№ 2- 504/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 года
п.Переволоцкий
Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи
Е.И. Расчупко, при секретаре Онищенко Г.Г.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А.,
представителей заинтересованного лица главы администрации муниципального образования С.С.С Переволоцкого района Оренбургской области Иванова А.А., администрации муниципального образования Переволоцкий район Кавериной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования С.С.С. Переволоцкого района Оренбургской области», выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнических сооружений: Номер обезличен
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования С.С.С. Переволоцкого района расположено 4 гидротехнических сооружения, из них только одно : Номер обезличен, находятся в муниципальной собственности МО С.С.С. . Три других ГТС : Номер обезличен являются бесхозяйными.
Указанное ГТС не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на нее правоустанавливающих документов.
Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации.
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.03.2010 года № 47-Впр10-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС.
Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на метисные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по Оренбургской области, вышеназванные ГТС, расположенные в границах С.С.С. , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования Садовый сельский совет, на территории которого находятся 3 ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйных ГТС, в нарушение п.3 ст.225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращался.
Согласно требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года « 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать безопасность ГТС и несут ответственность за безопасность ГТС.
В связи с отсутствием собственника у ГТС требования безопасности к ГТС надлежащим образом не исполняются, вследствие чего ущемляются права неопределенного круга лиц, так как аварии на ГТС могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и нанести ущерб, как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Анализ действующего законодательства показал, что правом на обращение в суд с заявлением о понуждении местных администраций обратиться в регистрационные органы о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества наделен лишь прокурор (ст.ст.45, 254 ГПК РФ).
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования С.С.С. Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнических сооружений: Номер обезличен Обязать администрацию муниципального образования С.С.С. Переволоцкого района обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: Номер обезличен
Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, требования прокурора обосновал доводами, изложенными в заявлении. Полагала возможным предоставить срок для оформления документов и постановки на учет указанных ГТС 9 месяцев.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «С.С.С. Переволоцкого района Оренбургской области ФИО4 заявление прокурора признал, просил предоставить годичный срок для постановки гидротехнических сооружений: Номер обезличен на учет.
Согласно ст. 39 ГПК РФ заявитель вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Признание заявления представителем заинтересованного лица не противоречит закону и не нарушает чьих либо прав и охраняемых законом интересов, поэтому у суда имеются все основания для принятия признания заявления и вынесения судебного решения об удовлетворении заявленных заявителем требований. Порядок и последствия признания заявления судом разъяснены и понятны.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, п.3 ст. 220, 224 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «С.С.С. Переволоцкого района Оренбургской области», выразившееся в необращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнических сооружений: Номер обезличен удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования С.С.С. Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: Номер обезличен.
Обязать администрацию муниципального образования С.С.С. ... до истечения одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: Номер обезличен
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Е.И. Расчупко