Дело № 2-1371/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2012 года город Пермь при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края – Сапожниковой Л.С., представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – Радостевой М.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» - Крылова Л.И., и.о. директора МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера», представителя третьего лица Управления образования администрации Пермского муниципального района – Пуниной Я.О., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам администрации Пермского муниципального района Пермского края и МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» о возложении обязанности по обеспечению денежными средствами и обязанности по проведению аттестации рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам администрации Пермского муниципального района Пермского края и МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» с исковым заявлением о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение аттестации рабочих мест и обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на выделенные денежные средства в течение года с момента вступления решения в законную силу. В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних установлено, что в 2012 году в МОУ «Конзаводская СОШ» временно было трудоустроено 15 несовершеннолетних детей, достигших возраста четырнадцати лет. В ходе проверки установлено, что на основании договора №9-Н «О совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГКУ Центр занятости населения Пермского района Пермского края и МОУ «Конзаводская СОШ» временно было трудоустроено 15 несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет на временные вакантные рабочие места на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по виду работ: рабочий по обслуживанию здания. С каждым из несовершеннолетних администрацией учреждения были заключены срочные трудовые договоры. На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. В силу п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Согласно п.8 указанного Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно штатному расписанию МОУ «Конзаводская СОШ» имеет штат в количестве 68,5 единиц, что составляет 67 рабочих мест. До настоящего времени в МОУ «Конзаводская СОШ» аттестация рабочих мест не проведена, в связи с чем, нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», а также права несовершеннолетних на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно п. 1.10. Устава МОУ «Конзаводская СОШ» является юридическим лицом, учредителем которого, является МО «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования осуществляет управление образования администрации МО «Пермский муниципальный район». В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просит возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить денежными средствами Управление образования Пермского муниципального района на проведение аттестации рабочих мест в муниципальном общеобразовательном учреждении Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера, а Управление образования Пермского муниципального района обеспечить денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера на проведение аттестации рабочих мест; обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера на выделенные денежные средства в течение года с момента вступления судебного решения в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. просила удовлетворить уточнить исковые требования по доводам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Радостева М.В. не согласилась с иском, пояснила, что проведение аттестации рабочих мест является обязанностью школьного учреждения, бюджет на 2012 г. утвержден. На данный момент не известно на каком этапе находится создание аттестационной комиссии. Представитель ответчика МОУ «Конзаводская СОШ» Крылов Л.И. согласился с исковыми требованиями в полном объёме, пояснил, что финансирование школы производится из бюджета Пермского района, у школы нет самостоятельного дохода, который необходим для проведения аттестации. Школа не обращалась в администрацию по поводу проведения аттестации. Со стороны учредителя денежные средства на проведение аттестации не выделялись. Представитель ответчика Управления образования администрации Пермского муниципального района Пунина Я.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна. Третье лицо Государственная инспекция труда в Пермском крае в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Выслушав представителя истца и представителей ответчиков, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. В силу пункта 8 указанного Порядка Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № по МОУ «Конзаводская СОШ» о создании аттестационной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), однако аттестация рабочих мест в МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа» не была проведена из-за отсутствия денежных средств, выделенных на данную процедуру, данное обстоятельство подтверждено представителями ответчиков в судебном заседании. Из объяснения директора МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа» следует, что в мае 2012 года на основании договора с ЦНЗ Пермского района на период со 02.005.2012 года по ДД.ММ.ГГГГ в школу были трудоустроены 15 несовершеннолетних на должность: рабочего по обслуживанию здания. При приеме на работу с подростками были заключены срочные трудовые договоры. Аттестация рабочих мест не проведена, так как со стороны учредителя на данные цели денежные средства не выделялись. Вопрос находится на контроле в Управлении образования, но до настоящего времени не разрешен (л.д. 27). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчики не представили в суд документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест в МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа», в том числе карты аттестации рабочих мест, протоколы оценки факторов рабочей среды, травмобезопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, ведомости рабочих мет и результаты их аттестации, иных доказательств надлежащего исполнения обязанности, установленной ст. 212 Трудового кодекса РФ. При данных обстоятельствах суд находит, что МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа» как работодатель не выполняет установленную законом обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, не имеет денежных средств, необходимых на проведение аттестации рабочих мест. В соответствии с ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией (государственное учреждение). Государственное учреждение может быть бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципальных районов. На основании ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Согласно пунктам 1.2, 1.10 Устава МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» является муниципальным гражданским средним светским некоммерческим общеобразовательным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закреплённое за ней в оперативное управление, лицевые счета в органах казначейства, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечать по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. В соответствии с пунктом 1.6 Устава МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» учредителем Учреждения является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Пермский муниципальный район» осуществляет управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (л.д. 7-23). В силу пункта 5.1 Устава имущество школы является муниципальной собственностью Пермского муниципального района и закреплено за ней на праве оперативного управления. При данных обстоятельствах суд считает, что расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» должны быть выделены из бюджета Пермского муниципального района ввиду отсутствия самостоятельных средств у школы. Решением Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 20.12.2011г. № 222 утвержден Бюджет Пермского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы. В указанном Бюджете не предусмотрены денежные средства для выделения школам на проведение аттестации рабочих мест. Довод представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района о невозможности выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, так как бюджет Пермского муниципального района до 2014 года утверждён, в нём не предусмотрены расходы на проведение аттестации рабочих мест не является юридически значимым и не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов и организаций, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств. В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, ответчик МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» должно исполнить обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, установленную законом, Управление образования администрации Пермского муниципального района как учредитель МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера», обязано обеспечить муниципальное учреждение денежными средствами необходимыми для проведения указанной аттестации, а администрация Пермского муниципального района обязана выделить денежные средства Управлению образования Пермского муниципального района на проведение аттестации рабочих мест в муниципальном общеобразовательном учреждении Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера. В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд считает, что срок до 01.10.2012 года, в течение которого Администрация Пермского муниципального района обязана обеспечить денежными средствами Управление образования Пермского муниципального района на проведение аттестации рабочих мест в муниципальном общеобразовательном учреждении Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера, а Управление образования Пермского муниципального района обеспечить денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера на проведение аттестации рабочих мест является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. Годичный срок со дня вступления в законную силу решения суда, для исполнения ответчиком МОУ «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. Руководствуясь ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность в срок до 01 октября 2012 года обеспечить Управление образования администрации Пермского муниципального района на проведение аттестации рабочих мест в муниципальном общеобразовательном учреждении Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера, а Управление образования Пермского муниципального района обеспечить денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера на проведение аттестации рабочих мест. Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на выделенные денежные средства. Указанная обязанность подлежит исполнению муниципальное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме. Судья /подпись/ Копия верна Судья О.В. Безматерных СПРАВКА Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Судья О.В. Безматерных