О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Об оставлении решения мирового судьи без изменения
«23 » марта 2011 года <адрес>
Судья Переволоцкого районного суда Оренбургской области Чарикова Т.Н.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н., Р., при секретаре Галкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО «Переволоцкий район» по гражданскому делу по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Р. к администрации муниципального образования «Переволоцкий район <адрес>» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Р. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав в заявлении, что Р. с ... года и по настоящее время является работником культуры, работает в отделе культуры <адрес> в должности художественного руководителя <адрес>, проживает в сельской местности и пользовалась до ... льготами по 100 % оплате жилья, связанным с отоплением и освещением в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 26.01.1988 года №31 « О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках», а также в соответствии со ст. 59 Жилищного Кодекса РСФСР. За период с ... по ... Р. в счет оплаты за отопление и освещение было уплачено .... За указанный период Р.... руб. ... выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму ... руб. В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 26.01.1988 г. №31, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, краевым и областным советам профсоюзов обеспечить предоставление льгот проживающим в сельских местностях и рабочих поселках штатным работникам культурно- просветительских учреждений в соответствии со ст. 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (СУ РСФСР, 1930, №39 ст. 481), независимо от типа ведомственной принадлежности этих учреждений. 22.08.2004 года был принят закон № 122 ФЗ, в преамбуле которого установлено, что он принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. В соответствии с пунктом 24 ст. 20 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, льготы для организаций культуры, находящимся в ведении органов местного самоуправления устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, меры социальной поддержки работников муниципальных организаций культуры определяются и осуществляются- органами местного самоуправления, при этом при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П.. Прокурор просит взыскать с администрации МО «Переволоцкий район <адрес>» за счет средств муниципального бюджета в пользу Р. за период с ... по ... в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме ....
Решением от ... мировым судьей судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области требования прокурора были удовлетворены в полном объеме, взыскано с ответчика за счет средств муниципального бюджета в пользу Р. за период с ... по ... в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме ... коп.
Ответчик МО «Переволоцкий район» не согласились с решением мирового судьи обратились в суд с апелляционной жалобой, указав в жалобе, что мировым судьей при принятии обжалуемого решения были нарушены нормы материального права. В решении мировой судья ссылается на п.24 ст. 20 ФЗ от 22.08.2004 года, которым предусматривается возможность органов местного самоуправления предоставлять льготы на билеты в учреждениях культуры, которые не имеют отношения к предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг. Кроме этого истцом не доказано, что Р. до ... года пользовалась льготами по 100% оплате жилья с отоплением. Согласно ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 года №52 –ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Законом Оренбургской области от 05.12.2003 года №720\92-III-ОЗ «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате на наем жилого помещения, взимаемой собственником жилья, и льгот по плате за отопление определялся исходя из социальной нормы площади жилья 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек, 42 кв. метра- на семью из двух человек, 33 кв. метра – на одиноко проживающих граждан. Ст. 2 указанного закона размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за освещение определяется по стоимости электроэнергии, затрачиваемой на горение лампочки в 100 ватт, а на семью, состоящую из трех и более человек,-150 ватт. Размер возмещения расходов на предоставление льгот определяется исходя из норм, установленных Законом, и действующих на территории муниципального образования нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. При печном отоплении расчет размера возмещения производится исходя из нормы 71,8 кг условного топлива на 1кв. метр общей площади. То есть до 01.01.2005 года специалисты в области культуры не пользовались льготой по 100% оплате жилья с отоплением и освещением, а компенсация определялась исходя из норматива, установленного Законом субъекта. Не ясна ссылка в исковом заявлении на п.24 ст. 20 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ. Данная норма закрепляет право органа местного самоуправления устанавливать при организации платных мероприятий организации культуры льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. С принятием 22.08.2004 года Закона №122-ФЗ, специалисты в области культуры утратили право на льготу по предоставлению жилья с отоплением и освещением. Однако, учитывая тяжелое положение специалистов в области культуры орган местного самоуправления счел возможным компенсировать им часть затрат на коммунальные услуги за счет средств местного бюджета. Советом депутатов <адрес> было принято Решение от 30.12.2004 года №120 « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих на территории <адрес> района» предусматривающее установление в качестве меры социальной поддержки выплату ежемесячной денежной компенсации на частное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги сумму ... рублей, а с ... ... рублей в месяц для врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, социальных работников с высшим и средним образование, работников культуры. Согласно справки финансового отдела, в ... году на одного льготополучателя приходилось ... рубля, а с ... согласно Решения Совета депутатов ... рублей. Значит, ранее достигнутый уровень социальной защиты был сохранен и улучшен. Просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение.
Представители: ответчика, третьих лиц, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, от них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение лиц участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Мировым судьей верно определены правоотношения сторон, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права.
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 26.01.1988 г. №31, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, краевым и областным советам профсоюзов обеспечить предоставление льгот проживающим в сельских местностях и рабочих поселках штатным работникам культурно- просветительских учреждений в соответствии со ст. 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (СУ РСФСР, 1930, №39 ст. 481), независимо от типа ведомственной принадлежности этих учреждений. 22.08.2004 года был принят закон № 122 ФЗ, в преамбуле которого установлено, что он принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Меры социальной поддержки работников муниципальных организаций культуры определяются и осуществляются- органами местного самоуправления, при этом при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Однако пробел в законодательстве не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан-работников культуры предоставление льготы в натуральной форме.
Из анализа решений Совета депутатов <адрес> от ... «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих на территории <адрес> района» и аналогичного решения от ... № следует, что данными решениями была установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, в том числе работников культуры, работающих и проживающих на территории <адрес> района, компенсация на возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение в размере ... рублей в месяц соответственно. Данную компенсацию истец получал. Расходы на выплату компенсации производились за счет средств бюджета <адрес>, назначение и выплата компенсации осуществлялись по месту работы.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 2 ст. 153 установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправлений в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры пособий и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г.;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставлений ухудшены. Следовательно, изменение законодателем ранее установленных правил предоставлению населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип доверия граждан к закону и действиям государства, а изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий и существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
В силу ч. 2 ст. 132, ст. 133 Конституции Российской Федерации самостоятельность органов местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется правом местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Финансовая самостоятельность органов местного самоуправления определена Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта РФ и местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. При недостаточности собственных доходных источников муниципальных образований применяется предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ механизм бюджетного регулирования. Право работников культуры на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.
Из сложившейся практики Верховного Суда РФ следует, что положения законов субъектов Российской Федерации, ограничивающие право работников культуры, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем определения условий оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, предоставления льгот в пределах установленной социальной нормы площади жилья, нормативов потребления признаются противоречащими федеральному законодательству.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты.
В определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 965-О-П указано, что положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права. Р., начиная с ... года, работая художественным руководителем в <адрес> и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действовавшим законодательством. Размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, поэтому истец должен быть освобожден от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Истец пользуется электрическим отоплением. Ввиду отсутствия механизма раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, суд полагает возможным взыскать произведенные истцом расходы по оплате за электроэнергию полностью. С ... года и по настоящее время ей на основании решения совета депутатов ежемесячно выплачивается денежная компенсация указанной льготы в размере ... рублей. Таким образом, разница между фактическими расходами Р. на оплату отопления и освещения, с учетом выплаченной компенсации, составляет: ... руб. (фактически полученная компенсация Р.) = .... Выплатой денежной компенсации в размере ... рублей нарушаются права Р., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванному определению Конституционного Суда, выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.
Суд апелляционной инстанции соглашается, с выводом мирового судьи, что исковые требования прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Р. к администрации муниципального образования «Переволоцкий район <адрес>» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением обоснованы и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при вынесении решения мировой судья судебного участка №2 Переволоцкого района Оренбургской области Рейф Н.А. правильно применила нормы материального и процессуального права, определила юридически значимые обстоятельства по делу, на основе чего суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи. Считает необходимым решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Переволоцкий район <адрес>» без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 320 –330 ГПК РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка №2 Переволоцкого района Оренбургской области Рейф Н.А. от ... по гражданскому делу по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Р. к администрации муниципального образования «Переволоцкий район <адрес>» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Переволоцкий район <адрес>» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Чарикова Т.Н.