А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дата обезличена
...
... суд ... апелляционной инстанции в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н.., при секретаре Галкиной О.И. с участием истца Ясневой Л.Н., представителя ответчика МО «...» Тереховой Е.Н., действующей по доверенности от Дата обезличена г., представителя третьего лица Отдела образования МО «...» - Черниковой И.С, действующей по доверенности от Дата обезличена г., прокурора ... Видинова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МО «...» на решение и.о. мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... Жуковой О.С. от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску Ясневой Людмилы Николаевны к МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен ...», администрации муниципального образования «... ...», министерству образования ... о взыскании расходов, понесенных за оплату отопления и освещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Яснева Л. Н. обратилась к мировому судье с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен ...», администрации муниципального образования «... ...», министерству образования ... о взыскании расходов, понесенных за оплату отопления и освещения, указав в заявлении, что указав, что она работала учителем в МОУ «СОШ Номер обезличен ...» с Дата обезличена год. В Дата обезличена г. получила удостоверение «Ветеран труда» на получение льгот, в Дата обезличена. – инвалидность. В Дата обезличена году платила за отопление Номер обезличен с учетом льготы как ветеран и инвалид Номер обезличен группы, поскольку право на бесплатное отопление и освещение жилья по закону «Об образовании» имелось только на бумаге, и вынуждена была выбрать другую льготу. Законом ... области от 05.12.2003 года были установлены неполные льготы. Позже в 2005г. Законодательным Собранием Оренбургской области принят новый закон, которым была установлена выплата компенсации в размере 120 рублей. Данный закон был опротестован Прокурором, и в 2008г. принимается новый закон, который обеспечил полное возмещение всех затрат. В результате в Дата обезличена. коммунальные услуги ей как педагогу не возмещались, она вынуждена была пользоваться льготой Номер обезличен оплаты услуг ЖКХ, что ущемляло ее права. В Дата обезличена. году за отопление ей возмещалось Номер обезличен однако за освещение – вновь только Номер обезличен коп. Просит суд взыскать с ответчиков сумму задолженности по оплате коммунальных услуг за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в размере Номер обезличен коп.
Определениями суда от Дата обезличенаг. к участию в деле привлечено в качестве соответчика Министерство образования ..., в качестве третьего лица – отдел образования ....
Решением мирового судьи требования Ясневой Л.Н. удовлетворены частично. С ответчика МОУ «СОШНомер обезличен» взысканы в пользу истца расходы по оплате отопления и освещения за период с Дата обезличена г., по Дата обезличена г. в сумме Номер обезличен копеек Указано, что при недостаточности средств на Администрацию МО «...» возложена субсидиарная ответственность, взыскание произвести за счет средств муниципального бюджета. С ответчика МО «...» в пользу истца взысканы расходы по оплате отопления и освещения за период с Дата обезличена г., Дата обезличена г. в сумме Номер обезличен рублей. В остальной части иска отказано. С ответчиков взыскана госпошлина.
Ответчик МО «...» не согласился с решением мирового судьи и обратился в суд с апелляционной жалобой, указав, что судом неверно применены нормы материального права, суд не принял во внимание доводы представителя ... о том, что Яснева Л.Н. пользуясь мерами социальной поддержки в виде Номер обезличен за коммунальные услуги как инвалид Номер обезличен группы, как ветеран труда, не вправе пользоваться льготой как педагог, поскольку в соответствии с законодательством она вправе пользоваться только одной льготой. Согласно статье 3 закона ... от 12.01.2005 года № 1772/301- III—ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории ...» (действующего в отношении педагогических работников до Дата обезличена года), - работникам, имеющим право на получение компенсации в соответствии с настоящим законом и льготу или денежную компенсацию по оплате за наём жилого помещения, отопление и освещение по иным основаниям, компенсация или льгота предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. Кроме того, согласно статье 2 закона ... от 02.11.2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период временно оккупированных территориях СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», лицам, имеющим звание «Ветеран труда» предоставляется оплата в размере 50 % коммунальных услуг в пределах нормативов потребления. При наличии прав на получение социальной поддержки по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплён в пунктах 2, 3 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В федеральном законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, такие меры предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. В судебное заседание Районным отделом образования предоставлена справка из Управления социальной защиты населения администрации МО ..., подтверждающая, что Яснева Л.Н. в Дата обезличена годах пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». А также справка-подтверждение Районного отдела образования о том, что льготой по линии отдела образования Яснева Л.Н. в Дата обезличена годах не пользовалась, получает льготы по коммунальным услугам как педагогический работник с Дата обезличена года. В ходе судебного заседания Яснева Л.Н. подтвердила, что выбрала в 2007-2008 годах льготу как ветеран труда, потом как инвалид. По данной льготе получала скидку Номер обезличен за оплату всех коммунальных услуг, а не только за отопление и освещение, что ей и было выгоднее на тот момент. 2. Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела: суд не принял во внимание заявление представителя ... о том, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района не отнесено осуществление предоставления льгот, указанных в статье 55 Закона РФ «Об образовании», в связи с чем, предоставление указанных льгот является полномочием государства и должно осуществляться органами государственной власти. (Данный вывод подтверждён определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2007 года № 58-Г07-18). В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесённым 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» - при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Часть 2 статьи 132 Конституции РФ гласит – органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация данных полномочий подконтрольна государству. Просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение.
Представители ответчиков: МОУ «СОШ Номер обезличен ...», Министерства образования ... в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства. Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика МО «...» Терехова Е.Н. апелляционную жалобу поддержала, обосновав доводами, изложенными в жалобе, просила решение мирового судьи отменить как не основанное на законе.
Истица Яснева Л.Н. в судебном заседании просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указывая, что считает решение мирового судьи законным и обоснованным, пояснив, что она, как педагог, до 2005г. она пользовалась льготой, предусмотренной ст.55 закона «Об образовании», о праве на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Впоследствии с принятием закона о «монетизации льгот» данная льгота оказалась существующей фактически только на бумаге, поскольку в федеральном законе указали, что определением размера, условий и порядка возмещения этих льгот должна заниматься власть субъекта РФ. На уровне области был принят закон, который обеспечивал предоставление компенсации этой льготы в размере 120 (позже 155) рублей. Это было далеко от тех сумм, которые ей приходилось оплачивать за отопление и освещение реально. Тогда им в РОО разъяснили, что они могут либо получать эту компенсацию, либо перейти на льготу по оплате услуг ЖКХ как ветераны труда или инвалиды. Поскольку она имела и звание «ветеран труда», и инвалидность, ей вынужденно пришлось перейти на последние льготы, поскольку они предусматривали 50%-ную скидку при оплате услуг ЖКХ, компенсация же в размере 120 руб. не обеспечивала и этого. Позднее в 2008г. ст.2 областного закона 2005г., ограничивающая компенсацию определенным размером, была опротестована прокуратурой и признана недействующей. После этого она с 2009г. перешла на пользование льготой, предусмотренной ст.55 закона «Об образовании», и стала получать через РОО оплату отопления в полном объеме. В то же время освещение ей по-прежнему не оплачивают полностью, а выдают ежемесячно по 32,13 руб., что считает неверным и незаконным.
Представитель третьего лица отдела образования ... Черникова И.С. в судебном заседании согласилась с доводами представителя ответчика Тереховой Е.Н., а также пояснила, что ранее существовала в законе 2007г. методика расчета нормативов выплаты педагогам средств на обеспечение льготы, в настоящее время она утратила силу, но другая не принята, поэтому в расчетах по-прежнему применяется именно она. Из представленных расчетов видно, что на оплату освещения по-прежнему закладывается норма 27 кВт на 1 человека, и РОО не может самостоятельно применить другой расчет, т.к. его не утвердят на уровне области, и субсидию в другом размере не предоставят. Оплачивая больше, чем заложено в финансовых документах, они допустят нецелевое расходование средств, а кроме того, ущемят школы в других необходимых расходах – на ремонты, оборудование и т.п. В связи с имевшими место положительными решениями по искам педагогов о взыскании расходов в полном объеме они неоднократно обращались в министерство образования, министерство финансов области с просьбой разъяснить, каким образом должен производиться расчет оплаты за освещение с учетом того, что понятие «освещение» не совпадает с понятием «электроэнергия», однако никакого ответа не получили, так же как и большего количества финансовых средств. На основании изложенного, также возражает против удовлетворения исковых требований, Яснева с Дата обезличена. получает компенсацию льготы по ст.55 закона «Об образовании» в полном объеме, а до этого не имела на нее права, поскольку сознательно отказалась от нее, выбрав наиболее выгодную для нее на тот момент льготу по оплате услуг ЖКХ с 50%-ной скидкой как ветеран труда и инвалид.
Мировой судья, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив все доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ясневой Л.Н. частично по следующим основаниям.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы ответчику отказать, поскольку решение мирового судьи является законным и обоснованным, суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, но учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях. В рассматриваемом периоде спорных правоотношений до 31.12.2007 г. такого закона принято не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Яснева Л.Н., пользуясь мерами социальной поддержки в виде Номер обезличен по оплате за отопление и освещение как инвалид 2 группы, не вправе пользоваться льготой как педагог, поскольку в соответствии с действующим законодательством она вправе пользоваться только одной льготой, были подробно исследованы в судебном заседании. В решении мировой судья дает оценку доводам ответчика, суд с ними соглашается. Доводы апелляционной жалобе сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию закона.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» истец освобожден от оплаты за отопление и освещение в полном объеме. Ограничения на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным ФЗ «О социальной защите инвалидов», не распространяются на льготы, установленные Законом РФ «Об образовании», поскольку являются льготами разных категорий. Данное обстоятельство подтверждается и тем фактом, что ни в законе «Об образовании», не в принятых в соответствии с ним законах области и подзаконных актах, касающихся педагогов, нет соответствующей нормы, ограничивающей право пользования льготой, предусмотренной ст.55 закона «Об образовании». Постановление Правительства РФ от 29.09.2008г. № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг», на которое ссылается ответчик, и где в п.12 указано соответствующее положение, не распространяется на правоотношения, урегулированные законом «Об образовании», поскольку в преамбуле данного постановления перечислены законы, во исполнение которых оно принято, и названный закон в перечислении отсутствует. К доводу о том, что понятия «электроэнергия» и «освещение» не совпадают, и поэтому с Дата обезличена. Яснева не может получать компенсацию оплаты электроэнергии в полном объеме, суд также относится критически, поскольку у ответчика и третьего лица отсутствуют какие-либо законные основания для определения доли, потраченной истицей Ясневой Л.Н. на освещение в предъявленных ею квитанциях на оплату электроэнергии. Нормативы потребления, установленные ранее законом от Дата обезличенаг., не действуют с Дата обезличенаг., размеры возмещения расходов, предусмотренные законом от 29.12.2007г., Определением СК по гражданским делам Верховного ФИО8 РФ от 16 июля 2008 г. N 47-Г08-22 признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу. Действующая ныне редакция статьи не дает оснований для выплаты компенсации Ясневой Л.Н. только в размере Номер обезличен руб. в месяц, поскольку указывает, что размер возмещения расходов педагогам определяется исходя из размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, объема электрической и тепловой энергии, потребляемой на освещение и отопление этих помещений, тарифов на энергоносители и услуги за наем жилого помещения. Таким образом, речь идет об общем объеме потребленных энергоносителей, об общей площади занимаемого жилья, без каких-либо ограничений. Методика расчета размера субсидии, предусмотренная постановлением Правительства ... от 14.02.2008 г., также не дает оснований для такого вывода, поскольку ни в одной норме постановления не указано ограничение нормативов объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками. Представленное ответчиком решение мирового судьи от Дата обезличена года не заверено в установленном законом порядке, не имеет данных о вступлении решения в законную силу, поэтому не может служить основанием для утверждения ответчика об уже имеющемся вступившем в законную силу решении суда по тому же предмету и за тот же период.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно, нарушений норм процессуального, материального права, влекущих отмену решения суда, сне имеется, поэтому оснований для отмены обжалуемого решения суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Апелляционную жалобу МО «...» оставить без удовлетворения, решение и.о. мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... Жуковой О.С. от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску Ясневой Людмилы Николаевны к МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен ...», администрации муниципального образования «... ...», министерству образования ... о взыскании расходов, понесенных за оплату отопления и освещения - без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.Н.Чарикова