№ 2-445/2011 об отказе в иске



Дело № 2-445/2011г.

РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

05 апреля 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Скардиной Л.С.

с участием истца Захаровой А.И.,

представителя истца – Собяниной Л.Г., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района- Шипиловских Д.Б., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой А.И. к ответчикам: Администрации Пермского муниципального района Пермского края, Главе администрации Пермского муниципального района, 3- и лица: Управление по архитектуре и градостроительству администрации Пермского района, Администрация Хохловского с/поселения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась с иском к Главе администрации Пермского муниципального района о возложении на него обязанности принять решение об изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью №.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Хохловское с/поселение, <адрес> разрешенного использования «под промышленные предприятия» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».

В дальнейшем, 16.03.2011года истец привлекла к участию в деле Администрацию Пермского муниципального района, уточнила исковые требования, просит обязать Администрацию Пермского муниципального района и Главу администрации Пермского муниципального района принять решение об изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (л.д.116-117 т.2).

В обоснование иска указала, что приобрела земельный участок на основании договора купли-продажи № 29 от 27.02.2007г., зарегистрировала право собственности в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с документами: свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой выписке о земельном участке, участок поставлен на кадастровый учет, весь расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование- под промышленные предприятия. 27.10.2009г. ею в адрес Главы администрации Пермского муниципального района было подано заявление с просьбой сменить разрешенное использование земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства». В ответ на данное заявление Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района уведомил ее о том, что 02.02.2010г. состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям при администрации, на котором принято решение в соответствии с заключением главы Хохловского с/поселения по результатам публичных слушаний № 32 от 20.01.2010г., отказать в изменении разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Считает отказ в изменении разрешенного использования земельного участка противоречит ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», так как результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и являются лишь одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения. В соответствии со ст.28 ФЗ от 06.10.2003г. № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выносится вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. По результатам публичных слушаний должно быть однозначно определено, будут ли нарушены конкретно определенные права либо неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности, либо определенного круга субъектов- правообладателей земельных участков и объекта капитального строительства, что следует из ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Исходя из повестки дня публичных слушаний, главой Хохловского с/поселения намерено были введены в заблуждения лица, присутствующие на публичных слушаниях, о том, что по генеральному плану <адрес>, земельный участок расположен в промышленной зоне, так как в ответ на ее заявление о предоставлении генерального плана застройки территории, Комитетом имущественных отношений администрации Пермского района была направлена лишь выкопировка с проектом планировки и застройки <адрес>. Кроме того, Главой Хохловского с/поселения необоснованно сделано предположение о том, что в дальнейшем действующая пилорама могла бы дать поселению дополнительные рабочие места. Пилорама не является действующей, на земельном участке находятся только остатки разрушенного фундамента пилорамы. На строительство пилорамы у нее нет средств и в отношении продолжения строительства пилорамы только она, как собственник, может принять решение, а не Глава Хохловского с/поселения. Также исходя из пояснений Главы Хохловского с/поселения, одной из причин отказа в изменении разрешенного использования земельного участка послужило то обстоятельство, что при изменении разрешенного использования произойдет существенное снижение налогов с 33000руб.до 1700 руб., что также подтверждает незаконность отказа в изменении разрешенного использования земельного участка только в силу финансовой заинтересованности Главы Хохловского с/поселения.

По результатам публичных слушаний не было определено в чем могут быть нарушены конкретно определенные права либо права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности.

Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний не подписаны лицами, указанными в ст.39 Градостроительного кодекса РФ, т.е с правообладателями земельных участков, имеющих общие границы с ее земельным участком. В заключение комиссии по земельным отношениям указано, что в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано со ссылкой на результаты публичных слушаний, а также на законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение Земского собрания Пермского района № 348 от 25.05.2006г. «О создании постоянно действующей комиссии по земельным отношениям». Однако не содержится ссылки на конкретные нормы права и нарушение чьих-либо прав.

Считает, что отсутствуют правовые основания для отказа ей в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а указанные в протоколе публичных слушаний основания не могут служить препятствием для изменения вида разрешенного использования земельного участка. В силу этого она может избрать такой вид разрешенного использования как «для ведения личного подсобного хозяйства», так как никаких ограничений для этого нет. Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка влечет для нее невозможность использования земельного участка по своему усмотрению, ограничение прав как собственника. Земельный участок весь находится в границах населенного пункта, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, что указано в п.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ. Она направила запрос главному архитектору Пермского района дать разъяснение имеется ли проект планировки <адрес> и входит ли ее участок в границы проекта планировки. В ответ на данное заявление Комитет имущественный отношений администрации Пермского района сообщил, что ее земельный участок не входит в границы разработанного проекта планировки, из чего следует вывод, что не установлены территориальная зона и виды разрешенного использования. В связи с отсутствием выделения территориальных зон, отсутствием соответствующего нормативно-правового акта органа местного самоуправления, утвердившего документы зонирования территории, отсутствием утвержденного градостроительного регламента, она лишена возможности реализовать свои права и использовать земельный участок в соответствии с любым из предусмотренных градостроительным регламентом видов разрешенного использования, а, следовательно, и использовать земельный участок в соответствии с данным разрешенным использованием. При изменении вида разрешенного использования земельного участка на «для ведения личного подсобного хозяйства» площадь ее земельного участка в № кв.м. не превысит установленный размер 10 га., предусмотренный Законом Пермской области № 965-193 от 02.09.2003г. «Об установлении предельных «максимальных и минимальных) размеров земельных участков.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что покупала земельный участок с разрешенным использованием «под промышленные предприятия», так как хотела восстановить имеющуюся на участке пилораму, однако после смерти супруга, у нее нет на это денежных средств и сил. В настоящее время на земельном участке нет никаких строений, фундамент под пилораму разрушился. Изменение разрешенного вида использования земельного участка на «под личное подсобное хозяйство» необходимо ей, чтобы построить на земельном участке дом, заниматься подсобным хозяйством. Недалеко от ее земельного участка имеются земельные участки с разрешенным использованием «под личное подсобное хозяйство» и под «садоводство». Глава Хохловского с/поселения сказал ей, что при изменении разрешенного использования земельного участка произойдет существенное снижение налогов с 33000руб. до 1700 руб., что им не выгодно. На публичных слушаниях по ее вопросу, проходивших в ноябре 2009 года, она присутствовала лично, о результатах публичных слушаниях было объявлено устно в тот же день, в письменном виде заключение по результатам публичных слушаний получила в январе 2010года. Результаты публичных слушаний не оспаривала, так как считала, что это бесполезно, поэтому сразу обратилась в суд за защитой своего нарушенного права. С заявлением к Главе Хохловского с/поселения об изменении разрешенного вида использования земельного участка не обращалась, обратилась сразу к Главе Пермского муниципального района, так как Глава Хохловского с/поселения пояснил, что он этим вопросом не занимается. Считает, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка нет никаких препятствий. Обременении земельного участка в виде ЛЭП не препятствует решить вопрос об этом, а обременение в виде придорожной полосы автодороги снято Постановлением администрации Пермского района в марте 2010года.

Представитель истца исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Шипиловских Д.Б. с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве, в суде пояснил, что глава администрации Пермского муниципального района мог бы принять такое решение только при положительном заключении комиссии по земельным отношениям и с учетом публичных слушаний. Все граждане <адрес>, присутствующие на публичных слушаниях, были против изменения разрешенного вида использования земельного участка истца. Земельный участок истицы имеет обременение в виде линии ЛЭП и придорожной полосы автодороги Пермь-Ильинск-Хохловка, что является препятствием для изменения разрешенного вида использования земельного участка. Действительно участок истицы весь расположен в границах населенного пункта <адрес>, однако рядом с ее участком нет других земельных участков с разрешенным использованием «под личное подсобное хозяйство». Права истца никаким образом не нарушены, она имеет право пользоваться своим участком, может продать ее. Глава администрации Пермского муниципального района не может самостоятельно принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка еще и потому, что этот вопрос относится к полномочиям Главы администрации Хохловского с/поселения. Между Администрацией Пермского муниципального района и Администрацией Хохловского с/поселения не заключалось соглашения о передаче полномочий по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования. Имеется проект такого соглашения, который со стороны администрации Пермского муниципального района не подписан, так как не решен вопрос о финансировании.

Представитель 3-го лица Администрации Хохловского с/поселения в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в предыдущем судебном заседании Глава Хохловского с/поселения пояснил, что с иском не согласен. Спорный земельный участок приобретался истцом в начале в аренду, а затем в собственность. При передаче земельного участка в аренду, на участке была пилорама, в настоящее время там остались фундаменты от пилорамы. Земельный участок был отнесен к зоне промышленности, так как он отделен от населенного пункта <адрес> лесополосой и рядом с этим участком находятся земельные участки, которые также имеют разрешенное использование- «под промышленные предприятия». Еще при получении земельного участка в аренду истица знала, что разрешенное использование участка- под промышленные предприятия. Документы планирования населенного пункта <адрес>, генеральный план застройки в настоящее время отсутствуют. При формировании земельного участка было определено разрешенное использование – под промышленные предприятия. Решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка было принято не главой, а населением на публичных слушаниях. Земельный участок истицы находится вдоль трассы Пермь-Хохловка, может использоваться для инфраструктуры дороги. Истец имеет возможность продать этот участок и приобрести другой, однако не желает это делать.

Суд, выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

Истец Захарова А.И. имеет в собственности земельный участок площадью <адрес>.м., с кадастровым номером №, находящийся на землях поселений с разрешенным использованием «под промышленные предприятия», расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Хохловское с/поселение, <адрес>. Указанный участок приобретен ею на основании договора купли-продажи № 29 от 27.02.2007г., зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.8, 9, 57-61 т.1). Ранее указанный земельный участок был предоставлен истцу в аренду сроком на пять лет на основании Постановления Хохловской сельской администрации № 14 от 18.08.2002г. и договора аренды земельного участка, где было указано, что разрешенное использование земельного участка- под промышленные предприятия (пилораму), границы участка закреплены в натуре и обозначены на плане поворотными точками (л.д.7 с оборотом т.2, л.д.171-181 т.1). Постановлением Главы Хохловской сельской администрации № 12 от 20.05.2004г. строению, расположенному на земельном участке был присвоен адрес: <адрес> (л.д.8 т.2).

Из правового дела, технического паспорта на домовладение по адресу: <адрес> следует, что на земельном участке на 19.07.2006г. были расположены фундамент под строительство пилорамы площадью № кв.м. и фундамент под строительство навеса площадью № кв.м. (л.д. 2-26 т.2).

Согласно кадастрового плана территории (кадастровый квартал №), земельный участок истицы по адресу: <адрес> с кадастровым номером № расположен в данном квартале, разрешенное использование земельного участка- под промышленные предприятия, обременения в виде охранной зоны ЛЭП 10кВ. и придорожная полоса автодороги Пермь-Ильинск-Хохловка. ( л.д.74-149 т.1). В указанном квартале расположены земельные участки с различными видами разрешенного использования.

Из сообщения УЖКХ администрации Пермского муниципального района от 03.02.2011г. следует, что земельный участок автодороги Пермь-Ильинский –Хохловка, расположенный рядом с земельным участком по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью Пермского района. Указанный участок автодороги расположен за границей населенного пункта <адрес> (л.д.88 т.2). В подтверждение, что автодорога является муниципальной собственностью является акт о приеме-передаче объекта основных средств от 28.12.2005г. (л.д.84-86 т.2).

Постановлением Администрации Пермского муниципального района № 895 от 10.03.2011г. отменено обременение в использовании части земельного участка общей площадью №.м. по адресу: <адрес> в соответствии с режимом придорожной полосы автомобильной дороги Пермь-Ильинск-Хохловка. Имеется обременение - часть земельного участка находится в охранной зоне ЛЭП 10кВ. (л.д.89 т.2).

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением его владения.

27.10.2009г. истец обратилась с заявлением к Главе Пермского муниципального района с просьбой сменить разрешенное использование земельного участка -под промышленные предприятия (л.д.10 т.1).

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. ( в ред. Федеральных законов от 29.12.2004г. № 191-ФЗ, от 10.05.2007г. № 69-ФЗ, от 15.06.2007г. № 100-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения ( п.п.20 п.1 ст.14); Аналогичное положение закреплено в ст.4 Устава муниципального образования «Хохловское сельское поселение», утвержденного 18.06.1996г. Главным управлением Министерства юстиции по Пермской области;

к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе территориального планирования документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п.п.15 п.1 ст.15). Аналогичное положение закреплено в п.15 п.1 ст.4 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район», принятого Решением Земского собрания № 180 от 30.06.2005г. ( в ред. решений № 396 от 27.09.2006г., № 532 от 19.06.2007г., № 631 от 28.02.2008г., № 715 от 22.10.2008г., № 787 от 22.04.2009г., № 813 от 21.08.2009г., № 53 от 25.03.2010г.).

Согласно ст.51-6 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» Глава администрации муниципального района действует без доверенности от имени администрации муниципального района, представляет интересы администрации муниципального района на территории Российской Федерации и за ее пределами (п.п.2 п.1); возглавляет администрацию муниципального района, руководит ее деятельностью (.п..11 п.1); организует и обеспечивает исполнение полномочия администрации муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района… (п.п.12 п.1).

Решением Земского собрания Пермского муниципального района № 547 от 14.08.2007г. утверждено Положение о публичных (общественных) слушаниях в Пермском муниципальном районе. В п.4.1 Положения предусмотрено, что публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения, и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

Согласно Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» на публичные слушания выносятся … вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки ( п.п.3 п.2 ст.14).

Аналогичное Положение о публичных слушаниях по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования в муниципальном образовании «Хохловское сельское поселение» утверждено Решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения от 28.08.2007г. № 124. В п.3 данного Положения указано, что публичные слушания проводятся по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправлении.

На основании вышеуказанного заявления Захаровой А.И., в соответствии с распоряжением Главы Хохловского с/поселения № 91-р от 03.12.2009г., были организованы публичные слушания 15.12.2009г. в помещении администрации Хохловского с/поселения, создан оргкомитет в составе главы поселения В.., ведущего специалиста по недвижимости А.., депутата З.. Истица не отрицала, что также принимала участие в публичных слушаниях.

По результатам публичных слушаний был составлен протокол от 15.12.2009г. согласно которого в слушаниях приняли участие 14 человек. Глава поселения В.. пояснил присутствующим, что по генеральному плану <адрес> земельный участок Захаровой А.И. расположен в промышленной зоне, в дальнейшем действующая пилорама могла бы дать поселению дополнительные рабочие места и при изменении разрешенного использования произойдет существенное снижение налогов с 33 000руб. до 1700 руб. Также поступило предложение Захаровой А.И., что можно размежевать земельный участок и изменить разрешенное использование на часть земельного участка (для постройки жилого дома для проживания), но заявитель желает менять всю площадь. Все присутствующие на публичных слушаниях проголосовали против смены разрешенного использования земельного участка (л.д.12 т.1). Результаты публичных слушаний были опубликованы в средствах массовой информации- в газете «Нива» 31.12.2009г.

Согласно Положения о публичных слушаниях по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования в муниципальном образовании «Хохловское сельское поселение», по результатам публичных слушаний с учетом протокола публичных слушаний, глава Хохловского с/поселения готовит заключение о результатах публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовывается в порядке, определенном Уставом поселения для официального опубликования муниципальных правовых актов. После опубликования заключения о результатах публичных слушаний глава Хохловского с/поселения направляет в трехдневный срок материалы по публичным слушаниям в Комиссию для подготовки соответствующего заключения.( п.1,2,4 ст.8).

Заключение о результатах публичных слушаний, согласно которому было предложено рекомендовать Комитету имущественных отношений Пермского муниципального района разрешенное использование земельного участка Захаровой А.И. оставить прежним- под промышленные предприятия, подписано Главой Хохловского с/поселения В.. и направлено в Комитет по имущественным отношениям 20.01.2010г. за № 32 (л.д.13 т.1).

Решением Земского собрания Пермского муниципального района № 348 от 25.05.2006г. была создана постоянно действующая комиссия по земельным отношениям, утверждено Положение об этой комиссии, состав постоянно действующей комиссии в количестве 10 человек.

Согласно п.1.1 ч.1 Положения, Комиссия по земельный отношениям при администрации Пермского муниципального района создана с целью оперативного и многостороннего рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями на территории Пермского муниципального района.

Согласно ст.2 Положения на заседания Комиссии выносятся и обсуждаются следующие вопросы: - выкупа застроенных и незастроенных земельных участков на территории муниципального района; - смены целевого назначения земельных участков, находящихся в ведении муниципальных образований; - контроля за использованием земель в соответствии с целевым назначением; - охраны и резервирования земель для различных целей; - определения порядка подготовки распорядительных документов по предоставлению земельных участков; - изменение функционального зонирования земель населенных пунктов муниципальных образования. По результатам обсуждения вопросов Комиссия выносит свое заключение простым большинством голосов. Заключение комиссии оформляется протоколом. Заключение Комиссии носит рекомендательных характер при принятии главой муниципального района соответствующего решения по поставленному вопросу. В соответствии с Соглашением о передаче полномочий заключение Комиссии носит рекомендательный характер для главы поселения при принятии соответствующего решения по поставленному вопросу.

Решением Земского собрания Пермского муниципального района № 83 от 04.06.2010г. признано утратившим силу Решение Земского собрания Пермского муниципального района № 348 от 25.05.2006г. «О создании постоянно действующей комиссия по земельным отношениям».

Таким образом, на момент рассмотрения заявления Захаровой А.И., постоянно действующая комиссия по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района не была упразднена.

Согласно заключению постоянно действующей Комиссии по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района от 09.02.2010года, Комиссия в составе 7 человек, присутствующих на Комиссии, рассмотрев заявление и пакет документов, предоставленной Захаровой А.И. решила отказать ей в изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом имеется ссылка на заключение Главы Хохловского с/поселения № 32 от 20.01.2010г. (л.д.14 т.1).

Также в заключении есть ссылка, что Комиссия при рассмотрении заявления руководствуется Федеральным законом РФ № 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ», Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», Решением Земского собрания Пермского муниципального района № 348 от 25.05.2006г. «О создании постоянно действующей комиссия по земельным отношениям» (л.д.14 т.1). При этом какими нормами указанных законов руководствуется Комиссия и какие нормы этих законов нарушаются заявлением Захаровой А.И., не указано.

11.02.2010г. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района истцу был дан ответ, что 02.02.2010г. состоялось заседании Комиссии по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района, на котором принято решение в соответствии с заключением главы Хохловского с/поселения по результатам публичных слушаний № 32 от 20.01.2010г. отказать в изменении разрешенного вида использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства» (л.д.11 т.1).

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, п.2 и п.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ).

На основании ст.4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» ( в ред. ФЗ № 351-ФЗ от 27.12.2009г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012года, изменение разрешенного использования земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления с учетом публичных слушаний. На момент вынесения решения суда ФЗ № 41-ФЗ от 20.03.2011г. внесены изменения в ст.4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», указано, что не позднее 31.12.2012 года изменение разрешенного использования земельного участка, принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний.

Согласно частям 2 и 6 ст.30 Градостроительного кодекс РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков. К полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено утверждение правил землепользования и застройки поселений. К полномочиям же муниципальных районов в данной области отнесено утверждение правил землепользования и застройки только соответствующих межселенных территорий (ст.8 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п.3 ст.37 Градостроительного кодекс РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из сообщения Главы Хохловского с/поселения следует, что план застройки <адрес> в поселении отсутствует, однако данный массив предоставляется под промышленную застройку (л.д.64 т.2). Об этом свидетельствуют также Постановление Главы Хохловского с/поселения от19.02.2007г. № 15 о предоставлении земельного участка в аренду ЗАО «<данные изъяты>» и договор аренды к этому постановлению; Постановление Главы Хохловского с/поселения от 01.04.2008г. № 31 о предоставлении земельного участка в аренду Ч. и договор аренды к этому постановлению (л.д. 66-75 т.2), выкопировка на часть земель, с указанием, что данные земельные участки расположены рядом с участком Захаровой А.И. (л.д.65 т.2).

Согласно сообщения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 03.07.2010г. следует, что в архиве отдела архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района имеется Проект планировки и застройки <адрес> центральной усадьбы совхоза «<данные изъяты>», разработанный институтом «Уралгипросельхозстрой» и утвержденный распоряжением исполнительного комитета Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 91-р, однако испрашиваемый земельный участок истца не входит в границы разработанного проекта планировки (л.д.17 т.1).

Согласно пунктам 2 и 3 п.1 ст.40 ЗК РФ разрешенное использование- это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ. В то же время собственник участка обязан использовать землю в соответствии как с целевым назначением, так и с разрешенным использованием (ст.42 ЗК РФ). Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель и территориального зонирования в отношении участка земли.

Довод истца о том, что право выбора вида разрешенного использования земельного участка принадлежит собственнику земельного участка, не состоятелен.

В абзаце 2 п.2 ст.7 ЗК РФ действительно указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки в соответствие с градостроительными регламентами.

При этом ст. 31 данного Кодекса предусмотрена специальная процедура разработки и утверждения правил землепользования и зонирования территории а также внесения в них изменений, касающихся разрешенного использования.

Судом установлено, что градостроительные регламенты, документы территориального планирования <адрес>, проведение зонирования территории, отсутствуют, Правила землепользования и застройки в установленном порядке не приняты.

В судебном заседании установлено, что земельный участок Захаровой А.И. находится в границах населенного пункта <адрес> Хохловского с/поселения.

Решением Совета депутатов Хохловского с/поселения № 77 от 25.11.2009г. установлено, что часть полномочий по проведению слушаний по вопросам обсуждения проектов документации по планировке территории и по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования передать администрации Пермского муниципального района. В судебное заседание представлено соглашение от 25.11.2009г. о передаче осуществления части полномочий по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков различных категорий на другой вид такого использования на период действующего созыва представительного органа, которое подписано с одной стороны Главой Хохловского с/поселения, с другой стороны Главой администрации Пермского муниципального района соглашение не подписано. Из п.2.5 Соглашения следует, что оно вступает в силу с момента подписания. Таким образом, указанное Соглашение не вступило в силу.

В соответствии с ч.1 ст.39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

В силу п.п. 3 с.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» законодатель установил, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка истца, расположенного на территории Хохловского с/поселения на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, в силу п.3 ч.1 ст.4 ФЗ № 191-ФЗ от 29.12.2004г. «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» входит в компетенцию главы местной администрации Хохловского с/поселения. При этом, при разрешения этого вопроса Глава поселения должен учитывать результаты публичных слушаний.

Согласно ч.8, 9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ положительное или отрицательное решение главы местной администрации по рассматриваемому вопросу должно основываться на заключении публичных слушаний.

В силу ч.12 ст.39 Градостроительного кодекса РФ физическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ установление вида разрешенного использования земельных участков относится к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, отказ органа местного самоуправления в разрешении данного вопроса может быть оспорен в суде в установленном законом порядке.

Истица знала о том, что по результатам публичных слушаний ей отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка, в протоколе содержаться ссылки на основании каких доводов принято данное решение, однако Захарова А.И. не обжаловала результаты публичных слушаний. Также Захарова А.И. не обращалась с заявлением к Главе Хохловского с/поселения с просьбой об изменении разрешенного вида использования принадлежащего ей земельного участка, требований к Главе Хохловского с/поселения не заявляла. Предъявленные истцом требования к Главе Пермского муниципального района и администрации Пермского муниципального района, противоречат действующему законодательству.

Доводы истицы, что нарушены ее права, так как она не имеет возможности пользоваться земельным участком по своему усмотрению, в связи с тем, что ей отказывают в изменении вида разрешенного использования земельного участка, не состоятельны.

Истец как собственник земельного участка в праве владеть, пользоваться, распоряжаться своим земельным участком по своему усмотрению, в том числе произвести отчуждение этого земельного участка любыми способами, и приобрести другой земельный участок для личного подсобного хозяйства.

По смыслу ст.9 ГК РФ является их осуществление по своему усмотрению и в своем интересе ( с соблюдением прав и законных интересов других лиц). Применительно к реализации прав, связанных с землепользованием, данное положение закреплено в ст.43 ЗК РФ. При заключении договора аренды, а в последствии договора купли-продажи земельного участка, истица имела возможность определиться с объемом своих прав по использованию испрашиваемого ею земельного участка, поскольку она изначально соглашалась на использование земельного участка с разрешенным видом- под промышленные предприятия, поэтому отказ в удовлетворении ее заявления об изменении вида разрешенного использования не свидетельствует о нарушении ее права.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Захаровой А.И. о возложении обязанности на Администрацию Пермского муниципального района и Главу администрации Пермского муниципального района принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью №.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Хохловское с/поселение, <адрес> разрешенного использования «под промышленные предприятия» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», оставить без удовлетворения.

На решение течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011года.

Судья Гладких Н.В.