Дело №11-5/2011 о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения

«13 » июля 2011 года

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Труниной Ю.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В., третьего лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО «Переволоцкий район» на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области», третье лицо- <данные изъяты>», о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах ФИО1 обратился к мировому судье с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав в заявлении, что ФИО1 работает в <данные изъяты> проживает в сельской местности и пользовался до ДД.ММ.ГГГГ льготами по 100 % оплате услуг по отоплению и освещению жилья в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в счет оплаты за освещение было уплачено руб. коп., за отопление - руб. коп. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено руб. коп. За указанный период ФИО1 выплачена ежемесячная компенсация как медработнику на общую сумму руб. Расходы, понесенные ФИО1 в сумме руб. коп. должны быть взысканы с муниципального органа власти за счет средств муниципального бюджета. В качестве правовых оснований заявленных требований истец ссылается на ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции, положения постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, определения Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947 -О-П. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Переволоцкого района с заявлением о защите своих прав в сфере социальной защиты. Просит взыскать с ответчика за счет средств муниципального бюджета в пользу ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возмещение расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме руб. коп.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора были удовлетворены частично, взысканы с ответчика в пользу ФИО1 расходы по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей копеек.

Ответчик администрация МО «Переволоцкий район» обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения мирового судьи указывая, что в соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Нормами Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований. Во исполнение данного закона Советом депутатов Переволоцкого района было принято решение от 25.12.2006 года № 26\75 « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих на территории Переволоцкого района», которым установлен размер компенсации 155 рублей, решением Совета депутатов Переволоцкого района от 28.04.2011 года № 77 размер компенсации с 01.01.2011 г. увеличен до 460 рублей в месяц, эти решения действующие. Стопроцентной оплатой услуг по отоплению и освещению медицинские работники никогда не пользовались, субъектом РФ устанавливались нормативы предоставления льгот. Данные расходы подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, такой вывод следует из постановлений Федеральных арбитражных судов. Как следует из положений п.п.18 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по их компенсации, поэтому расходы по предоставлению льгот медицинским работникам подлежат возмещению за счет средств казны РФ, а не муниципального образования.

В судебном заседании истец помощник прокурора Анисимова Г.В. просила решение мирового судьи оставить без изменения, пояснила, что согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления. При этом при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947 -О-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2007 г. № 383 -О-П, согласно которой правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. ФИО1 пользовался льготами до 2005 года, поэтому данная льгота за ним сохраняется.

ФИО1 в судебном заседании просил оставить жалобу ответчика без удовлетворения, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> в до 2005 года за коммунальные услуги не платил, с 2005 года им перестали оплачивать расходы по освещению и отоплению, он получал компенсацию как медицинский работник в размере руб. в месяц, его жена ФИО2 работает <данные изъяты> и также получала компенсацию.

Представители ответчика администрации МО Переволоцкий район и третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, о причинах неявки не известили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работал в должн6ости <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <данные изъяты> (л.д.12). Имеет в собственности жилой дом в <адрес> (л.д. 15). Совместно с ним проживают жена ФИО2, дочь ФИО4, сын ФИО3 (л.д.7).

В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения, часть вторая признана утратившей силу и дополнена частями четвертой, пятой и шестой.

Согласно ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Решением Совета депутатов Переволоцкого района от 25.12.2006 года № 26\75 « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих на территории Переволоцкого района» установлена в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в сумме 155 рублей.

Мировой судья установил, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, работая <данные изъяты> и проживая в сельской местности, пользовался правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ. С <данные изъяты> по настоящее время ему на основании решения Совета депутатов ежемесячно выплачивается денежная компенсация указанной льготы.

В соответствии с п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправлений в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставлений ухудшены.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 07.02.2007 г. № 383 -О-П, Определении от 05.02.2009 г. № 149-О-П, правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Учитывая изложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что выплатой денежной компенсации в размере рублей нарушаются права ФИО1, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами незначителен.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи, что исковые требования прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

Расчет суммы иска произведен верно, с учетом разницы между фактическими расходами ФИО1 на оплату отопления и освещения и выплаченной ему компенсацией как медработнику, а также компенсацией, полученной его женой ФИО2 как медработником:

руб. + руб. - руб.х 2 = . коп.

Не является основанием для отмены решения мирового судьи довод жалобы о том, что решением Совета депутатов Переволоцкого района от 25.12.2006 года № 26\75 была установлена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов за наем жилого помещения и коммунальных услуг в размере 155 рублей, а решением от 28.04.2011 года № 77 размер компенсации с 01.01.2011 г. увеличен до 460 рублей в месяц и эти решения действующие, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставлений ухудшены.

Также необоснован довод жалобы о том, что расходы по предоставлению льгот медицинским работникам подлежат возмещению за счет средств казны РФ, а не муниципального образования. Согласно п. 4,6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления. В силу ч. 2 ст. 132, ст. 133 Конституции Российской Федерации самостоятельность органов местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется правом местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Финансовая самостоятельность органов местного самоуправления определена Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта РФ и местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. При недостаточности собственных доходных источников муниципальных образований применяется предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ механизм бюджетного регулирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при вынесении решения мировой судья судебного участка <адрес> ФИО5 правильно применила нормы материального и процессуального права, определила юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи считает необходимым решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Переволоцкий район Оренбургской области» без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 320 –330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, третье лицо- <данные изъяты>», о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Е.И.Расчупко