оспаривание бездействия органов местного самоуправления



                                                                                                                

№ 2-393/2012                                                                                                                                

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

16 июля 2012 года                                                                          г. Перевоз

Перевозский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Страхова А.Н.,

при секретаре Зайченко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Перевозского района поданного в интересах РФ к администрации Перевозского муниципального района об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,

                                             Установил:

<адрес>, действуя интересах РФ, обратился в суд с иском к администрации Перевозского муниципального района об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.

В обосновании иска было указано, что прокуратурой Перевозского района при проведении проверки по обращению ФИО8, установлены нарушения федерального законодательства при осуществлении должностных полномочий председателем Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского района ФИО9 В целях устранения выявленных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, прокуратурой района внесено представление главе администрации Перевозского муниципального района ФИО2 Прокурором района в представлении предложено принять меры к недопущению впредь подобных нарушений.

По результатам рассмотрения представления главой администрации Перевозского района представлены ответы, из содержания которых следует, что в действиях председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского района ФИО9 не усматривается нарушений земельного законодательства.

Между тем, представление прокуратуры района было рассмотрено ненадлежащим образом и противоречит материалам проверки. Приведенные в представлении конкретные доказательства нарушений председателем КМИиЗР земельного законодательства оставлены без анализа и правовой оценки, о чем свидетельствуют немотивированные ответы администрации Перевозского муниципального района.

Непринятие главой администрации Перевозского муниципального района конкретных мер к недопущению нарушений закона повлекло ущемление интересов Российской Федерации, установившей правовое регулирование земельных правоотношений.

В судебном заседании пом. прокурора Перевозского района ФИО3 поддержала свои исковые требования и попросила суд удовлетворить их.

Представитель ответчика администрации Перевозского муниципального района ФИО4, действующий на основании доверенности исковые требования прокурора Перевозского района не признал в полном объеме. Он так же пояснил, что считает требования прокурора необоснованными, поскольку считает, что решить данный вопрос невозможно без установления факта незаконности действий ФИО9

Выслушав мнение участвующих по делу, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления муниципальных районов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.5.1. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Перевозского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Перевозского района от 07.10.2010 № 39, непосредственное управление земельными ресурсами на территории Перевозского муниципального района (включая земли всех населенных пунктов) осуществляет Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского муниципального района на основании постановлений администрации района. Комитет подготавливает проекты постановлений администрации по распоряжению земельными участками, оформляет договоры купли-продажи и аренды земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам.

Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов установлены Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ).

Под землеустройством понимаются мероприятия, в том числе, по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ). Аналогичные положения закреплены в ст. 68 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст.9 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя, в том числе инвентаризацию земель.

В силу ст.13 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ определено, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства» утверждены Правила, определяющие порядок установления на местности границ объектов землеустройства, согласно п. 2 которых установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Из ответа администрации Перевозского района ФИО8 от 21.06.2011 следует, что 16 мая 2011 года комиссия в составе главы администрации Ичалковского сельсовета ФИО7, председателя комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского муниципального района ФИО9, ведущих инженеров Перевозского филиала «Нижтехинвентаризация» ФИО5 и ФИО6 на основании обращения жителей выезжала в д. Козловка с целью оказания правовой помощи гражданам по разъяснению норм действующего законодательства в области земельных отношений и оформления прав на земельные участки и жилые дома. Комиссия также произвела уточнение сведений о земельных участках и их правообладателях в соответствии с записями в земельно-кадастровой книге Ичалковского сельсовета по д. Козловка. Комиссия определила примерное местонахождение и очередность размещения земельных участков пашни, провела ленточные промеры и определила свободные земельные участки, предоставление которых будет производиться в соответствии с Земельным кодексом РФ на конкурсной основе по их заявлениям.

Согласно объяснения председателя КМИиЗР ФИО9, в мае 2011 года ей позвонил глава Ичалковской сельской администрации ФИО7 и сказал, что подходит время сажать картошку, а в д. Козловка жители не могут определиться с границами земельных участков. ФИО8 настаивала на своих границах земельного участка, а многие жители были с ними не согласны. ФИО9 в составе комиссии совместно с ФИО10 и кадастровыми инженерами ФИО6 и ФИО5 выехала в д. Козловку. По записям, которые были в документах у ФИО7, были в натуре выделены колышками границы по ширине земельных участков. Комиссия четко определила ширину каждого земельного участка.

Из объяснений кадастровых инженеров ФИО6 и ФИО5 следует, что они выезжали в д. Козловка по приглашению председателя КУМИ ФИО9 как специалисты-геодезисты, ФИО9 и ФИО7 называли им расстояние «от кола до кола», они рулеткой отмеряли ширину земельных участков.

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования.

Между тем, из объяснений ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО9 следует, что ФИО8 возражала против установленных комиссией границ ее земельного участка, и ее требования не были приняты при установлении границ земельных участков.

Таким образом, изложенное свидетельствует, что председателем КМИиЗР ФИО9 в составе вышеназванной комиссии фактически была проведена инвентаризация земель и установлены границы земельных участков в д. Козловка.

Между тем, Положение о порядке проведения инвентаризации земель утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их представления гражданам», согласно п.3 которого для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно - градостроительной и санитарно - эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб. Состав комиссии утверждается главой местной администрации.

При проведении инвентаризации выявляются, в том числе, соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки (п.4 Положения).

Однако, вопреки установленного законодательством порядка, комиссия в составе председателя КМИиЗР ФИО9, главы администрации Ичалковского сельсовета ФИО7 и кадастровых инженеров Перевозского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» ФИО6 и ФИО5 главой администрации Перевозского района не утверждалась.

При изучении земельно-кадастровой книги администрации Ичалковского сельсовета установлено, что в ней отсутствуют сведения о местоположении, границах и ширине земельных участков, принадлежащих как ФИО8, так и другим гражданам.

Из объяснения главы администрации Ичалковского сельсовета ФИО7 также следует, что в сельской администрации никаких документов, кроме дубликатов свидетельств о праве собственности или постановлений, распоряжений о выделении земельных участков, которые никак не определяли ни местоположение земельных участков, ни конфигурацию границ земельного участка, не имеется.

Тем самым, при выезде в д. Козловка ДД.ММ.ГГГГ, полномочий на определение местоположения и границ земельных участков в д. Козловка путем «установления колышков» председатель КМИиЗР ФИО9 не имела.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно ч.4 ст.1 которого кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) (ч.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В силу требований ст.35 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Исходя из положений ст.37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ после проведения кадастровых работ подрядчик (кадастровый инженер, действующий в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо - работодатель, в штате которого состоит кадастровый инженер) передает заказчику результат проделанной работы. В зависимости от задания заказчика и его целей результат оформляется, в том числе, в виде межевого плана (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).

Как показала проверка, в дальнейшем по установленным 16.05.2011 комиссией границам земельных участков были составлены межевые дела на земельные участки ФИО11, ФИО12 При этом, с ФИО8 не были согласованы границы, смежные с ее земельным участком, так как по ее мнению имело место наложение земельных участков ФИО11 и ФИО12 на принадлежащий ей земельный участок.

В связи с чем, ФИО11 и ФИО12 вынуждены были обращаться в суд с исковыми заявлениями о признании межевого плана законным без согласования с ФИО8

Таким образом, председатель КМИиЗР ФИО9 превысила свои должностные полномочия, тем самым вмешалась в рассмотрение земельного спора, что подтверждается ее объяснением, объяснениями ФИО7, ФИО6, ФИО5, тогда как в соответствии с ч.1 ст.64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В целях устранения выявленных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, прокуратурой района внесено представление главе администрации Перевозского муниципального района ФИО2. Прокурором района в представлении предложено принять меры к недопущению впредь подобных нарушений.

По результатам рассмотрения представления главой администрации Перевозского района представлены ответы, из содержания которых следует, что в действиях председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского района ФИО9 не усматривается нарушений земельного законодательства.

Между тем, представление прокуратуры района было рассмотрено ненадлежащим образом и противоречит материалам проверки. Приведенные в представлении конкретные доказательства нарушений председателем КМИиЗР земельного законодательства оставлены без анализа и правовой оценки, о чем свидетельствуют немотивированные ответы администрации Перевозского муниципального района.

Непринятие главой администрации Перевозского муниципального района конкретных мер к недопущению нарушений закона повлекло ущемление интересов Российской Федерации, установившей правовое регулирование земельных правоотношений.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

          Судом проанализированы доводы представителя ответчика ФИО4, о том, что действия ФИО9 являются законными, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие факт незаконности ее действий, однако данные доводы суд находит не состоятельными, поскольку ответчиком не представлены доказательства о том, что при рассмотрении представления прокурора администрацией Перевозского района была проведена проверка этих доводов и сделан вывод с учетом анализа и правовой оценки о том, что в действиях председателя КУМИ ФИО9 не усматривается нарушения земельного законодательства.

Суд находит требования прокурора Перевозского района законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                                Р Е Ш И Л :

        Исковые требования прокурора Перевозского района удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие главы местного самоуправления Перевозского муниципального района ФИО2, выразившееся в непринятии мер к недопущению нарушений земельного законодательства со стороны председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского муниципального района.

         Обязать главу местного самоуправления Перевозского муниципального района ФИО2 принять конкретные меры, направленные к недопущению нарушений земельного законодательства председателем Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Перевозского муниципального района.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца, со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Перевозский районный суд.

Судья Перевозского районного суда                                       А.Н. Страхов