дело № 2-443 по иску о сносе аншлагов в прибрежной полосе в границах водоохранной зоны



Р Е Ш Е Н И Е №2-443\2010

Именем Российской Федерации

«12» октября 2010 года п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., с участием представителя истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгина А.А., ответчика директора ООО «Переволоцкагродорсервис» -Храмшиной М.В. при секретаре Галкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому за­явлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к директору ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшиной М.В. о признании бездействия ООО «Переволоцкагродорсервис» по не обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения и обязании устранить допущенные нарушения, сносе самовольно установленных аншлагов в прибрежной защитной полосе в границах водоохранной зоны,

у с т а н о в и л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к директору ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшиной М.В. о сносе самовольно установленных аншлагов в прибрежной защитной полосе в границах водоохранной зоны, указав в исковом заявлении, что в ходе проведенной с Дата обезличена по Дата обезличена года внеплановой проверки по фактам, изложенным в обращении гражданина ФИО13 от Дата обезличена года, установлено, что на территории ... ... в границах муниципального образования ... по периметру гидротехнического сооружения (пруда), расположенного на реке Казачке юго-восточнее ... района расставлены аншлаги, запрещающие рыбную ловлю. Аншлаги представлены в виде столбов с табличками, на которых имеется надпись о запрете рыбной ловли. На основании ст. 8 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ река Казачка является водным объектом общего пользования, поскольку находится в собственности РФ (федеральной собственности). Согласно ст. 6 ВК РФ, предусмотрено право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования для личных и бытовых нужд, для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Согласно ст. 9 вышеуказанного ФЗ №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: - обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; - обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; - развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; - обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; - создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; - организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; - поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; - осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления; - совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии со ст. 10 ФЗ №117-ФЗ на стадиях реконструкции гидротехнического сооружения, капитального ремонта, восстановления собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, либо учреждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Согласно ст. 11 ФЗ №117-ФЗ государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. На основании ст. 15 вышеуказанного ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Причинителем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. В соответствии со ст. 17 ФЗ №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Вопреки вышеперечисленным требованиям ФЗ от 21.07.1997 года №№117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предприятием ООО «Переволоцкагродорсервис» допущены грубые нарушения закона, в том числе предусмотренные ст. 19 данного ФЗ №117-ФЗ: - эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственной или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины осуществляется без соответствующего разрешения; - не представлена декларация безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнического сооружения или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения; - не приняты меры по техническому оснащению гидротехнического сооружения и организации контроля (мониторинга) за его безопасностью. Согласно информации полученной из Оренбургского филиала ФГУ «Камуралрыбвод» река Казачка относится к водным объектам рыбохозяйственного значения. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В связи с чем, на землю, на которой расположено гидротехническое сооружение – пруд на реке Казачка помимо земельного законодательства распространяется и водное законодательство. Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или совокупность, установленные законом, иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 4 ФЗ №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По смыслу названной статьи использование земель, вод и других природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) в данном случае проживающих на территории Оренбургской области. Таким образом противоправными действиями ООО «Переволоцкагродорсервис» нарушены интересы собственника водного объекта Российской Федерации, а также нарушены права граждан: на свободный доступ к водным объектам общего пользования для личных и бытовых нужд, для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Просит обязать директора ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшину М.В. демонтировать за счет предприятия незаконно возведенные аншлаги, расположенные по периметру пруда на реке Казачка юго-восточнее ... района. Признать бездействие ООО «Переволоцкагродорсервис» по не обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения незаконным и обязать устранить имеющиеся нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: - обеспечить эксплуатацию гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины при наличии соответствующего разрешения; - составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; - обеспечить непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения; установить критерии безопасности гидротехнического сооружения, оснастить гидротехническое сооружение техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием, обеспечить необходимой квалификацией работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; - обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин его снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к нему территорий ниже и выше гидротехнического сооружения; - разработать и своевременно уточнять критерии безопасности гидротехнического сооружения; - обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; - создавать финансовые и материальные ресурсы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; - поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; - осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обеспечить незамедлительное информирование об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления; - информировать население о вопросах безопасности гидротехнического сооружения; - осуществить страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на время его эксплуатации; - обеспечить финансирование возможной гражданской ответственности.

В судебном заседании представитель истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора – Турыгин А.А. исковое заявление поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, просил установить ответчику реальные сроки для устранения допущенных нарушений в пределах 1 года.

Директор ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшина М.В., в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что с Дата обезличена года на основании договора Номер обезличен их фирмой арендуется земельный участок площадью Номер обезличен, который расположен по обоим берегам реки Казачка. Договор аренды земли заключен на срок Номер обезличен лет. Земля арендовалась в целях восстановления тела плотины, которая ранее существовала на реке Казачка. Работы по восстановлению реконструкции плотины были начаты в Дата обезличена году, и в том же году было осуществлено зарыбление восстановленного гидротехнического сооружения. После этого каждый год фирма за счет собственных средств запускает малька сазана и карпа в указанный водоем. В целях недопущения незаконной ловли рыбы сетями, по её указанию по периметру пруда, вдоль берега были расставлены аншлаги, запрещающие лов рыбы. Фактически спортивная и любительская ловля рыбы на пруду были разрешены без оплаты. Запрет распространялся на ловлю рыбы сетями. Кроме договора аренды земли, никаких разрешительных документов на реконструкцию и восстановление тела плотины нет. Возведенные аншлаги по периметру пруда уже демонтированы, документов, подтверждающих демонтаж аншлагов предоставить не может.

Согласно договору аренды земель сельскохозяйственного назначения Номер обезличен от Дата обезличена года земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен общей площадью Номер обезличен кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения ранее переданных в ведение Переволоцкого поссовета для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный примерно в Номер обезличен. по направлению на северо-восток от ориентира, здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ... ... ..., ..., ... ... на основании постановления администрации района от Номер обезличен-п «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Переволоцкагродорсервис» передан в возмездное, временное владение и пользование ООО «Переволоцкагродорсервис». Договор заключен на срок Номер обезличен лет л.д. 18-21).

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку признание иска ответчиком направлено на удовлетворение заявленных прокурором требований, признание ответчиком иска, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому может быть принято судом.

Суд устанавливает реальные, разумные сроки для устранения допущенных ответчиком нарушений с учетом объема работ, подготовки необходимых документов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к директору ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшиной М.В. о признании бездействия ООО «Переволоцкагродорсервис» по не обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения и обязании устранить допущенные нарушения, сносе самовольно установленных аншлагов в прибрежной защитной полосе в границах водоохраной зоны, удовлетворить.

Обязать директора ООО «Переволоцкагродорсервис» Храмшину М.В. демонтировать за счет предприятия незаконно возведенные аншлаги, расположенные по периметру пруда на реке Казачка юго-восточнее ... района.

Признать бездействие ООО «Переволоцкагродорсервис» по не обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения незаконным.

Обязать устранить имеющиеся нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

- обеспечить эксплуатацию гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины при наличии соответствующего разрешения;

- составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения;

- обеспечить непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения; установить критерии безопасности гидротехнического сооружения, оснастить гидротехническое сооружение техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием, обеспечить необходимой квалификацией работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин его снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к нему территорий ниже и выше гидротехнического сооружения;

- разработать и своевременно уточнять критерии безопасности гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные ресурсы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обеспечить незамедлительное информирование об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления;

- информировать население о вопросах безопасности гидротехнического сооружения; - осуществить страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на время его эксплуатации;

- обеспечить финансирование возможной гражданской ответственности.

Установить срок устранения имеющихся нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения - до 12 октября 2011 года. Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд в течении 10 дней со дня полного устранения допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья: Чарикова Т.Н.