Р Е Ш Е Н И Е №2-486/2010
Именем Российской Федерации
«19» октября 2010 г. п. Переволоцкий
Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Чариковой Т.Н., с участием заявителя Крутогузовой Л.А., ее представителя Мадьярова Г.Г., заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н., представителей заинтересованных лиц: МО «Переволоцкий район», МО «Чесноковский сельсовет» - Тереховой Е.Н., действующей на основании доверенностей, председателя территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района - Скоробогатых И.Г., при секретаре Галкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крутогузовой Л.А. о признании действий и бездействий главы муниципального образования «Чесноковский сельский совет» Переволоцкого района незаконным, о признании решения территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района №22 от 15.07.2010 года незаконным, признании постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 20.08.2009 г., незаконным, признании выборов депутатов совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва от 10.10.2010 г. в МО «Чесноковский сельсовет» по округу № 6 незаконными
у с т а н о в и л:
Крутогузова Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании действий и бездействий главы муниципального образования «Чесноковский сельский совет» Переволоцкого района незаконным, о признании решения территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района №22 от 15.07.2010 года незаконным, указывая, что 22 июля 2010 года в газете «Светлый путь» было опубликовано решение совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» от 19.07.2010 года № 177 о назначении выборов на 10 октября 2010 года, но заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты никто у нее не принимал. И только через 40 дней, а именно 31 августа 2010 года было опубликовано решение № 181 об отмене выборов в представительный орган. До этого она обращалась к главе муниципального образования по вопросу о судьбе выборов, на что Рафикова Н.К. ответила, что решение об отмене выборов есть, но показать ей это решение отказалась, не объясняя причину отказа. Таким образом, своим незаконным действием глава МО ввела в заблуждение граждан, обладающих как активным, так и пассивным избирательным правом, в том числе и ее, как жителя села Чесноковка. Согласно ст.33 Устава МО «Чесноковский сельсовет» избирательная комиссия является муниципальным учреждением, ст.32 этого же Устава гласит, что полномочия избирательной муниципального образования составляют 4 года и является организующий выборы на территории муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации»- форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, в том числе, организация и проведение выборов. Однако, несмотря на это, 15.07.2010 года решением № 22 территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района самостоятельно возложила на себя полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Переволоцкий район» третьего созыва и депутатов представительных органов сельских поселений второго созыва. (вероятно, и полномочия окружной избирательной комиссии МО «Чесноковский сельсовет»») Но в законе Оренбургской области от 05.09. 2009 года № 364 /72-1У- ОЗ в части 9 статьи 14, которая состоит из 9 пунктов- ни в одном из них не сказано, что территориальная избирательная комиссия имеет право возложить на себя полномочия ОИК, все статьи федерального закона, законно Оренбургской области, на которые ссылается территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района в совеем решении, никакого отношения не имеют к сути данного решения. То есть, территориальная избирательная комиссия превысила свои полномочия, поэтому данное решение считает необоснованным и соответственно незаконным. Тем более выборы, которые проводились в октябре 2005 года под руководством данной территориальной комиссии, были полностью отменены в селе Чесноковка, а 9 марта 2006 года решением Переволоцкого районного суда регистрация 25 кандидатов в депутаты МО «Чесноковский сельсовет» признана незаконной. В связи с незаконными действиями главы муниципального образования и председателем территориальной избирательной комиссии нарушено ее конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Просит признать действие и бездействие главы МО «Чесноковский сельсовет» незаконным, а также Решение территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района №22 от 15.07.2010 года о возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов МО Переволоцкий район Оренбургской области третьего созыва и депутатов представительных органов сельских поселений второго созыва на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района незаконным.
Заявитель Крутогузова Л.А. и ее представитель по устному заявлению Мадьяров Г.Г. в судебном заседании заявление Крутогузовой Л.А.поддержали, просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме, обосновали доводами, изложенными в заявлении. Крутогузова Л.А. в судебном заседании уточнила свои требования и дополнительно просила признать постановление избирательной комиссии Оренбургской области № 69 /378-4 от 20.08.2009 г. незаконным в части возложения полномочий ИКМО «Чесноковский сельсовет» на ТИК Переволоцкого района, признать выборы депутатов Совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва, состоявшиеся 10.10.2010 г. в МО «Чесноковский сельсовет» по округу № 6 незаконными, указав, что решение представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» о возложении полномочий избирательной комиссии МО на ТИК Переволоцкого района, направлено в ИК Оренбургской области без рассмотрения представительным органом МО данного вопроса (нет протокола совета депутатов). Именно поэтому считает, что глава МО «Чесноковский сельсовет» единолично приняла данное решение и направила в ИК Оренбургской области. Участковая избирательная комиссия в МО «Чесноковский сельсовет» создана с нарушением законодательства. Нет документального подтверждения о предложении представительного органа МО о внесении в устав УИК лиц, согласных быть в составе комиссии.
Представитель заявителя Мадьяров Г.Г. в судебном заседании показал, что согласно ч.4 ст.24 ФЗ № 67-Ф3 полномочия ИК МО по решению соответствующих ИКСРФ, принятому на основании обращения представительного органа этого МО могут возлагаться на ТИК, т.е. согласно закону - это является правом, а не обязанностью. Кроме этого данное возложение необходимо обосновать, что не было сделано Советом депутатов МО «Чесноковский сельсовет», ещё хуже - представительный орган вообще не принимал решения о возложении полномочий. Решение, на основании которого ИК Оренбургской области приняла постановление было принято единолично Рафиковой, а не представительным органом, (нет протокола заседания Совета депутатов, нет документа, подтверждающего опубликование или обнародование), тем самым глава МО «Чесноковский сельсовет» превысила свои полномочия, поэтому просит суд дать критическую оценку решению Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» о возложении полномочий ИК МО «Чесноковский сельсовет» на ТИК Переволоцкого района Оренбургской области и признать незаконным постановление ИК Оренбургской области 69/378-4 от 20 августа 2009 г. в части возложения полномочий ИКМО «Чесноковский сельсовет» на ТИК Переволоцкого района, более того в п.3 данного постановления указано: направить настоящее постановление в соответствующие органы местного самоуправления для опубликования в местных СМИ и в ТИК Переволоцкого района Оренбургской области, чего не было сделано. Доказательства обратного председатель ТИК не предоставил. Теперь о возложении полномочий ОИК. Закон Оренбургской области от 05.11. 2009г. № 3209/719-IV ( о выборах депутатов) ст.17: ч. 1 — подготовка и проведение выборов депутатов представительного органа осуществляют: - ИКМО; ОИК; УИК. Часть 3, в соответствии с которой ТИК принял решение № 22 от 15.07. 2010 г. указано: ОИК не образуется, если избирательный округ включает в себя всю территорию МО. В этом случае полномочия ОИК осуществляет ИКМО. Кроме этого закон предусматривает возможность передачи полномочий ОИК: - по решению ИК, организующей выборы: а) на ИКМО б) на УИК при условии, что границы избирательного округа и избирательного участка совпадают. - по решению ИК Оренбургской области, принятому на основании обращения избирательной комиссии МО на соответствующую ТИК, а не самовольное возложение полномочий ОИК на ТИК Теперь на счет законов и статей, в соответствии с которыми принято решение ТИК № 22 п. 10 ст.24 (№ 67- ФЗ) перечислены полномочия ИКМО п. 1 ст.25 - (№ 67-ФЗ) ОИК формируются в случаях, предусмотренных законом при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (число избирателей в округе превышает 10 тыс. человек). Полномочия ОИК могут возлагаться на иные избирательные комиссии, но это не говорит именно о передаче полномочий ТИК п. 1 ст. 13 закона Оренбургской области № 364/72-IV-ОЗ (об избирательных комиссиях) «По решению избирательной комиссии, организующей выборы, полномочия ОИК могут возлагаться на иные избирательные комиссии, входящие в систему избирательных комиссий соответствующего уровня выборов» Ст. 17 ч. 1 закона Оренбургской области № 3209/719-IV-ОЗ (о выборах депутатов) как раз предусматривает данную систему по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа, а именно: - ИКМО; ОИК; УИК. УИК в МО «Чесноковский сельсовет» создана с нарушением законодательства. Нет документального подтверждения о предложении представительного органа о внесение в состав избирательной комиссии лиц, согласных быть в составе УИК, об опубликовании. 22.07.2010г. в газете «Светлый путь» № 81 было опубликовано решении ТИК № 22 от 15.07. 2010г. Над публикацией написано: В связи с технической ошибкой, допущенной в публикации решения № 22 от 15.07.2010г., опубликованном в № 79 газеты от 17.07.2010г. содержание текста решения значительно отличается от текста, который напечатан в № 81. Между тем, понятие «техническая ошибка» подразумевает следующее: явные грамматические ошибки, опечатки, неправильное указание наименований, неправильное указание цифр, отсутствия фрагмента записи (раздела, абзаца, предложения, словосочетания, слова, части слова, знака препинания и т.п.). Поэтому решению ТИК № 22 от 15.07.2010г. просит суд дать критическую оценку. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, в том числе, организация и проведение выборов (федеральный закон от 6.10.2003г. № 131 -Ф3) Согласно данному закону закреплены функции за органами государственной власти субъекта РФ регулировать и решать вопросы в области МСУ: ст.ст. 10,12,13, 13.1, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 32, 34, 42, 43.1, 52, 58, 60, 61, 63. Закон предусматривает три случая временного осуществления органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов МСУ: - когда в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы МСУ отсутствуют и (или) не могут быть сформированы; - если долги МО превысили на 30 % собственные доходы; - если допущено нецелевое расходование субвенций. Согласно ФЗ № 67 (об основных гарантиях избирательных прав) ТИК относятся к государственным органам субъектов РФ, т.е. орган государственной власти, а именно ТИК, превысив свои полномочия, вмешивается в деятельность органа местного самоуправления. На основании вышеизложенного, просит признать постановление избирательной комиссии Оренбургской области № 69/378-4 от 20.08.2009г. в части возложения полномочий ИКМО «Чесноковский сельсовет» на ТИК Переволоцкого района незаконным; признать решение ТИК Переволоцкого района № 22 от 15.07.2010г. о возложении полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва незаконным; признать выборы депутатов Совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва, проведённые 10.10.2010г. в МО «Чесноковский сельсовет» по округу № б незаконными.
Представитель заинтересованных лиц: МО «Переволоцкий район», МО «Чесноковский сельсовет» - Терехова Е.Н, в судебном заседании в удовлетворении заявления Крутогузовой Л.А. просила отказать, так как требования заявительницы не обоснованы, не основаны на законе, ни чем не подтверждаются. Согласно решению Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» 19.07.2010 № 177 «О назначении выборов депутатов МО Чесноковский сельсовет» выборы были назначены на 10.10.2010, решение опубликовано в газете «Светлый путь» 22.07.2010. Прокуратурой Переволоцкого района принесён протест на указанное решение, вынесенное с нарушением закона. Решением № 181 от 16.08.2010 обжалуемое Крутогузовой Л.А. решение Совета депутатов МО Чесноковский сельсовет было отменено со ссылкой на протест прокурора. Решение опубликовано 31.08.2010 в газете «Светлый путь». По поводу бездействия главы МО «Чесноковский сельсовет» в части несвоевременности опубликования в средствах массовой информации решения совета депутатов № 181 об отмене выборов в представительный орган, может пояснить следующее. Решение было своевременно передано в газету «Светлый путь», однако редакция газеты опубликовала указанно решение не сразу по объективным причинам, в виду отсутствия места в ближайших номерах газеты Утверждение заявительницы, что было нарушено её конституционное право избирать и быть избранной считаем несостоятельным, так как выборы отменены в августе, решение об отмене опубликовано в соответствии с законом. Заявительница имела возможность при желании баллотироваться в качестве кандидата в депутаты района. А в депутаты МО Чесноковский сельсовет, она сможет баллотироваться весной 2011 года, когда и состоятся соответствующие выборы в муниципальном образовании. Из выше изложенного следует, что оспариваемое Крутогузовой решение Совета депутатов на момент рассмотрения дела по существу уже отменено, поэтому оснований в удовлетворении требований заявительницы в части бездействия главы МО Чесноковский сельсовет и признания незаконным оспариваемого решения, нет. Кроме того, Крутогузова Л.А., ведет речь по избирательную комиссию МО «Чесноковский сельсовет». Однако такая комиссия в МО отсутствует. По поводу единоличного принятия главой МО «Чесноковский сельсовет» решения о передаче полномочий избирательной комиссии территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района, может пояснить, что доводы Мадьярова Г.Г. в этой части не соответствуют действительности. 18.06.2010 на заседании совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» данный вопрос был рассмотрен и принято соответствующее решение, что подтверждается протоколом № 35. Данный вопрос стоял на повестке третьим.. Тот факт, что данный протокол не является фальшивым, как считает Мадьяров Г.Г., подтверждается тем, что решения по двум первым вопросам повестки дня данного заседания обнародованы, что документально подтверждается. Доводы Мадьярова Г.Г. о том, что нет решения совета депутатов о возложении полномочий на избирательную комиссию МО «Переволоцкий район» опровергается представленным решением № 131 от 18.06.2009 г.
Представитель заинтересованного лица - председатель территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района – Скоробогатых И.Г. в судебном заседании требования Крутогузовой Л.А.. не признал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку требования заявительницы не обоснованны, не основаны на законе, ни чем не подтверждаются. Суду пояснил, что в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 № 364/72-IУ-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» - полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Оренбургской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В абзаце втором статьи 32 Устава МО Чесноковский сельсовет закреплено аналогичное положение (Совет депутатов МО вправе обратиться в Избирательную комиссию Оренбургской области по вопросу возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий избирательной комиссии МО). Решение Совета депутатов МО Чесноковский сельсовет от 18.06.2009 № 131 «О возложении полномочий избирательной комиссии МО на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района» подтверждает, что МО Чесноковский сельсовет обращалось с просьбой о возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию, в избирательную комиссию Оренбургской области. На основании указанного обращения и в соответствии с законодательством было вынесено Постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 20.08.2009 № 69/378-4 «О возложении полномочий избирательных комиссий МО Переволоцкого района Оренбургской области на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района Оренбургской области», которое было опубликовано в «Вестнике избирательной комиссии Оренбургской области». На основании Постановления областной Избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района вынесла решение от 15.07.2010 № 22, которым возложила полномочия избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов МО Переволоцкий район третьего созыва и депутатов представительных органов сельских поселений второго созыва на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района. Из выше изложенного следует, что Решение № 22 от 15.07.2010 Территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района Оренбургской области вынесено на основании и во исполнение, как федеральных законов, так и законов и подзаконных актов Оренбургской области. Следовательно, оснований для признания его незаконным, нет. Кроме того, спорное решение ни в коей мере не нарушает избирательные права заявительницы. Так глава 26 ГПК РФ в ст. 259 предусматривает субъектный состав и сущность нарушения избирательных прав граждан, за защитой которых, они могут обратиться в суд. Оспаривание решений избирательных комиссий о передаче полномочий не входит в их число.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать Крутогузовой Л.А.. в удовлетворении заявленных им требований, суд пришел к выводу, что требования Крутогузовой Л.А. по большинству заявленных требований не обоснованны, не основаны на законе, поэтому заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию
В соответствии с ч. 4 статьи 12 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 № 364/72-IУ-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» - полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Оренбургской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
В абзаце втором ч.1 статьи 32 Устава МО «Чесноковский сельсовет» л.д.45) указано: Совет депутатов МО вправе обратиться в Избирательную комиссию Оренбургской области по вопросу возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий избирательной комиссии МО.
Решение Совета депутатов МО Чесноковский сельсовет от 18.06.2009 № 131 «О возложении полномочий избирательной комиссии МО на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района» л.д.60) подтверждает, что МО Чесноковский сельсовет обращалось с просьбой о возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию, в избирательную комиссию Оренбургской области. Данное решение было принято не единолично главой МО «Чесноковский сельсовет» Рафиковой Н.К., как указывает заявитель, а советом депутатов, что подтверждается протоколом 35 заседания совета депутатов от 18.06.2009 г. л.д.57-59).
На основании указанного обращения и в соответствии с законодательством было вынесено Постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 20.08.2009 № 69/378-4 «О возложении полномочий избирательных комиссий МО Переволоцкого района Оренбургской области на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района Оренбургской области» л.д.16), которое было опубликовано в «Вестнике избирательной комиссии Оренбургской области».
В соответствии с постановлением областной Избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района вынесла решение от 15.07.2010 № 22 л.д.19), которым возложила полномочия избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов МО Переволоцкий район третьего созыва и депутатов представительных органов сельских поселений второго созыва на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района. решение опубликовано в средствах массовой информации.
Из выше изложенного следует, что оспариваемые заявителем: решение территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района №22 от 15.07.2010 года, постановление избирательной комиссии Оренбургской области от 20.08.2009 г., приняты в соответствии с законом, требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат. А поскольку полномочия территориальной избирательной комиссии переданы в соответствии с законом, то и оснований для признания выборов совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва состоявшиеся 10.10.2010 г., в МО «Чесноковский сельсовет» по округу № 6, незаконными, у суда не имеется. В этой части требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно решению Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» 19.07.2010 № 177 «О назначении выборов депутатов МО Чесноковский сельсовет» выборы были назначены на 10.10.2010, решение опубликовано в газете «Светлый путь» 22.07.2010. Прокуратурой Переволоцкого района принесён протест на указанное решение, вынесенное с нарушением закона. Решением № 181 от 16.08.2010 обжалуемое Крутогузовой Л.А. решение Совета депутатов МО Чесноковский сельсовет было отменено со ссылкой на протест прокурора. Решение опубликовано 31.08.2010 в газете «Светлый путь».
Суд пришел к выводу, что имеет место бездействие главы МО «Чесноковский сельсовет» в части несвоевременности опубликования в средствах массовой информации решения совета депутатов № 181 об отмене выборов в представительный орган, поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что решение не было своевременно опубликовано по вине редакции газеты «Светлый путь» и что глава МО «Чесноковский сельсовет» Рафикова Н.К. принимала меры к немедленному опубликованию указанного решения совета депутатов. С момента принятия решения (16.10.2010 г.) до его опубликования (31.10.2010 г.), в период избирательной компании, прошло две недели. Суд пришел к выводу, что в данном случае усматривается бездействие главы МО «Чесноковский сельсовет» и требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению
Согласно ч.1 ст. 260 ГПК РФ заявления о защите избирательных прав может быть подано в течении трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах.
Оспариваемое заявителем постановление областной избирательной комиссии принято 20 августа 2009 года. С заявлением об оспаривании данного постановления Крутогузова Л.А. обратилась 11.10.2010 г. Оспариваемое постановление опубликовано в «Вестнике избирательной комиссии Оренбургской области», носит нормативных характер, общедоступно как законодательный акт, содержится в программе «Гарант». Подлинность содержания данного документа сомнений не вызывает. С момента размещения указанного постановления в средствах массовой информации прошло более 3-х месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,259-261 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Заявление Крутогузовой Л,А. о признании действий и бездействий главы муниципального образования «Чесноковский сельский совет» Переволоцкого района незаконным, о признании решения территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района №22 от 15.07.2010 года незаконным, признании постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 20.08.2009 г., незаконным, признании выборов депутатов совета депутатов МО «Переволоцкий район» третьего созыва от 10.10.2010 г. в МО «Чесноковский сельсовет» по округу № 6 незаконными, удовлетворить частично.
Признать бездействие главы муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области в части несвоевременного опубликования в средствах массой информации решения Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» № 181 об отмене выборов в представительный орган, незаконным, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Переволоцкий районный суд.
Судья: Т.Н. Чарикова
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2010 г.
Судья: Т.Н. Чарикова