назначение денежных средств на содержание несовершеннолетних



Дело № 2-655/2010                                                                                                        

                                                                                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2010 года                                                                              г. Перевоз                                                                              

Перевозский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Вильданова И.М.,

при секретаре Меличаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Перевозского района в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о признании недействующим п.3 постановления главы местного самоуправления Перевозского района от 31.08.2007 года № 39 в части назначения денежных средств на содержание несовершеннолетних,

                                               у с т а н о в и л :

Постановлением администрации <адрес> от 31.08.2007 № 39 учреждена опека над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2

В соответствии с пунктом 3 постановления администрации <адрес> от 31.08.2007 № 39 на опекаемых ФИО1 и ФИО2 назначена выплата денежных средств согласно постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с заявлением в суд в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в котором просит суд о признании недействующим п.3 постановления главы местного самоуправления <адрес> от 31.08.2007 года № 39 в части назначения денежных средств на содержание несовершеннолетних, считает, что данное постановление противоречит федеральному и региональному законодательству, регламентирующему меры по поддержке и защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивируя тем, что с 2005 года в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждений, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» постановление Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утратило силу.

В связи с этим, ссылка в постановлении администрации района на нормативный правовой акт, утративший силу, является незаконной. Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 (в ред. Закона от 03.02.2010 № 7-3) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» изменен ранее действующий порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 сентября 2008 года возникло право на получение пособий, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд, и ежемесячное пособие на опекаемых детей должно быть назначено лицам, находящимся под опекой (попечительством).

Между тем, согласно п.3 постановления администрации района от 31.08.2007 № 39 выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 назначены опекуну и попечителю гр. ФИО6

На незаконное постановление администрации <адрес> от 31.08.2007 № 39 «Об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО2, ФИО1» прокурором Перевозского района принесен протест, который по результатам рассмотрения администрацией был необоснованно отклонен.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Изложенные в заявлении нарушения Федерального закона Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 (в ред. Закона от 03.02.2010 № 7-3) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» ущемляют права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленные государством меры социальной поддержки.

В судебном заседании прокурор требования о признании недействующим п.3 постановления главы местного самоуправления Перевозского района от 31.08.2007 года № 39 в части назначения денежных средств на содержание несовершеннолетних поддерживает, от требования о признании бездействие администрации Перевозского муниципального района в части невнесения изменений в постановление от 31.08.2007 года № 39 отказывается.

Определением суда отказ прокурора от данного требования судом принят, производство в данной части по делу прекращено.

Суд рассмотрел ходатайство прокурора о восстановлении пропущенного срока и пришел к выводу о восстановлении заявителю пропущенного процессуального срока для подачи заявления, поскольку считает, что пропуск срока заявителем носит уважительный характер. 22.06.2010 года прокуратурой принесен протест на данное распоряжение, который 05.07.2010 года был администрацией отклонен. 26.06.2010 года прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением по данному вопросу, но в силу ст.1 ч.4 ГПК РФ исковое заявление оставлено без рассмотрения. Прокуратурой была проведена дополнительная проверка о разрешении опекунам ( попечителям) снимать денежные средства со счетов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлены новые факты нарушения прав и законных интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Перевозского района. Заявление прокурора подано в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, на установленные государством меры социальной поддержки по действующему законодательству.

В судебное заседание заинтересованное лицо по делу глава местного самоуправления Перевозского района не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в своем ходатайстве просит рассмотреть дело по заявлению прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в свое отсутствие. Против требований, указанных в заявлении прокурора возражает, считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:1. Постановлением администрации <адрес> от 31.08.2007 г. № 39 установлена опека над несовершеннолетними ФИО1, ФИО2 в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2004 № 288 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного опекунского пособия и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначена выплата ежемесячного опекунского пособия на содержание несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 Данный муниципальный правовой акт был издан в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, данное постановление исполнено, т.к. установлен факт опеки и назначения выплаты опекунского пособия на содержание несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2

Законом Нижегородской области от 03.02.2010 г. №7-3 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» были внесены изменения, касающиеся порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей. Так же данным Законом изменена формулировка данного пособия: «ежемесячное опекунское пособие» заменено на «ежемесячное пособие на опекаемых детей», которое назначается и выплачивается опекаемому (подопечному) до достижения им возраста шестнадцати лет. Согласно ст.2 Закона Нижегородской области от 03.02.2010 г. №7-3 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», данный Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Таким образом, в вышеуказанной статье отражен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие. Исходя из изложенного следует, что редакция Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №7-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» применяется к правоотношениям, возникшим с 22 февраля 2010 года. Не имеет обратной силы и Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вступивший в силу с 1 сентября 2008 года.

      2. Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 256 ГПК РФ регулирует вопросы, связанные со сроком обращения в суд по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов власти. Этот срок установлен законодателем в три месяца. ГПК устанавливает единый срок обращения в суд, независимо от того, обращался ли заявитель в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу. Исчисление срока начинается со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Согласно протесту прокурора от 22.06.2010, ему стало известно о предполагаемых нарушениях прав и свобод несовершеннолетней 22 июня 2010 года (прилагается). Таким образом, прокурором пропущен трех месячных срок обращения в суд с заявлением.

В связи с этим, администрация Перевозского муниципального района считает требования прокурора не подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, суд находит заявление прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о признании недействующим п.3 постановления главы местного самоуправления <адрес> от 31.08.2007 года № 39 в части назначения денежных средств на содержание несовершеннолетних подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как установлено в судебном заседании постановление администрации <адрес> от 31.08.2007 № 39 учреждена опека над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2

В соответствии с пунктом 3 постановления администрации <адрес> от 31.08.2007 № 39 на опекаемых ФИО5, ФИО2 назначена выплата денежных средств согласно постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Выплата назначена попечителю гр. ФИО6

         Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федераций» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области установлены Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 (в ред. Закона от 03.02.2010 № 7-3) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» ежемесячное пособие на опекаемых детей назначается и выплачивается опекаемому (подопечному) до достижения им возраста шестнадцати лет.

В соответствии пунктами 1 и 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об опеке и попечительстве.

Пунктом 2 ст.32 ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 (в ред. Закона от 03.02.2010 № 7-3) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» изменен ранее действующий порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 сентября 2008 года возникло право на получение пособий, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд, и ежемесячное пособие на опекаемых детей должно быть назначено лицам, находящимся под опекой (попечительством).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, изложенные в заявлении нарушения Федерального закона Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 (в ред. Закона от 03.02.2010 № 7-3) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» ущемляют права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленные государством меры социальной поддержки, а именно на право получения пособий, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд, и ежемесячное пособие, которое должно быть назначено именно лицам, находящимся под опекой (попечительством).

         На основании вышеизложенного, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 поскольку в судебном заседании установлено, что п.3 постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 назначенных опекуну гр. ФИО6, а не им самим нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, а также не соответствует действующему законодательству в части назначения ежемесячного пособие на опекаемых детей лицам, находящимся под опекой (попечительством).                                                                                        

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд                

Р Е Ш И Л :

  1. Признать недействующим п.3 постановления главы местного самоуправления <адрес> от 31.08.2007 № 39 в части назначения денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО1, ФИО2
  2. Обязать главу местного самоуправления <адрес> незамедлительно привести муниципальный правовой акт от 31.08.2007 № 39 в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства.

          Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок.

                               Судья Перевозского районного

                        суда                                                Вильданов И.М.

                    

Решение выполнено на компьютере.