2-1917/2012 об обжаловании действий налогового органа



Дело № 2-1917/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Андриевской М.С.,

с участием представителя заявителя Токаревой Л.А. – Серяковой Е.Ю. по доверенности,

представителя ИФНС России по пермскому району Пермского края Никитина А.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Токаревой Л.А., заинтересованное лицо ИФС России по пермскому району Пермского края, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Токарева Л.А. обратилась с заявлением о признании недействительным решение № 12-30/02226 дсп ИФНС России по Пермскому району Пермского края о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 марта 2012 года

В обоснование заявления указала, что 02 марта 2012 года ей был вручен акт № 14-30/3/01425 дсп выездной налоговой проверки, проводимой ИФНС России по Пермскому району Пермского края по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года. В установленный законом срок на акт налоговой проверки были поданы возражения. По результатам рассмотрения которых Инспекция Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края приняла Решение № 12-30/02226дсп о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 марта 2012 года. Не согласившись с данным решением, заявитель обратилась в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Пермскому краю с апелляционной жалобой. По результатам рассмотрения было принято решение № 18-22/116, которым решение налогового органа от 30.03.2012 года № 12-30/02226 было изменено: в части предъявления к уплате штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере, превышающем 500 рублей - в остальной части производство по делу было прекращено; прекращено производство по делу в части взыскания земельного налога за 2008-2010 годы, пени, штрафа по статье 119, пункту 1 статьи 122 НК РФ по ставке превышающей 0,3 %; в остальной части решение налогового органа было утверждено.

Решением 12-30/02226дсп от 30 марта 2012 года ИФНС России по Пермскому району Пермского края Токарева Л.А. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения за неуплату (неполную уплату) сумм налога по УСН, земельного налога, за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений. Она привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (неуплата (неполная уплата) сумм налога по (УСН) со штрафом 26819 рублей; по пункту 1 статьи 122 НК РФ (неуплата (неполная уплата) сумм земельного налога – штраф 62738 рублей 83 копейки; по пункту 1 статьи 119 НК РФ (непредставление налоговой декларации по земельному налогу) – штраф 116140 рублей 15 копеек; по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений) – штраф 11525 рублей 00 копеек. Начислены пени за несвоевременную уплату налога по УСН в размере 27461 рубль 22 копейки и земельного налога – 128882 рубля 32 копейки. Предложено уплатить недоимку по налогам в размере 1047624 рубля 72 копейки.

В настоящее время, в связи с частичной отменой решением № 18-22/116 по апелляционной жалобе от 18 мая 2012 года решения налогового органа № 12-30/02226 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 марта 2012 года с заявителя, по мнению, налогового органа подлежат взысканию: сумма пеней за несвоевременную уплату налога по УСН в размере 27461 рубль 22 копейки; недоимку по налогу, в связи с применением УСН 268 192 рубля 60 копеек (в том числе за 2008 год – 9067 рублей, за 2009 год – 178725 рублей 60 копеек, за 2010 год – 80400 рублей).

С решением налогового органа в части взыскиваемых сумм заявитель не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Во - первых, не согласна с выводом налогового органа о наличии задолженности по налогу, в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В решении налоговый орган произвел доначисление налога по УСН в сумме 268192 рубля 60 копеек и в связи с этим были начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 27461 рубль 22 копейки.

За отчетные налоговые периоды 2008, 2009, 2010 годов в установленные законом сроки заявителем подавались декларации по УСН, в которых был исчислен налог с доходов и произведена в установленном порядке его уплата.

Налоговый орган из сведений, поступивших из Управления Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отчуждении мной в 2008, 2009, 2010 годах земельных участков (в 2008 году продан 1 земельный участок за 700000 рублей, в 2009 году – 3 земельных участка общей стоимостью 3100000 рублей, в 2010 году – 5 земельных участков общей стоимостью 1340000 рублей) произвел доначисление налога по УСН.

По факту реализации земельных участков Токаревой Л.А. были поданы налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц, где она воспользовалась предоставленным ей налоговым законодательством имущественным налоговым вычетом в размере до 1000000 рублей, который был заявлении при продаже земельных участков. При проведении проверки налоговым органом этот факт не был учтен.

Согласно смысла пункта 1статьи 220 НК РФ не подлежат налогообложению и соответственно не включаются в налогооблагаемую базу объекты недвижимости, находившиеся в собственности более 3 лет независимо от суммы их реализации. Вопреки этому в качестве полученного дохода были учтены проданные в 2010 году земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:5040001:4 и 59:32:3250001:4018, что соответственно привело к увеличению налогооблагаемой базы. В то время как эти земельные участки находились в собственности заявителя более трех лет (с 28.12.2006 года и 05.10.2007 года соответственно).

Кроме того, налоговый орган при исчислении суммы налога, подлежащей уплате, руководствовался исключительно суммой, по которой каждый земельный участок был отчужден, не принимая во внимание расходы, связанные с приобретением и формированием земельного участка. Эти затраты должны быть включены в состав расходов по проданному имуществу для расчета налогооблагаемой базы.

Согласно позиции законодателя объектом налогообложения признаются доходы за вычетом расходов, связанных с их извлечением. То есть налоговая база по налогу должна определяться как сумма доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Из вышеуказанного следует, что возникновение обязанности по уплате налога на доходы зависит от фактического получения налогоплательщиком дохода.

Во - вторых, не согласна с выводом налогового органа, о том, что она как налоговый агент по договорам дарения должна была удержать сумму налога, подлежащую уплате одаряемым. Договоры дарения заключались в отношении собственных земельных участков, на стороне дарителя выступала она как физическое лицо. Токаревой Л.А. как индивидуальным предпринимателем были заявлены такие виды деятельности как, в частности покупка и продажа собственного недвижимого имущества (ОКВЭД 70.12). Утвержденный Постановлением государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии перечень ОКВЭД не предусматривает такого вида деятельности как «дарение собственного имущества», в противном бы случае это противоречило самой природе и существу этого института, основанной целью которого является получение дохода и извлечение прибыли от такой деятельности. Соответственно, по договорам дарения дарились собственные земельные участки, в связи с чем, у нее не было обязанности как у налогового агента исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать налог.

В порядке исполнения соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы, регистрирующий орган обязан был предоставлять информацию о налогоплательщиках, которые получили доход от даримого имущества, а налоговые ораны, в свою очередь обязаны были исчислить налог, подлежащий уплате и направить налогоплательщику уведомление.

Считает, что задолженности по уплате налогов у нее перед налоговым органом нет. По данным налогового требования № 91 по состоянию на 12 января 2012 года за ней числилась задолженность в размере 7 236 рублей 48 копеек. Указанное требование было выставлено в период проведения налоговой проверки и в настоящее время исполнено. Иной задолженности по уплате земельного налога не значилось, какие-либо требования по его уплате не выставлялись.

Ссылка налогового органа на статью 398 НК РФ, статью 33 ЗК РФ, письмо Минфина России от 07.07.2010 года № 03-04-05/10-372 неосновательна, поскольку дарение осуществлялось заявителем своих собственных земельных участков как физическим лицом. Владение, пользование и распоряжение имуществом является правом человека. Следовательно, дарение земельных участков третьим лицам нельзя расценивать как систематическую предпринимательскую деятельность.

В судебное заседание заявитель Токарева Л.А. не явилась, извещена надлежащим образом, направила сообщение о рассмотрении заявления в ее отсутствие.

Представитель заявителя Серякова Е.Ю. в судебном заседании, доводы изложенные в заявлении поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что Токарева Л.А. как физическое лицо предоставляла в налоговую инспекцию декларации, уплачивала налог. Ни каких претензий со стороны налоговой инспекции к ней по данной декларации не было. Земельный налог не оспаривает, его заплатила в полном объеме. Просит снизить штраф за не предоставление документов на проверку, поскольку деятельность предпринимательскую прекратила, умысла не имела, негативных последствий нет, как физическое лицо декларации подавала, фактически количество документов необходимых представить на проверку меньше, чем запрашивались в требовании.

Представитель заинтересованного лица Никитин А.А. в судебном заседании полагал о необоснованности заявления, пояснил, что согласно п.1 ст. 33 ЗК РФ и Законом Пермской области от 02.09.2003г. №965-193 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», предусмотрены максимальные размеры земельных участков, предоставляемые в собственность гражданам, если у гражданина много земельных участков с превышающей законом площадью, то гражданин должен быть зарегистрирован индивидуальным предпринимателем или КФХ. Согласно письма МинФина РФ от 07.07.2010г. в случае продажи земельных участков физическим лицом систематически, то данная деятельность содержит признаки предпринимательской и влечет за собой обязанность уплаты налогов как с ИП, а не как с физического. Кроме того, представителем представлен суду отзыв на заявление Токаревой Л.А..

Заслушав участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Актом выездной налоговой проверки ИФНС России по Пермскому району о от 01.03.2012 года зафиксирована неуплата (неполная уплата) Токаревой Л.А. налога по упрощенной системе налогообложения за 2008- 2010 год в сумме 268192, 60 рублей, неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2008-2010 годы в сумме 983656, 63 рублей, всего 1251849, 23 рублей. По результатам проверки предлагается взыскать с Токаревой Л.А. суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в общем размере 1091006, 89 рублей, в том числе налог в связи с применением УСН в сумме 268192, 60 рублей и земельный налог в размере 822814, 29 рублей (л.д. 13).

Токарева Л.А. подала в ИФНС России по Пермскому району возражение на указанный акт, по результатам рассмотрения которых ИФНС России по Пермскому району вынесла обжалуемое решение № 12-30/02226 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2012 года в отношении Токаревой Л.А., данным решением ИП Токарева Л.А. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушений, предусмотренныхп.1 ст. 122, п.1 ст. 122, п. 1 ст. 119, п. ст. 126 НК РФ, наложен штраф в общей сумме 217222, 98 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 156343, 54 рублей. Предложено Токаревой Л.А. уплатить недоимку по налогам в размере 1047624, 72 рубля, сумму штрафа в размере 217222, 98 рублей, и пени в размере 156343, 54 рубля, всего 1421191, 24 рубля.

Токарева Л.А. обратилась в УФНС по Пермскому краю с апелляционной жалобой на решение № 12-30/02226 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2012 года.

Решением № 18-22/116 по апелляционной жалобе Токаревой Л.А. руководитель УФНС по Пермскому краю изменила решение № 12-30/02226 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2012 года путем отмены в части предъявления к уплате штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере, превышающем 500 рублей - в остальной части производство по делу было прекращено; прекращено производство по делу в части взыскания земельного налога за 2008-2010 годы, пени, штрафом по статье 119, пункту 1 статьи 122 НК РФ по ставке превышающей 0,3 %; в остальной части решение налогового органа было утверждено (л.д. 29-32).

На основании ч.1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Согласно ст. 41 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Токарева Л.А. являлась индивидуальным предпринимателем с 24.06.2008г. по 10.02.2012г.

На основании заявления Токаревой Л.А. в ИФНС по Пермскому району о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д.42), ей была установлена упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения «Доходы» (л.д.42).

Токаревой Л.А., как индивидуальным предпринимателем подавались декларации за 2008-2010г. по УСН в установленный законом срок (л.д.43-52).

Согласно п.2.1. акта выездной налоговой проверки от 01.03.2012г. и решения от 30.03.2012г. Токарева Л.А. привлечена к ответственности за не предоставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанным способом требование о предоставлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.3 ст. 93.1. НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течении 10 дней со дня получения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течении 10 дней, оно в течении дня, следующего за днем получения требования о предоставлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности предоставления в указанные сроки документов с указание причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течении которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В суде установлено, что 29.12.2011г. и 09.02.2012г. ИП Токаревой Л.А. было получено требование налогового органа от 28.12.2011г. и 06.02.2012г. о предоставлении документов на проверку (л.д.110-113), о чем свидетельствует ее подпись о получении вышеуказанных требований. Токаревой Л.А. не представлено на проверку 56 правоустанавливающих документа, что подтверждается сведениями УФСГР, кадастра и картографии по Пермскому краю.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно привлекла Токареву Л.А. к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган запрашиваемых документов к штрафу в размере 22400 рублей. Суд учитывает, что Токарева Л.А. нарушение совершила впервые, нарушение не имеет противоправный характер, не соответствует тому количеству документов, которое запрашивали и которые были предоставлены, не имеется умысел. С учетом всех обстоятельств суд считает, что возможно снизить сумму штрафа Токаревой Л.А. до 1000 рублей.

Согласно п.2.2. акта выездной налоговой проверки от 01.03.2012г. и решения от 30.03.2012г. у Токаревой Л.А. установлено занижение налогооблагаемой базы в 2008г. на сумму 700000 руб., в 2009г. на 3100000 руб., в 2010г. на 1340000 руб., в связи с чем сумма не исчисленного налогоплательщиком налога составила за 2008г. – 9067 руб., за 2009г. – 178725, 60 руб., за 2010г.-80400руб. за неуплату (неполную уплату) налога по уплощенной системе налогообложения (л.д.19) – доначисление налога по УСН.

Суд не может согласиться с данными выводами налогового органа.

Согласно п.1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно п.1 ст. 346.14. НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы.

Согласно п.1 ст. 346.20.НК РФ, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Согласно п.2 ст. 346.23. НК РФ, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В суде установлено, что Токарева Л.А. имела на праве собственности земельные участки, которые за период 2008г.-2010г. включительно (всего 9 земельных участков), которые продала гражданам по договорам купли-продажи, либо подарила физическим лицам, что подтверждается материалами дела. Продавала земельные участки Токарева Л.А. как физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность. Сделки купли-продажи земельных участков были отражены в декларациях по налогу на доходы физических лиц. Данные обстоятельства налоговой инспекцией не оспариваются. Токарева Л.А. распорядилась своим имуществом по своему усмотрению.

Доказательств обратного, налоговым органом суду не предоставлено.

Суд не может принять выводы налогового органа о том, что данные земельные участки продавались с целью предпринимательской деятельности. Поскольку из акта налоговой проверки не видно, что земельные участки использовались в предпринимательской деятельности, продажа земельных участков осуществлялась систематически, деньги от реализации земельных участков поступали на расчетный счет налогоплательщика. Из представленных свидетельств о праве собственности земельных участков следует, что они находились в личной собственности Токаревой Л.А. более 2-х, 3-х лет, договоры купли-продажи не были в установленном законом порядке оспорены, супруг давал согласие на отчуждение имущества. Земельные участки использовались ее семьей для покоса, для нужд семьи, для ведения личного хозяйства, для строительства жилья, что следует из объяснений Токаревой Л.А. налоговому органу (л.д.53-54).

Так же суд не может согласиться с ссылкой налогового органа на ст. 33 ЗК РФ, т.к. данная норма регламентирует максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель.

Земельные участки приобретались Токаревой Л.А. за плату по возмездным сделкам, а не предоставлялись ей в собственность. Действующее законодательство не содержит запретов по количеству объектов недвижимого имущества, которые могут находиться в собственности граждан РФ, приобретенных по возмездным гражданско-правовым сделкам.

Согласно п.2.3. акта выездной налоговой проверки от 01.03.2012г. и решения от 30.03.2012г. Токарева Л.А. привлечена к ответственности в соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ за не предоставление в установленный срок сведений как налогового агента для исчисления НДФЛ.

Суд не может согласиться с доводами налоговой инспекции о том, что Токарева Л.А. как налоговый агент по договорам дарения должна была удержать сумму налога, подлежащую уплате одаряемым.

В соответствии с ч.1 ст. 226 НК РФ индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доход, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

В суде установлено, что договоры дарения заключались Токаревой Л.А. в отношении ее собственных земельных участков, на стороне дарителя выступала сама Токарева Л.А. как физическое лицо, что подтверждается самими договорами дарения. Данные договоры не были в установленном законном порядке оспорены. Поэтому у ИП Токаревой Л.А. не возникает обязанности как у налогового агента исчислять и удерживать у налогоплательщиков налог и уплачивать его.

В соответствии со ст.ст. 228,229 НК РФ следует, что если в качестве дарителя выступает физическое лицо, то одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно исчислять НДФЛ с таких доходов и представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Ссылка налогового органа на ст. 398 НК РФ, где налогоплательщики являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) использования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию суд считает несостоятельной, поскольку дарение осуществлялось Токаревой Л.А. ее собственных земельных участков как физическим лицом. Доказательств того, что данные земельные участки дарились с целью предпринимательской деятельности налоговым органом доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах решение №12-30/02226 дсп от 30.03.2012г. ИФНС России по Пермскому району Пермского края о привлечении Токаревой Л.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения следует признать в данной части недействительным.

В силу ч.1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения;

Акт налоговой проверки в части земельного налога не обжаловался т.к. земельный налог Токаревой Л.А. уплачен в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Токаревой Л.А. о признании недействительным решения

ИФНС России по Пермскому району Пермского края о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2012г. подлежит удовлетворению в части.

Решение ИФНС России по Пермскому району Пермского края от 30.03.2012г. признать недействительным в части взыскания недоимки по налогу в сумме 268192 рубля 60 копеек, пеней за несвоевременную уплату налога УСН в размере 27461 рубль 22 копейки.

Взыскать с Токаревой Л.А. штраф в размере 1000 рублей за не предоставление в срок в налоговый орган документов и иных сведений.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 08.10.2012г.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья Пермского районного суда Е.В.Овчинникова