№ 2-1876/2012 о признании незаконным и отмене решения об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения



Дело № 2-1876/2012

РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

21 сентября 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Н.В. Гладких,

при секретаре Е.А.Городиловой,

с участием представителя заявителя Шестакова С.Л., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тюникиной Е.А. о признании незаконным и отмене Решения Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в заключение договора социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Тюнькина Е.А. обратилась с заявлением о признании незаконным и отмене решения государственного органа – Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 25 июля 2012 года № 508 об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование данного требования заявитель указала, что она является членом семьи военнослужащего капитана Тюнькина В.А.. Её сын Тюнькин И.В. также является членом семьи Тюнькина В.А. Её супруг Тюнькин В.А. должен быть обеспечен жилым помещением как увольняемый с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе на основании ч. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего». Тюнькин В.А. поставлен на учёт на получение жилья по решению жилищной комиссии войсковой части 31533. Тюнькину В.А., с учетом его семьи, выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. 25 июля 2012 года Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало в заключение договора социального найма в отношении указанного жилого помещения. Данное решение является незаконным и подлежит отмене. Нуждаемость в жилом помещении определяется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности на основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В оспариваемом решении верно рассчитана общая площадь в квартире, занимаемой ею и расположенной по адресу: <адрес>, приходящаяся на неё и её сына Тюнькина И.В.- 19,8 кв.м. Общая площадь имеющегося жилья, приходящаяся на каждого члена её семьи (неё, Тюнькина В.А. и Тюнькина И.В.) составляет 6,6 кв.м. (19,8 кв.м. : 3). Согласно Постановлению Главы Муниципального образования «Пермский район» от 01 июля 2005 года № 1543 учётная норма площади жилого помещения в Пермском районе составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. При указанных обстоятельствах на основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ она и члены её семьи признаны нуждающимися в жилом помещении. Определение общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, указанное в оспариваемом решении, не соответствует требованиям закона. В силу ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается только площадь жилого помещения, находящегося в собственности у гражданина и членов его семьи. Квартира, расположенная по адресу: посёлок <адрес>, занимаемая ею и членами её семьи, находится в муниципальной собственности.

Заявитель Тюнькина Е.А. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия, направила в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель заявителя Тюнькиной Е.А. Шестаков С.Л. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица Тюнькин В.А. и Тюнькин И.В. не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, не представили возражений по заявлению.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило возражения на заявление, в котором заявило требование об отказе в удовлетворении заявления.

Согласно письменным возражениям на заявление, Тюнькину В.А. и членам его семьи предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Площадь квартиры превышает максимально допустимые нормы предоставления на 19,8 кв.м. (<данные изъяты>). При определении размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, должны учитываться площади жилых помещений, находящихся в собственности заинтересованных граждан и используемых ими по договорам социального найма в силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Общефедеральная норма предоставления жилого помещения в размере 18 кв.м. на человека определена в ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». По смыслу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ч.7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в случае предоставления жилого помещения гражданам, состоящим на учёте нуждающихся (при отказе сдать государству ранее занимаемое жильё) общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданину и членам его семьи по договору социального найма определяется как разница между размером площади жилого помещения, полагающегося ему по нормам предоставления и величиной общей площади жилого помещения, имеющегося до предоставления добавочной жилой площади. Тюнькина Е.А. и Тюнькин И.В. обеспечены общей площадью жилого помещения в размере 19,8 кв.м. и не готовы сдать эту площадь государству, поэтому в силу принципа однократности предоставления жилья на бесплатной основе они могут претендовать на жилое помещение площадью не менее 34,2 кв.м. и не более 43,2 кв.м.

Выслушав представителя заявителя, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.

В силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Тюнькина Е.А. и Тюнькин И.В. являются <данные изъяты> членами семьи Тюнькина В.А., что следует из свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении (л.д.12-14).

Место жительства Тюнькиной Е.А. и Тюнькина И.В. зарегистрировано по адресу: <адрес>, место жительства Тюнькина В.А. зарегистрировано по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» (л.д.15).

Жилое помещение, расположенное по указанному адресу, находится в муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения с 29 декабря 2007 года и не является служебным, что следует из справок Администрации Муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» (л.д.22).

Капитан Тюнькин В.А. проходит военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, подлежит увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе после предоставления жилья по установленным нормам, что подтверждается справками войсковой части <данные изъяты> (л.д.16-18).

В соответствии с п.1 ст. 40 и п.1 ст.45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 02 июля 2002 года Тюнькин В.А. поставлен в очередь на получение жилья, что следует из выписки из протокола № 22 (л.д.19).

Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет заключение договоров социального найма жилых помещений на основании решений, принимаемых Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, что следует из выписки из Устава.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, распределено Тюнькину В.А. и членам его семьи (трём человекам), что подтверждается извещением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 96831 (л.д.20).

Решением Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 25 июля 2012 года № 508 капитану Тюнькину В.А. и совместно проживающим с ним членам его семьи Тюнькиной Е.А. и Тюнькину И.В.отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.21).

В качестве основания отказа в заключении договора социального найма жилого помещения указано на превышение нормы предоставления жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку у Тюнькиной Е.А. и Тюнькина И.В. имеется право пользования жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. В обоснование решения об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при определении размера жилого помещения, предоставляемого Тюнькину В.А. и членам его семьи, должно быть учтено жилое помещение, занимаемое его супругой и сыном, в размере 19,8 кв.м. (<данные изъяты>). Тюнькину В.А. полагается жилое помещение, площадь которого рассчитывается следующим образом: 18 кв.м. Х 3 – 19,8 кв.м. = 34,2 кв.м. В соответствии с п.3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанная площадь может быть превышена, но не более чем на 9 кв.м., поэтому максимально допустимая общая площадь жилого помещения, предоставляемого Тюнькину В.А. и членам его семьи, должна быть не более 43,2 кв.м. (34,2 кв.м. + 9 кв.м.). Жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, распределённое Тюнькину В.А. и членам его семьи, превышает максимально допустимые нормы предоставления на 19,8 кв.м. (63 кв.м. – 43,2 кв.м.).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статья 51 Жилищного кодекса указывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд установил, что Тюнькин В.А. признан нуждающимся в жилом помещении решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 02 июля 2002 года, данное решение не отменено. Тюнькину В.А. и членам его семьи распределено спорное жилое помещение, что подтверждается извещением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 96831. Решение о распределении семье Тюнькина В.А. спорного жилого помещения в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным, и не отменено.

В силу ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно частям 1 и 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Таким образом, в ст. 57 Жилищного кодекса РФ содержатся правила о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд считает, что для определения площади жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не могут применяться нормы ст. 51 Жилищного кодекс РФ, поскольку они регламентируют основания признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении, а не предоставления жилого помещения. Тюнькин В.А. в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении.

Суд находит, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, должна учитываться площадь жилого помещения, находящегося в собственности у лиц, которым предоставляется жилое помещение.

Тюнькин В.А. и члены его семьи Тюнькина Е.А., Тюнькин И.В. не имеют в собственности жилых помещений, что следует из справки Пермского районного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщения и уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Доводы Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что Тюнькина Е.А. и Тюнькин И.В. не готовы сдать квартиру в <адрес>, государству, какими-либо доказательствами не подтверждены. <данные изъяты>

В силу пунктов 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. 3. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, семья, состоящая из трёх человек, члены которой не имеют в собственности жилых помещений, имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не более 63 кв.м. ((18 кв.м. Х 3) + 9 кв.м.). Жилое помещение, распределенное семье Тюнькиным в <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., что не превышает допустимую норму.

Суд приходит к выводу о том, что методика расчёта общей площади жилого помещения, полагающегося Тюнькину В.А. и членам его семьи, указанная в оспариваемом решении, не основана на нормах права, подлежащих применению, поэтому оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене.

При таком положении на Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подлежит возложению обязанность по повторному рассмотрению вопроса о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение с капитаном Тюнькиным В.А. и членами его семьи Тюнькиной Е.А., Тюнькиным И.В..

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Тюнькиной Е.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Решение Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 25.07.2012г. № 508 об отказе капитану Тюнькину В.А. и членам его семьи Тюнькиной Е.А. и Тюнькину И.В. в заключение договора социального найма на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.

Возложить на Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность по рассмотрению вопроса о заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение с капитаном Тюнькиным В.А. и членами его семьи Тюнькиной Е.А. и Тюнькиным И.В..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2012года

Судья Гладких Н.В.