистрировано. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с п. 16 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г. при обращении к должностным лицам, ответственным за регистрацию по месту жительства гражданин обязан предоставить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение. Вместе с тем, при вселении жителей в указанные дома в д. <адрес> ФИО17 не были представлены жителям документы на вселение и право пользования жилым помещениями. Соответственно данные документы у жителей отсутствуют. Поскольку жилые дома, расположенные по адресу: д. <адрес>, в которых проживают граждане. Жилые дома № , собственника не имеют, у граждан, проживающих в них, отсутствует возможность на реализацию прав, гарантированных Конституцией РФ и Жилищным Кодексом РФ. Однако, поскольку граждане не самовольно заняли указанные жилые дома, у них возникло право на проживание в домах. Вместе с тем, граждане не могут реализовать свое право на жилище в соответствии с Конституцией РФ, в том числе не могут осуществить регистрацию по месту жительства в общем порядке, а также реализовать другие предусмотренные законодательством РФ социальные права (получение детских пособий, материнского капитала, оказание медицинской помощи и проч.). В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в переделах РФ. Данный регистрационный учет введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация по месту жительства является обязанностью гражданина, и, более того, проживание без регистрации и по месту жительства может влечь наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 19.15 КоАП РФ. В правильности, законности, обоснованности и своевременности регистрационного учета граждан РФ заинтересовано прежде всего государство, поскольку это как раз и служит соблюдению условий, решению задач, достижению целей, в связи с которыми введен регистрационный учет граждан. Статьей 20 ГК РФ место жительство определено как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться. Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан РФ по месту жительства, Конституционный суд РФ в Постановлении от 02.08.1998г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав. У института регистрации имеется специальная цель – административный учет, носящий уведомительный характер. Закон РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено. Законом не запрещена регистрация граждан в жилых помещениях по месту жительства, для которых проживание находящихся в их пользовании и пригодных для постоянного проживания жилых помещениях является для них единственно возможным местом жительства. Спорный жилой дом принят на учет как бесхозяйный, впоследствии право собственности на него будет признано за собственником, который будет обладать полномочиями в заключении договоров социального найма. Учитывая, что в настоящее время при отсутствии документов о вселении граждане, проживающие в указанных домах и их несовершеннолетние дети не могут в установленном законом порядке зарегистрироваться по месту жительства, на администрацию Гамовского с/п может быть возложена обязанность зарегистрировать граждан и их несовершеннолетних детей по месту жительства в д. Заречная на основании решения суда. Без наличия регистрации по месту жительства граждане, в том числе несовершеннолетние не могут реализовать предусмотренные законодательством РФ социальные права (получение детских пособий, материнский капитал, оказание медицинской помощи по месту жительства и прочие), т.е. нарушаются их права. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов лица, которое не может самостоятельно осуществлять свои права. Поскольку в прокуратуру района поступило обращение родителей о регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка в судебном порядке, и учитывая, что несовершеннолетние не могут самостоятельно осуществлять свои права в силу возраста, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов несовершеннолетних.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истица Захарова Е.М. в суде на иске настаивала, пояснила с ДД.ММ.ГГГГ проживает в зарегистрированном браке с ФИО11, имеют совместную дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В зимний период проживают у мужа по адресу: <адрес>, а летом у своих родителей в д. <адрес>. Вместе с мужем обращались в Администрацию Гамовоского с/п о регистрации дочери в <адрес> по месту жительства мужа, но необходимо было дополнительно представить документы, в настоящее время хочет прописать дочь в д. <адрес> т.к. сама желает получить там регистрацию.

Представитель ответчика Лобанова Л.А. с иском прокурора не согласилась, пояснив, что жилые дома в д. <адрес> были поставлены администрацией на учет как безхозяйные, год с момента постановки на учет не прошел, в настоящее время к ним поступил запрос из Управления Росреестра по Пермскому краю о предоставлении информации о кадастровых номерах земельных участков по жилыми дома в д. <адрес> в связи с обращением ФИО14, действующей на основании доверенности от ФИО8, ФИО9, ФИО10 о регистрации права собственности на жилые дома в д. Заречная. Администрация не может зарегистрировать н/л ФИО3 в д <адрес> поскольку у Захаровых отсутствуют документы о праве собственности на дом, в котором они проживают, согласие собственника на проживание Захаровых в доме. Истица Захарова Е.М. со своим мужем ФИО11 постоянно проживают в <адрес>, в 2012г. обращались с заявлением о регистрации н/л ФИО1 по месту жительства её отца, но им необходимо было представить дополнительные документы.

Представитель третьего лица Управления ФМС России по Пермскому краю в суд не явился, направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав прокурора, истца Захарову Е.М., представителя ответчика Лобанову Л.А., изучив материалы дела, суд находит иск прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Захарова Е.М. обратилась в прокуратуру Пермского района с заявлением о регистрации и признании права пользования жилым помещением за её дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения в д. Заречная, поскольку ребенок не имеет регистрации (л.д. 7).

Свидетельство о рождении подтверждает, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ФИО11, мать - Захарова Е.М.

Из технического паспорта на здание (строение) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом был построен в 1993г., имеет три жилых комнаты, кухню, ванну и коридор, общей площадью 52, 1 кв.м. (л.д. 8-11).

Согласно сообщению ИФНС РФ по Пермскому району от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения в отношении Крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>» ИНН <данные изъяты> т.к. указанная организация ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована по решению регистрирующих органов на основании ст. 21.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ (л.д. 26).

Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что ФИО12 являлся работником крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>» и жилой дом для проживания ему был предоставлен руководителем КФХ «<данные изъяты>» ФИО13, т.к. истцом Захаровой Е.М. в суд был представлен контракт о трудовой деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФГУП «<данные изъяты>» ВСП «<данные изъяты>» в лице директора ФИО13 и ФИО12, т.е. ФИО12 являлся работником ВСП «<данные изъяты>».

Постановлением Главы Гамовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ присвоен почтовый адрес земельному участку ФИО13: <адрес>. Присвоены почтовые адреса жилым домам, расположенным на вышеуказанном земельном участке: <адрес>

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-23).

Доводы прокурора о том, что в ближайшее время право собственности на спорный жилой дом будет признано за собственником, который будет обладать полномочиями в заключении договоров социального найма, также являются несостоятельными, поскольку как следует из запроса Управления Росреестра по Пермскому краю в Администрацию Гамовского с/п от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра обратилась ФИО14 о регистрации права собственности в интересах ФИО8 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества и технический паспорт домовладения, т.е. за признанием права собственности на жилой дом по адресу: д. <адрес> обратилось не муниципальное образование, а физическое лицо ФИО8, который представил правоустанавливающий документ на земельный участок и технический паспорт. Из ответа Администрации Гамовского с/п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер принадлежит на праве собственности ФИО8

В соответствии со статьей 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 проживает со своими родителями по адресу: <адрес>, в летний период времени проживает со своими родителями по адресу: д. <адрес>.е. преимущественно проживает в <адрес> по месту жительства и регистрации своего отца ФИО11

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Действующим законодательством предусмотрено, что регистрация по месту жительства является административным актом, и при реализации права заявителя зарегистрироваться в жилом помещении, которое признается им местом жительства, и предоставленном заявителю на предусмотренных законодательством основаниях, на органы регистрационного учета не возлагается обязанность проверки правомерности заключения договора по передаче жилого помещения в пользование и не может расцениваться как обстоятельство, обусловливающее возникновение жилищных прав. Даная правовая позиция неоднократно излагалась в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Судом установлено, что у Захаровой Е.М. отсутствует регистрация по месту жительства по адресу: д. <адрес>, доказательств, подтверждающих, что она обращалась в Администрацию Гамовского с/п о регистрации её и её дочери ФИО1 по указанному адресу не представлено. Кроме того, ни прокурор, ни истец Захарова Е.М. не представили в суд доказательств, подтверждающих законное предоставление Захаровой Е.М. жилого помещения для проживания.

На момент рассмотрения дела в суде данный жилой дом зарегистрирован в ЕГРП как бесхозяйный, между тем, в июле 2012г. в регистрирующий орган поступило заявление о регистрации права собственности ФИО8 на указанный жилой дом, представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих законность пользования жилым помещением Захаровой Е.М. по адресу: <адрес>, кроме того, несовершеннолетняя ФИО1 преимущественно проживает в <адрес> по месту жительства своего отца ФИО11, который может беспрепятственно зарегистрировать её по своему месту жительства и социальные права несовершеннолетней нарушатся не будут.

Таким образом, в удовлетворении требований прокурора следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору Пермского района, Захаровой Е.М., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 в иске в Администрации Гамовского с/п Пермского района Пермского края о возложении обязанности зарегистрировать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения по месту жительства по адресу: <адрес> – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья:/подпись/

Справка

Мотивированное решение составлено 01 августа 2012 года.

Судья:/подпись/

Копия верна

Судья Пермского райсуда: О.В. Безматерных