№ 2- 542/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года
п.Переволоцкий Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи
Расчупко Е.И., при секретаре Труниной Ю.В.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А., представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Мустафиной А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности
гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района расположено 2 гидротехнических сооружения: пруд "Ориентир обезличен" и пруд на "Ориентир обезличен", которые являются бесхозяйными. Указанные ГТС не имеют собственника, следовательно являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия правоустанавливающих документов. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.03.2010 года № 47-Впр10-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС. Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по Оренбургской области, вышеназванные ГТС, расположенные в границах Кариновского сельсовета, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют. Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет», на территории которого находится ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйной ГТС, в нарушение п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов. Руководствуясь ст.ст.45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: пруда на "Ориентир обезличен" и пруда на "Ориентир обезличен". Обязать администрацию муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет указанных ГТС, расположенных на территории муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО Переволоцкий район» Тереховой Е.Н. на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ, согласно ее заявлению. Требования прокурора признает.
Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, требования прокурора уточнила, обосновала доводами, изложенными в заявлении, просила признать незаконным бездействие администрации МО «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района и обязать обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен" и плотины на "Ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района. Полагала возможным предоставить срок для оформления документов и постановки на учет указанных ГТС 9 месяцев.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Мустафина А.Х. заявление прокурора признала, просила предоставить срок для постановки на учет гидротехнических сооружений 1 год.
В соответствии с ч.1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-25 ГПК РФ.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Поскольку признание заинтересованным лицом заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, направлено на устранение допущенного нарушения, признание заинтересованным лицом заявления прокурора может быть принято судом. Последствия признания иска и вынесение судом решения, которым удовлетворяется заявление прокурора, представителю заинтересованного лица разъяснены и понятны. Для устранения допущенного нарушения заинтересованному лицу устанавливается разумный срок для устранения допущенного нарушения с учетом реальных возможностей заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен" и "Ориентир обезличен" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен" и плотины на "Ориентир обезличен".
Обязать администрацию муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен" и плотины на "Ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района.
Предоставить администрации муниципального образования «Кариновский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области срок для оформления документов и постановки на учет ГТС один год со дня вступления настоящего решения в законную силу
О выполнении решения суда заинтересованное лицо обязано сообщить в суд в течение месяца со дня устранения допущенного нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Е.И. Расчупко