2-1743/2012 об устранении нарушений санитарного законодательства



Дело № 2-1743/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Андриевской М.С.,

с участием помощника прокурора Сапожниковой Л.С.,

представителя ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Кукуштанский детский сад «Тополек» - заведующей Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кукуштанский детский сад «Тополек» о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения,

установил:

Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кукуштанский детский сад «Тополек» (далее – МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек») о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению родителей воспитанников МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» по факту ненадлежащего проведения ремонта в образовательном учреждении, в результате которой выявлены дефекты: проседание отмотки по всему периметру здания с образованием контруклона; в несущих стенах здания наблюдаются вертикальные трещины шириной раскрытия от 2 до 5 мм; в верхней части стен наблюдается следы замачивания; наличие грибка в нижней части внутренних стен; следы подтопления части здания, находящейся ниже уровня основного корпуса. По результатам обследования сотрудниками кафедры «Строительные материалы и специальные технологии» в рекомендательных целях представителям управления образования и управления капитального строительства указано на проведение инструментального обследования здания. Кроме этого, в соответствии с планом работы 18.07.2012 года в указанном учреждении прокуратурой совместно со специалистами центрального территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий нахождения несовершеннолетних в МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек», в том числе в части организации питания. Ранее Роспотребнадзором также был проведен ряд проверок, по результатам которых МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» выданы предписания: № 184 от 29.06.2012 года (2 нарушения) со сроком устранения 01.09.2012 года, остался не выполнен ни один пункт; № 245 от 28.10.2011 года (30 нарушений) со сроком устранений октябрь-ноябрь 2011 года, остались не выполненными 6 пунктов (п.п. 1, 2, 6, 14, 24, 26). Согласно представленной информации денежные средства на устранение нарушений запланированы и выделены, но не в полном объеме, собственных денежных средств у детского сада не имеется, инструментальное обследование здания не проведено. В связи с чем, просит возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обеспечить финансирование МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» на проведение инструментального обследования здания детского сада; на установление вентиляции в складском помещении; на приобретение прибора для измерения температуры воздуха в складском помещении; на исполнение предписания № 184 от 29.06.2012 года и п.1, п.2, п.6, п.14, п.24, п. 26 указанных в предписании центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 245 от 28.10.2011 года; возложить обязанность на МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» за счет средств учредителя провести инструментальное обследование здания детского сада; установить вентиляцию в складском помещении; приобрести прибор для измерения температуры воздуха в складском помещении; устранить нарушения санитарного законодательства на территории детского сада, согласно предписания № 184 от 29.06.2012 года и предписания № 245 от 28.10.2011 года выданных центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

Определением суда от 26.09.2012 года производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обеспечить финансирование МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» на проведение инструментального обследования здания детского сада; на приобретение прибора для измерения температуры воздуха в складском помещении; о возложении обязанности на МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» провести инструментальное обследование здания детского сада; приобрести прибор для измерения температуры воздуха в складском помещении прекращено, т.к устранено добровольно.

В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик администрация Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без их участия. В возражениях на исковое заявление указано, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку является ненадлежащим ответчиком. Финансовое обеспечение детского сада, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Пермского края. Согласно Уставу, МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» является муниципальным учреждением, а не муниципальным казенным учреждением, в связи с чем администрация не должна финансировать данное дошкольное образовательное учреждение.

Ответчик Управления образования администрации Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, от представителя Пуниной Я.О. поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика - МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек»– заведующая Иванова О.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что денежные средства выделены, сейчас идет подготовка к ремонтным работам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава Муниципального образования «Пермский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. от 02.02.2011 года).

В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2012 года) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Из Устава МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» следует, что детский сад является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Пермский муниципальный район» осуществляет управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (л.д. 17-28).

Судом установлено, что центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по результатам мероприятий по контролю в МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» было выдано предписание № 184 от 29.06.2012 года и предписание № 245 от 28.10.2011 года по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до 01.09.2012 года и октябрь-ноябрь 2011 года (л.д.8-12).

Из объяснительной заведующей МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» от 25.07.2012 года следует, что является заведующей детского сада с 02.07.2012 года, в настоящее время проходит реорганизация МДОУ «Кукуштанский детский сад». Нарушения, выявленные в ходе проверок не устранены в полном объеме (л.д.13).

Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек», на которого п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» возложено финансовое обеспечение учреждения, допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований санитарного законодательства, не финансируя в полном объеме МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек». В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления муниципального района, МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану здоровья детей.

Суд не может согласиться с доводами ответчика администрации Пермского муниципального района о том, что она является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу Устава учредителем МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Пермский муниципальный район» осуществляет управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (пункт 1.6 Устава). Органом местного самоуправления является администрация Пермского муниципального района.

Согласно п. 7.1 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидии из средств краевого и местного бюджета со дня, когда Учредителем принято решение о предоставлении субсидии из краевого и местного бюджета и Учреждение будет являться получателем субсидий из краевого и местного бюджета.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчиков необходимо возложить обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно, возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обеспечить финансирование МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» на установление вентиляции в складском помещении; на исполнение предписания № 184 от 29.06.2012 года п.2 и п.6, п.14, п.24, п. 26 указанных в предписании центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 245 от 28.10.2011 года; возложить обязанность на МДОУ «Кукуштанский детский сад «Тополек» за счет средств учредителя установить вентиляцию в складском помещении; устранить нарушения санитарного законодательства на территории детского сада, согласно предписания № 184 от 29.06.2012 года и предписания № 245 от 28.10.2011 года выданных центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокуратуры Пермского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность обеспечить финансирование Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Кукуштанский детский сад «Тополек» на установление вентиляции в складском помещении; на исполнение предписаний центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 184 от 29.06.2012 года (пункта 2) и № 245 от 28.10.2011 года (пунктов 6, 14, 24, 26).

Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Кукуштанский детский сад «Тополек» обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения санитарного законодательства на территории детского сада согласно предписаниям центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 184 от 29.06.2012 года (пункта 2) и № 245 от 28.10.2011 года (пунктов 6, 14, 24, 26); установить вентиляцию в складском помещении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Решение изготовлено в окончательном виде 02.10.2012г.

Судья Е.В. Овчинникова