№ 2-683/2011 об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия



Дело № 2 -683/2011г.

РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Гладких Н. В.,

при секретаре Петренко А.Н.,

с участием заявителя Шиловой О.С.,

представителя заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района- Пеленевой Л.В., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица- Петрова В.А.,

представителя заинтересованного лица Петрова В.А.- Серяковой Е.Ю., действующей на основании ордера,

представителя заинтересованного лица Старкова И.М.- Листофорова И.А.. действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шиловой О.С. о признании незаконным бездействие Главы администрации Пермского муниципального района в неосуществлении действий по прекращению права собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Шилова О.С. обратилась с заявлением в порядке ст. 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействие Главы администрации Пермского муниципального района в неосуществлении действий по прекращению права собственности на земельные участки Петрова В.А., Яковлевой В.Н., Старкова И.М. находящиеся в прибрежной и береговой полосе Сылвенского залива по <адрес>, устранении нарушения ее прав и свобод.

В обоснование заявленных требований указала, что 06.05.2010г. она и другие жители <адрес> обратились с заявлением на имя Главы Пермского муниципального района, в котором указали на факты нарушения ее прав и прав других граждан на использование береговой полосы Сылвенского залива в результате передачи в собственность Петрову В.А., Яковлевой В.Н. и Старкову И.М. земельных участков по <адрес> <адрес>, находящихся в прибрежной полосе указанного водного объекта и кроме того на береговой полосе. В ответном письме администрации Пермского муниципального района от 31.05.2010г. были сообщены две взаимоисключающие меры: первое, что должностными лицами муниципального образования будут предприняты меры для принудительного прекращения права собственности на земельные участки Петрова В.А., Яковлевой В.Н. и Старкова И.М.; второе, что будут проведены топографические работы с целью определения фактического расположения участков в береговой полосе для установления публичного сервитута. До настоящего времени изложенные в письме мероприятия по принудительному прекращению права собственности и изъятию данных участков в муниципальную собственность, администрацией Пермского муниципального района исполнены не были, что влечет нарушение прав и свобод, предусмотренных ст.ст.6,65 Водного кодекса РФ на пользование прибрежной и береговой полосой и на свободный доступ к водному объекту общего пользования. Согласно Водного кодекса РФ прибрежная защитная полоса составляет 50 м., и является зоной строгого ограничения хозяйственной деятельности, ширина береговой полосы водного объекта общего пользования составляет 20м. В собственности указанных лиц находятся земли общего пользования строго ограниченные в хозяйственной деятельности. Действующим законодательством установлен ряд ограничений на приобретение в частную собственность по любым основаниям некоторых категорий земель (ст.15 Земельного кодекса РФ). В п.5 ст.27 ЗК РФ указаны ограничения в обороте земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Указанные земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу ст.238 ГК РФ указанные земельные участки по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат принудительной продаже. Земли в прибрежной полосе Сылвенского залива, незаконно занимаемые Петровым В.А., Яковлевой В.Н. и Старковым И.М, ранее находились в собственности муниципального образования «Пермский муниципальный район», следовательно в силу ч.2 ст.238 ГР РФ только указанное муниципальное образование в лице уполномоченных органов уполномочено на обращение в суд с иском о принудительном прекращении права собственности указанных лиц на это имущество. Бездействие органа муниципального образования привело к тому, что указанные земли в настоящее время активно застраиваются, что создает ей и другим гражданам препятствие в пользовании прибрежной и береговой полосой, а также для свободного доступа к береговой полосе.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что доступ к реке в настоящее время имеется, так как два земельных участка, кроме земельного участка Петрова, еще не огорожены и не застраиваются. Даже если и эти участки будут загорожены, доступ к реке есть, но надо обходить эти участки, что она делать не намерена. К собственникам земельных участков у нее претензий нет, но считает, что должно быть признано бездействие администрации Пермского района, так как она изначально неправомерно передала земельные участки бывшим собственникам и никаких мер в настоящее время по возврату этих земельных участков не предпринимает. Считает, что эти земли являются землями общего пользования, поэтому должны быть возвращены в муниципальную собственность.

Представитель заинтересованного лица администрации Пермского муниципального района- Пеленева Л.В. с заявленными требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменном отзыве, в суде пояснила, что администрация Пермского муниципального района не передавала земельные участки Петрову, Яковлевой, Старкову, поэтому не может прекратить их право собственности.

Заинтересованное лицо Петров В.А. и его представитель Серякова Е.Ю. с требованиями не согласны, в суде Петров В.А. пояснил, что приобрел земельный участок по договору купли-продажи, в порядке приватизации ему земельный участок Администрация Пермского муниципального района не предоставляла, следовательно, у нее нет права прекратить его собственность. Представитель Серякова Е.Ю. пояснила, что земельный участок был предоставлен в собственность в 1992 году на основании Указа Президента РФ прежнему владельцу, который пользовался этим участком еще до 1992 года. Требования Шиловой не основаны на законе, так как прекратить право собственности нельзя, возможно лишь изъятие земельного участка на основании решения суда по определенным условиям, указанным в Земельном кодексе РФ, которые на сегодняшний день отсутствуют. Никаких нарушений в использовании земельных участков со стороны собственников нет. Свободный доступ к реке у жителей деревни имеется. Земли, на которые указывает Шилова не являются землями общего пользования.

Представитель заинтересованного лица Старкова И.М.- Листофоров И.А. с требованиями не согласен, в суде пояснил, что земельный участок Старков И.М. также приобрел у частного лица по договору купли-продажи, поэтому администрация не имеет права прекратить его право собственности, как того требует Шилова О.С.

Судом была произведена замена заинтересованного лица Яковлевой В.Н. на Дарышину И.Н. в связи с тем, что земельный участок, принадлежащий Яковлевой В.Н. был продан Дарышиной И.Н. по договору купли-продажи.

Дарышина И.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с заявленными требованиями не согласна.

Суд, выслушав заявителя, явившихся заинтересованных лиц, изучив материалы гражданского дела, материалы гражданских дел № 2-26/11, 2-2043/10, установил следующие обстоятельства.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

Петров В.А. имеет в собственности земельный участок площадью №.м., с кадастровым номером №, находящийся на землях населенных пунктов с разрешенным использованием- для садоводства, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, <адрес>. Указанный участок приобретен им на основании договора купли-продажи от 16.07.2008г., зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка, согласно которого земельный участок поставлен на кадастровый учет в установленных границах, установлено обременение в виде водоохранной зоны Камского водохранилища, прибрежной защитной полосы Камского водохранилища (л.д.47, 48-51). Из договора купли-продажи земельного участка следует, что он был приобретен Петровым В.А. у Л., которому в свою очередь земельный участок принадлежал на праве собственности на основании Решения администрации <данные изъяты> Совета Пермского района от 29.10.1992г. № 14а, о чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю № 1247 от 10.09.1993г. (л.д.53-54).

Яковлева В.Н. имела в собственности земельный участок площадью №.м., с кадастровым номером №, находящийся на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием- для садоводства, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, <адрес>. Указанный участок приобретен ею на основании договора купли-продажи от 10.07.2001г., зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, ограничения (обременения) права не зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ( л.д.96). Земельный участок, приобретенный Яковлевой В.Н. ранее принадлежал на праве собственности И. на основании Постановления <данные изъяты> сельской администрации № 56 от 18.08.2000г. (л.д.194-198). На 30.03.2011г. на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Дарышиной И.Н. (л.д.219).

Старков И.М. имеет в собственности земельный участок площадью №.м., с кадастровым номером №, находящийся на землях поселений, с разрешенным использованием- для садоводства, по адресу: Пермский край, Пермский район, <адрес> (поз.122). Указанный участок приобретен им на основании договора купли-продажи от 20.06.2000г., зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, ограничения (обременения) права не зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ( л.д.129). Из договора купли-продажи земельного участка следует, что он был приобретен Старковым И.М. у С., которой в свою очередь земельный участок принадлежал на праве собственности на основании Свидетельства о праве собственности на землю № 507502 от 12.09.1995г., выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пермского района (л.д.158).Проведено межевание указанного земельного участка, установлены границы земельного участка, которые согласованы со смежными землепользователями (156-157, 163-173). Из пояснительной записки к материалам межевания следует, что земельный участок обременен особым режимом использования земель- прибрежная защитная полоса Камского водохранилища.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

- из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

и т.д.

В силу ст.15 ЗК РФ собственностью граждан или юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В силу ст.18 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; - право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что все три земельных участка приобретены собственниками в различное время по сделкам- договорам купли-продажи у частных лиц, а не у Администрации Пермского муниципального района. Указанные земельные участки до приобретения их Петровым В.А., Дарышиной И.Н. и Старковым И.М. не находились в муниципальной собственности и не выделялись им из муниципальных земель. Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке. Ранее земельные участки принадлежали <данные изъяты> сельской администрации, которая передала их в собственность граждан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах объектов и их прибрежных защитных полосах», действовавшим в период владения спорными земельными участками прежними владельцами, установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случае, предусмотренных законом.

В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Требований об оспаривании зарегистрированного права собственности на земельные участки Петрова В.А., Дарышиной И.Н. и Старкова И.М., не заявлено.

На имя Главы администрации Пермского муниципального района от Шиловой О.С., Н. и других жителей <адрес> было направлено заявление, в котором указано, что Петров В.А., Яковлева В.Н. и Старков И.М. владеют на праве собственности земельными участками, находящимися в прибрежной защитной полосе, которые являются землями общего пользования, чем нарушаются права жителей <адрес> на отдых и купание в реке, поэтому просят принять меры по принудительному прекращению права собственности указанных граждан на эти участки. Заявление поступило в администрацию 06.05.2010г. (л.д.11-12, 13-16).

В соответствии со ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

31.05.2010г. на указанное заявление Главой администрации Пермского муниципального района был дан ответ, что 26.05.2010г. с Пермским отделом Управления Росреестра по Пермскому краю состоялась выездная проверка по установлению фактов, изложенных в заявлении. Было установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности Старкова И.М. и Яковлевой В.Н. не используются более 3-х лет, заросли травянистой растительностью. Земельный участок, находящийся в собственности Петрова В.А., используется по целевому назначению. В соответствии со ст.284 ГК РФ, в случае, если земельный участок не используется в течение 3-х лет, он может быть изъят у собственника в установленном порядке. Материалы выездной проверки переданы в юридический отдел для подготовки искового заявления в судебные органы о принудительном прекращении права собственности. В отношении земельного участка Петрова В.А., а также земельных участков Старкова И.М. и Яковлевой В.Н. будут проведены топографические работы с целью определения фактического расположения земельного участка в береговой полосе для установления публичного сервитута (л.д.10). Шилова О.С. в судебном заседании подтвердила, что указанный ответ также получила.

В 2009г. была проведена выездная проверка Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что частично территория земельных участков Петрова В.А., Яковлевой В.Н., Старкова И.М. находится в береговой полосе Сылвенского залива Камского водохранилища. В связи с тем, что данные участки приобретены владельцами в соответствии с договорами купли-продажи земельных участков, ранее находившимися в частной собственности, факты приватизации береговой полосы не подтверждаются. В ходе проведения проверки ограничения доступа на береговую полосу общего пользования не установлено. Загрязнения, засорения на территории земельных участков не обнаружено (л.д.18).

05.11.2009г. комиссией в составе помощника прокурора Пермского района С.., ведущего специалиста-эксперта Управления Роприроднадзора по Пермскому краю З. проведено обследование земельных участков Петрова В.А. по <адрес>, Яковлевой В.Н. по <адрес>, Старкова И.М. по <адрес>, в ходе которой установлено, что 20-ти метровая береговая полоса Камского водохранилища (Сылвенского залива) свободна для общего доступа граждан. Земельные участки по <адрес> не огорожены заборами, строительство на них не ведется, объекты недвижимости отсутствуют. Земельный участок по <адрес> огорожен забором, на участке ведется строительство садового дома, каких-либо ограничений в пользовании земельным участком не установлено (л.д.38-44).

10.04.2010г. Управлением Роприроднадзора по Пермскому краю вновь была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении Петрова В.А., в ходе которой выявлено одно нарушение- у Петрова В.А. отсутствовал правоустанавливающий документ для выполнения работ по берегоукреплению, что является нарушением п.5 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, вынесено предписание (л.д.45-46). Аналогичные проверки проведены в период с 15.04.2010г. по 13.05.2010г. (л.д.55-63), с 11.10.2010г. по 15.10.2010г., предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 19.04.2010г. выполнено (л.д.64-68,222).

По земельному участку Яковлевой В.Н. также проводились проверки в 2008 году, в ходе которых было установлено, что земельный участок не огорожен, зарос сорной травой. Яковлевой было выдано предписание об устранении нарушений действующего земельного законодательства. По результатам проверки Яковлевой В.Н. дано объяснение, что земельный участок не использовался ею по причине отсутствия денежных средств на строительство, были неоднократно высажены плодово-ягодные кусты, которые вырваны или вытоптаны (л.д.92-106).

Аналогичные проверки в 2008 году были проведены по земельному участку Старкова И.М., согласно которых выявлены аналогичные нарушения, что и у Яковлевой В.Н., вынесено предписание об устранении нарушений действующего земельного законодательства. По результатам проверки представителем Старковым И.М. дано объяснение, что земельный участок используется в летнее время для отдыха (л.д.107-144).

Согласно ст.51-6 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» Глава администрации муниципального района действует без доверенности от имени администрации муниципального района, представляет интересы администрации муниципального района на территории Российской Федерации и за ее пределами (п.п.2 п.1); возглавляет администрацию муниципального района, руководит ее деятельностью (.п..11 п.1); организует и обеспечивает исполнение полномочия администрации муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района… (п.п.12 п.1).

В соответствии со ст.44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительно изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В ст. 49 ЗК РФ конкретизируются те государственные или муниципальные нужды, которые могут стать основанием для изъятия земельного участка. Подчеркивается, что изъятие является исключительной мерой и может производиться в связи с:

- выполнением международных обязательств РФ;

- размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещении этих объектов;

- иными обстоятельствами в установленных федеральным законом случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливается ст.55 настоящего Кодекса.

Дополнительные ограничения изъятия земельных участков установлены также ст.ст. 79, 83, 94 и 101 ЗК РФ.

Ни одно из перечисленных оснований, указанных в данных статьях Земельного кодекса, не распространяется на спорные участки.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является одновременное несоответствие этих действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Доводы Шиловой О.С.., что нарушены ее права, так как для нее и других граждан имеется препятствие в пользовании прибрежной и береговой полосой, а также для свободного доступа к береговой полосе, не состоятельны, опровергаются материалами дела и пояснениями самой Шиловой О.С., которая в судебном заседании показала, что добраться до реки можно и минуя эти три земельных участка, но обходить эти участки, чтобы выйти к реке, она не намерена. Земли, на которые указывает Шилова О.С. не являются землями общего пользования, так как предоставлены в собственность частных лиц.

По смыслу ст.3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право лица, однако применительно к рассматриваемому делу данный признак отсутствует.

По гражданскому делу № 2-26/11 прокурор Пермского района обращался с иском к администрации <данные изъяты> с/поселения о признании незаконным бездействие главы <данные изъяты> с/поселения по государственной регистрации сервитута для беспрепятственного прохода и пребывания граждан возле водного объекта- река Сылва. От исковых требований в ходе судебного заседания, прокурор отказался. По гражданскому делу № 2-2043/10 по иску Петрова В.А., Яковлевой И.Н., решением Пермского районного суда Пермского края от 21.12.2010г. признано недействующим Постановление № 477 Главы <данные изъяты> с/поселения от 02.11.2009г. «Об установлении публичного сервитута на части земельного участка» поскольку администрация не представила доказательств, свидетельствующих о наличии у неопределенного круга лиц препятствий в проходе или доступе к каким-либо объектам.

Доводы заявителя, что предоставлением земельных участков в частную собственность Петрова В.А., Яковлевой В.Н. и Старков И.М. нарушены требования Водного законодательства РФ (ст.6,65), ошибочны, так как Водный кодекс РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела... Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, законодательством предусмотрен порядок возникновения и прекращения прав как граждан, так и юридических лиц, поэтому требование Шиловой О.С. о признании незаконным бездействие Главы администрации Пермского муниципального района в неосуществлении действий по прекращению права собственности на земельные участки Петрова В.А., Дарышиной И.Н., Старкова И.М. не основано на законе, поскольку такое право не может быть прекращено Главой администрации Пермского муниципального района по основаниям, указанным в заявлении заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование Шиловой О.С. о признании незаконным бездействие Главы администрации Пермского муниципального района в неосуществлении действий по прекращению права собственности на земельные участки Петрова В.А., Дарышиной И.Н., Старкова И.М. находящиеся в прибрежной и береговой полосе Сылвенского залива по <адрес>, устранении нарушения ее прав и свобод, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение десяти дней.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Судья Гладких Н.В.