Дело № 2-1795/2012 РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 года Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Гладких Н.В., при секретаре Городиловой Е.А., с участием истца Бобрович Г.Н., представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района Пермского края Радостевой М.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобрович Г.Н. к Администрации Пермского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истец Бобрович Г.Н.. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Пермского муниципального района, Правительству Пермского края просит обязать Администрацию Пермского муниципального района предоставить ей на семью из двух человек, вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 42 кв.м., отвечающие санитарным и техническим требованиям применительно за счет средств бюджета Пермского края, выделенные на эти цели. В обоснование заявленных требований указала, что она с 1995 года воспитывалась в Вознесенском детском доме для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении с 27.01.1995 года по август 2004 года, <данные изъяты>. Она не обеспечена жильем, поскольку не имеет никакого жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования. Считает, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот. 17.02.2009 года, т.е. до достижения 23-х летнего возраста, она подала заявление на имя Главы <данные изъяты> с/поселения с просьбой предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, однако жилое помещение ей не предоставили. Кроме того, в настоящее время оказалось, что ее нет в списках льготной очереди на получение благоустроенного жилья, чем нарушены ее законные права и интересы. Оснований для отказа в предоставлении ей жилого благоустроенного помещения, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеется, поскольку с вопросом о предоставлении жилого помещения она обратилась своевременно, но по вине должностных лиц сельской администрации в надлежащем списке не оказалась. За ней не было закреплено жилье, но вопреки этому администрация района жилье ей не предоставляет. ДД.ММ.ГГГГ. у нее родился сын С1, который также жильем не обеспечен, является нуждающимся в жилой площади. Вместе со своими братьями она проживает в доме, который признан ветхим, не пригодным для проживания, поэтому администрация отказывается ее регистрировать в этом доме. Она вынуждена временно встать на регистрационный учет в <адрес>, однако малолетний сын С1 не имеет регистрации по месту фактического жительства. В суде истец на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Радостева М.В. исковые требования не признала. Ответчик- Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске отказать в полном объеме (л.д. 52-57). Заслушав пояснения истца, представителя администрации Пермского муниципального района, проверив письменные доказательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В судебном заседании установлено, что истец Бобрович Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась воспитанницей Вознесенского детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении с 27.01.1995 года по 31.08.2004 года (л.д.9). <данные изъяты>. В настоящее время зарегистрирована временно по месту пребывания в жилом доме по адресу: <адрес> на срок с 11.07.2012г. по 11.07.2013года (л.д.10). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности А.., что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.40). В судебном заседании истец пояснила, что зарегистрирована временно по указанному адресу у своей сестры А1 (л.д.39), фактически живет у другой сестры в <адрес>. Постановлением главы администрации Пермского района Пермской области № 45 от 19.01.1995 года за Бобрович Г.Н. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.20). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также копией личного дела Бобрович Г.Н. Истец снята с регистрационного учета по указанному адресу с 14.04.2009г. (л.д.18). 19.01.2012г. Бобрович Г.Н. предоставила Главе <данные изъяты> с/поселения заявление с просьбой зарегистрировать ее на постоянное место жительства по адресу: <адрес> (л.д.22). Из справки администрации <данные изъяты> с/поселения по состоянию на 31.01.2012г. следует, что Бобрович Г.Н. по указанному адресу не зарегистрирована (л.д.23). Из акта обследования межведомственной комиссии жилого дома №, <адрес> от 25 ноября 2010 года следует, данный жилой дом находится в неудовлетворительном и ветхом состоянии, в виду многочисленных деформаций основных несущих конструкций, которые привели к снижению их несущей способности и эксплуатационных характеристик. В соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, жилой дом № <адрес> следует признать непригодным для проживания (л.д. 14-15). Таким образом, закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания. В данном случае исходя из ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что истец Бобрович Г.Н. является лицом, которому дано право на внеочередное предоставление жилого помещения. Во-первых, наличие у нее статуса лица, оставшегося без попечения родителей; во-вторых, отсутствие закрепленного за ней жилого помещения и нуждаемость в жилом помещении. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения. В ходе судебного разбирательства судом выяснялись следующие вопросы: обращалась ли Бобрович Г.Н. в досудебном порядке о предоставлении ей жилого помещения в компетентные органы власти по месту жительства; когда имело место такое обращение. Установлено, что истец Бобрович Г.Н. по вопросу предоставления ей жилого помещения в досудебном порядке обращалась до достижения 23 лет. Об свидетельствует ее заявление на имя главы <данные изъяты> сельского поселения от 17.02.2009 года. В указанном заявлении Бобрович Г.Н. просила предоставить ей благоустроенное жилье, так как является воспитанницей Вознесенского детского дома для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с 27.01.1995года. Указанное заявление поступило в администрацию в тот же день, что подтверждается отметкой на заявлении (л.д.42). На момент обращения с заявлением истцу было <данные изъяты> года. 16.03.2009г. администрацией <данные изъяты> с/поселения был дан ответ за № 205, в котором указано, что предоставление жилого помещения предусмотрено детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в данный момент на территории поселения нет свободной муниципальной жилой площади. Указанный ответ получен 16.03.2009г. А1. Доказательств получения данного ответа Бобрович Г.Н., суду не представлено. В судебном заседании истец пояснила, что данный ответ с администрации не получала, так как в тот период времени проживала в <адрес>. Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. На момент обращения Бобрович Г.Н. с заявлением в администрацию <данные изъяты> с/поселения с просьбой предоставить ей жилое помещение, имелся акт обследования жилого помещения по <адрес> от 21.12.2001г., подписанный комиссией в составе Главы <данные изъяты> с/администрации и консультанта администрации, согласно которого жилой дом деревянный, ветхий, аварийный, в комнате сыро (л.д.13). Несмотря на данные обстоятельства, администрация <данные изъяты> с/поселения не поставила Бобрович Г.Н. на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. Из списка детей-сирот, состоящих на регистрационном учете на получение жилья, утвержденного Постановлением администрации Пермского муниципального района 03.02.2012г. № 478, видно, что Бобрович Г.Н. не включена в указанные списки (л.д.66-79). Не включение истицы в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для отказа в иске Бобрович Г.Н., поскольку с вопросом о предоставлении жилья она обратилась своевременно, но по вине должностных лиц сельской администрации в надлежащий список не была включена. Подав, 17.02.2009 года соответствующие заявление в сельскую администрацию, Бобрович Г.Н. была вправе рассчитывать на включение её в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, по вине должностных лиц её право быть включенной в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в улучшении жилищных условий было нарушено. Анализируя вышеуказанные доказательства, следует считать установленным, что истец подала заявление на получение жилого помещения, но жилое помещение ей не было предоставлено до достижения 23 лет. При таком положении достижение истцом на момент обращения в суд <данные изъяты> лет, не является основанием для отказа в иске, поскольку ее право на получение жилья не было реализовано в установленный законом срок по независящим от нее обстоятельствам, нарушение ее права носит длящийся характер. Из представленных истицей доказательств видно, что в 2001 году жилой дом, который был закреплен за Бобрович Г.Н. уже находился в аварийном состоянии и был не пригоден для проживания, не смотря на это обстоятельство, должностные лица администрации сельского совета (по месту первичного выявления ребенка сироты) при наличии представленных истицей документов, вопрос о пригодности либо непригодности жилого дома в установленном порядке (в 2009 году), не решали. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ Пермского края», за Бобрович Г.Н. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д. 43-45). Фактическое место жительства Бобрович Г.Н. в <адрес>, у сестры, о чем подтвердила в судебном заседании истец. В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бобрович Г.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду того, что иного жилого помещения для проживания не имеет, жилое помещение по месту фактического жительства предоставлено ей временно. В то же время суд считает несостоятельными доводы истца, что жилое помещение должно быть предоставлено Бобрович Г.Н. с учетом ее несовершеннолетнего сына Матвея. Из представленных суду документов следует, что родителями С1, ДД.ММ.ГГГГг.р. являются- С. и Бобрович Г.Н., что подтверждается копией актовой записи о рождении, копией свидетельства об установлении отцовства (л.д.50, 62). Согласно Свидетельству о регистрации по месту жительства № 1030 С1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.63). Права на данное жилое помещение не зарегистрированы в ЕГРП, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. В судебном заседании Бобрович Г.Н. показала, что ее сын с рождения зарегистрирован по месту жительства своего отца, ребенок был вселен в это помещение, проживал в нем с согласия ее и отца ребенка. Дом принадлежал родителям С.., которые уже умерли, поэтому С.. хотел оформлять наследство на этот дом. <данные изъяты>. Анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что несовершеннолетний С1 был вселен в вышеуказанное жилое помещение по месту жительства своих родителей, следовательно, приобрел право пользования данным жилым помещением. Из ст. 55 Семейного кодекса РФ следует, что …. раздельное проживание родителей не влияет на права ребенка, в том числе на жилищные права. Обязанности по осуществлению родительских прав возлагаются законом в равной мере на обоих родителей. Семейный кодекс РФ устанавливает требования о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п.1 ст.65). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК РФ). По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. Жилищные права несовершеннолетнего С1 производны от прав на жилое помещение ее родителей. С1 зарегистрирован по месту регистрации своего отца, следовательно, родители определили место жительства ребенка по месту жительства отца. Ни отец несовершеннолетнего ребенка С., ни сам несовершеннолетий С1 не признаны в установленном порядке не приобретшими, либо утратившими право пользования жилым помещением по месту их регистрации: <адрес>. Таким образом, суд считает, что поскольку родители ребенка определили место его жительства по месту жительства отца, основания для предоставления Бобрович Г.Н. жилого помещения с учетом ее несовершеннолетнего сына, не имеется. Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении. В силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующих финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее – жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Бобрович Г.Н. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий. Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Доводы, Правительства Пермского края, указанные в отзыве, о том, что предоставление Бобрович Г.Н. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом во внимание не принимаются, по следующим основаниям. В силу п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст.1 данного Закона, составляет 33 кв.м. для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, как было указано выше в решении ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Указанный Закон, применительно к рассматриваемым отношениям является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениям за счет средств бюджета Пермского края. Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодно для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв.м. – для одиноких граждан; 43 кв.м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п (ред. от 29.06.2010) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. Согласно Постановлению администрации Пермского района № 3057 от 07.09.2011 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (норма предоставления), 33 кв. метра общей площади. Исследовав обстоятельства дела, анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Бобрович Г.Н. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее 33 кв.м., за счет средств, предусмотренных и выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бобрович Г.Н. удовлетворить частично. Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Бобрович Г.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на одного человека не менее 33 кв.м. общей площади и отвечающего санитарно-техническим требованиям, остальные требования оставить без удовлетворения. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края. Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких СПРАВКА Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2012года Судья Гладких Н.В.