2-1767/2012 по иску прокурора о возложении на администрацию сельского поселения обязанности



Дело № 2- 1767/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2012 года                                                                                                     г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Андриевской М.В.,

с участием помощника прокурора Погореловой Е.В., третьего лица Давидюка Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района о возложении обязанности поставить на учет автомобильную дорогу, привести состояние автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства, зарегистрировать право собственности на дорогу,

установил:

Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района о возложении обязанности поставить на учет автомобильную дорогу, привести состояние автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства, зарегистрировать право собственности на дорогу.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению Давидюка Л.И. о блокировании проезда по автомобильной дороге по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района. В ходе проверки, проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Севастьяны, ул. Запашная, которым установлено, что согласно материалам передачи земель в ведение сельских администраций 1991 года, участок шириной около 8 м, длиной около 330 м предназначен для проезда (в настоящее время улица Запашная). Также в соответствии с материалами передачи земель в ведение сельских администраций 1991 года улица Запашная в д.Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района должна проходить вдоль домов граждан в существующей застройке, согласно присвоенной нумерации жилым домам. Указанный факт подтверждается также аэрофотосъемкой 2005 года, где данная улица имеет подъезд ориентировочно до дома № 11 и упирается в неустановленное препятствие, в связи с чем, организована объездная дорога со спуском в лог и последующим подъемом на ул.Запашная за домом № 9. Объездная дорога при спуске в лог имеет бетонное покрытие далее представляет собой естественный грунт с растительным травостоем. В настоящее время дорога по ул. Запашная в д. Севастьяны представляет, собой естественный грунт с растительным травостоем, имеет уклон между домами № 9 и № 7, что в неблагоприятную погоду не позволяет осуществлять по ней проезд из-за возможного соскальзывания в лог. За домом № 7 дорога сужается из-за размещения на обочине дороги электрических столбов. Расстояние от столбов до ограждений участков составляет от 3,6 до 5 метров. Каких-либо мест для разворота не имеется. Дорога по ул.Запашная в д. Севастьяны находится в ведении Култаевского сельского поселения, является дорогой общего пользования местного значения. Общая протяженность дороги по ул. Запашная составляет 732 м. Территория (земельный участок под дорогой по ул.Запашная) расположена в границах населенного пункта д.Севастьяны Култаевского сельского поселения. Указанная дорога не соответствует требованиям постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы). В нарушение требований действующего законодательства РФ администрацией Култаевского сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги местного значения по ул.Запашная в границах населенного пункта д.Севастьяны и обеспечение безопасности дорожного движения на ней не осуществляется, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на свободный проезд транспортных средств и перевозки грузов.

Кроме того, на основании пояснительной записки администрации Култаевского сельского поселения установлено, что дорога по ул.Запашная в д.Севастьяны Култаевского сельского поселения на балансе администрации Култаевского сельского поселения не состоит, в реестр муниципальной собственности указанная дорога не включена. Невыполнение действий по постановке автомобильной дороги по ул.Запашная в д.Севастьяны на учет как бесхозяйной препятствует дальнейшему определению ее собственника и надлежащему содержанию, в связи с чем нарушаются права неопределённого круга лиц на, беспрепятственное, безопасное движение по автомобильной дороге, создается угроза наступления неблагоприятных последствий, вызванных невозможностью беспрепятственного проезда к жилым домам граждан. Учитывая, что право собственности Култаевского сельского поселения на автомобильную дорогу по ул.Запашная в д.Севастьяны не зарегистрировано в установленном законом порядке, это влечет за собой невозможность выделение денежных средств па ремонт и содержаний автомобильных дорог в нормативном состоянии, влияет на обеспечение сохранности автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства. Также отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную выше автомобильную дорогу нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в части обеспечения органами местного управления условий безопасности дорожного движения, как следствие выполнение требований Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения. Таким образом, бездействие администрации Култаевского сельского поселения по регистрации права собственности на автомобильную дорогу по ул.Запашная в д.Севастьяны нарушает права и интересы лиц, круг которых определить невозможно, в том числе нарушает интересы муниципального образования, так как влияет на сохранность муниципального имущества - автомобильных дорог. Просит возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность в срок до 01.10.2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения на учет как бесхозяйной; в срок до 01.01.2013 года привести дорожное полотно автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения в соответствие с требованиями постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы); зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края по истечении одного года с момента постановки автомобильной дороги на учет как бесхозяйной.

В судебном заседании помощника прокурора Погорелова Е.В. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Ответчик администрация Култаевского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила. В возражениях на исковое заявление указала, что просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования признает в части возложения обязанности в срок до 01.10.2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения на учет как бесхозяйной и по истечении одного года с момента постановки автомобильной дороги на учет как бесхозяйной зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края. С исковыми требованиями в части привести дорожное полотно автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения в соответствие с требованиями постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы) не согласна, поскольку бюджет администрации поселения не имеет возможности и средств исполнить данные требования, возможно лишь провести грейдировку и чистку снега в зимнее время.

Третье лицо Дивидюк Л.И. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, просил удовлетворить. Пояснил, что дорога в очень плохом состоянии и в весенне-осенний, зимний период или в дождь проехать к домам по ней невозможно.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно акту обследования земельного участка от 18.07.2012 года, комиссией в составе помощника прокурора Пермского района Субботиной Е.В., заместителя начальника Пермского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Куклина В.А., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Пермскому району Халилова А.Ф., заместителя начальника отдела по землеустройству комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Тимергалисвой Р.Ф., начальника МКУ управления благоустройства Пермского района Полежаева А.Б., ведущего специалиста сектора имущественных отношений администрации Култаевского сельского поселения Ощепковой О.М., в присутствии Давидюка Л.И., собственника дома №11 по ул. Запашная в д.Севастьяны Мелентьсвой Г.А. проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Севастьяны, ул. Запашная, которым установлено, что дорога по ул. Запашная в д. Севастьяны находится в ведении Култаевского сельского поселения, является дорогой общего пользования местного значения. Общая протяженность дороги по ул. Запашная составляет 732 м. Территория (земельный участок под дорогой по ул.Запашная) расположена в границах населенного пункта д.Севастьяны Култаевского сельского поселения. Указанная дорога не соответствует требованиям постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы) (л.д.28).

Из заключения заместителя начальника Пермского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Куклина В.А. от 18.07.2012 года по результатам обследования земельного участка по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения следует, что в соответствии с материалами передачи земель в ведение сельских администраций, участок шириной около 8 м, длиной около 330 м предназначен для проезда. Данный факт подтверждается аэрофотосъемкой 2005 года, где данная улица имеет подъезд ориентировочно до дома № 11 и упирается в неустановленное препятствие, в связи с чем, имеется объездная дорога со спуском в лог и последующим подъемом на данную улицу за домом № 9. В настоящее время дорога по ул. Запашная в д. Севастьяны представляет, собой естественный грунт с растительным травостоем, имеет уклон между домами № 9 и № 7, что в неблагоприятную погоду не позволяет осуществлять по ней проезд из-за возможного соскальзывания в лог. За домом № 7 дорога заужается, из-за размещения на обочине дороги электрических столбов. Расстояние от столбов до ограждений участков составляет от 3,6 до 5 метров. Данная дорога является тупиковой, каких-либо мест для разворота не имеется. Объездная дорога при спуске в лог имеет бетонное покрытие далее представляет собой естественный грунт с растительным травостоем, не отвечает требованиям проезда (л.д.11).

В соответствии с ч. 9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 28.11.2011 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации (ст. 27, 28 Федерального закона N 257-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ).

Исходя из положений ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с положениями ст.ст. 13, 14 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Согласно п.п. 1, 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Из пояснительной записки администрации Култаевского сельского поселения от 19.07.2012 года следует, что дорога по ул.Запашная в д.Севастьяны Култаевского сельского поселения на балансе администрации Култаевского сельского поселения не состоит, в реестр муниципальной собственности не включена (л.д.18).

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.

На основании п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17 сентября 2003 года, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

В силу п. 5 указанного Положения Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ст.ст. 2, 4, 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переход или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что при проведении прокуратурой проверки по результатам обследования земельного участка по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения, были выявлены нарушения - дорога по ул.Запашная, расположенная в границах населенного пункта д.Севастьяны Култаевского сельского поселения, не соответствует требованиям постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы), на указанную дорогу администрацией Култаевского сельского поселения не зарегистрировано право собственности.

Ответчик признает исковые требования в части возложения обязанности в срок до 01.10.2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения на учет как бесхозяйной и по истечении одного года с момента постановки автомобильной дороги на учет как бесхозяйной зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края.

Однако отсутствие автомобильных дорог на балансе или в собственности муниципального образования не освобождает органы местного самоуправления от осуществления дорожной деятельности и не свидетельствует об отсутствии оснований для возложения на него обязанностей по содержанию автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что дорожное покрытие по ул. Запашная в д. Севастьяны не соответствует требованиям госстандарта, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, возникновению дорожно-транспортных происшествий, причинению ущерба собственникам транспортных средств, поэтому в целях безопасности дорожного движения администрация Култаевского сельского поселения обязана привести дорожное покрытие по ул. Запашная в д. Севастьяны, расположенное в границах муниципального образования, в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации. На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность в срок до 01.10.2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края на учет как бесхозяйной.

Возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность в срок до 01.01.2013 года привести дорожное полотно автомобильной дороги общего пользования по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края в соответствие с требованиями постановления Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы).

Возложить на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность и по истечении одного года с момента постановки автомобильной дороги на учет как бесхозяйной зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу по ул. Запашная в д. Севастьяны Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Решение изготовлено в окончательном виде 24.09.2012г.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.В. Овчинникова