Дело № 2-1915/2012г. РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет рещение не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 19 сентября 2012 года г. Пермь, Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Гладких Н.В., при секретаре Городиловой Е.А., с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Поляковой Е.Ю., истца Кузнецова Я.С., представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района- Радостевой М.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края действующего в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- Кузнецова Я.С. к администрации Пермского муниципального района, 3-е лицо Правительство Пермского края, о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Кузнецова Я.С., просил обязать администрацию Пермского муниципального района за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Кузнецову Я.С. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. и отвечающего санитарно-техническим требованиям. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Кузнецова Я.С., являющегося лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ранее в ходе проверки установлено, что Кузнецов Я.С. является ребенком – сиротой, так как его мать лишена родительских прав, отец ребенка в свидетельстве о рождении записан со слов матери, в связи с чем он был определен в детское государственное учреждение, где находился на воспитании в период с 2004г. по 2007г. В последующем на основании Постановления главы Пермского муниципального района от 02.02.2007г. над несовершеннолетним Кузнецовым Я.С. была установлена опека. При определении Кузнецова Я.С. в детский дом, а также при установлении в дальнейшем опеки, жилое помещение за ним не закреплялось, в связи с чем он был поставлен на учет по месту первичного выявления- в администрации Юговского с/поселения и включен в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с 15.05.2008г. По состоянию на 01.01.2012 года номер его очередности- 140. Согласно представленной информации из главного Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края за Кузнецовым Я.С. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. В суде помощник прокурора Пермского района Полякова Е.Ю. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске. Истец Кузнецов Я.С. на иске настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Радостева М.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.33-35). Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске прокурору Пермского района отказать в полном объеме (л.д. 27-31). Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края Поляковой Е.Ю., истца Кузнецова Я.С., представителя ответчика администрации Пермского муниципального района Радостевой М.В., исследовав гражданское дело, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующих финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее – жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Из информации, предоставленной главой администрации Пермского муниципального района от 27.07.2012 года усматривается, что Кузнецов Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на жилищном учете в администрации Юговского сельского поселения (по месту первичного выявления), и включен в сводный Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району, с 15.05.2008 года. По состоянию на 01.01.2012 года номер его очередности в данных списках - № 140 (л.д.15). Таким образом, Кузнецов Я.С. принят на жилищный учет до достижения им 23-летнего возраста. На момент постановки Кузнецова Я.С. на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей: <данные изъяты> (л.д.9, 53). Отец ребенка записан в свидетельстве о рождении со слов матери, что подтверждается справкой отдела ЗАГС <адрес> (л.д.8, 51). Судом установлено, что за Кузнецовым Я.С. жилое помещение по месту его жительства в <адрес>, не закреплено. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности О., что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.14). Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде Кузнецову Я.С. предоставлено жилье, не представлено. Фактического места жительства у Кузнецова Я.С. по месту жительства <данные изъяты> О.., что подтвердил в судебном заседании Кузнецов Я.С. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий: 1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения; 3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кузнецов Я.С.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником <данные изъяты> детского дома с 2004г. по 2007годы, находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой, копией личного дела (л.д.10, 44-63). <данные изъяты> 15.05.2008 года Кузнецов Я.С. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пермскому муниципальному району за № 140 (по состоянию на 01.01.2012г.) (л.д. 15-оборот, л.д. 16, 68, 69-73). Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Кузнецов Я.С. не исключен. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края, за Кузнецовым Я.С. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д., л.д. 12, 13). Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кузнецов Я.С. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду невозможности предоставить ему ранее занимаемое жилое помещение, какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет. Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Кузнецову Я.С. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий. Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Доводы, Правительства Пермского края, указанные в отзыве, о том, что предоставление Кузнецову Я.С. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом во внимание не принимаются, по следующим основаниям. В силу п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст.1 данного Закона, составляет 33 кв.м. для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, как было указано выше в решении ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Указанный Закон, применительно к рассматриваемым отношениям является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениям за счет средств бюджета Пермского края. Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодно для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв.м. – для одиноких граждан; 43 кв.м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п (ред. от 29.06.2010) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. Согласно Постановлению администрации Пермского района № 3057 от 07.09.2011 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (норма предоставления), 33 кв. метра общей площади. Исследовав обстоятельства дела, анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Кузнецову Я.С. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее 33 кв.м., за счет средств, предусмотренных и выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Кузнецову Я.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на одного человека не менее 33 кв.м. общей площади и отвечающего санитарно-техническим требованиям. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края. Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких СПРАВКА Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2012года Судья Гладких Н.В.