Дело N2-535 о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления (о постановке на уче



№ 2- 535/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года

п.Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи

Расчупко Е.И., при секретаре Труниной Ю.В., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А.,

представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Рафиковой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности


гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района расположено 2 гидротехнических сооружения: пруд на "Ориентир обезличен",пруд на "Ориентир обезличен", которые являются бесхозяйными. Указанные ГТС не имеет собственника, следовательно являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия правоустанавливающих документов. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.03.2010 года № 47-Впр10-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС. Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по Оренбургской области, вышеназванные ГТС, расположенные в границах Чесноковского сельсовета, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют. Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет», на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйной ГТС, в нарушение п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов.

Руководствуясь ст.ст.45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: пруда на "Ориентир обезличен",пруда на "Ориентир обезличен", обязать администрацию муниципального образования « Чесноковский сельский совет» Переволоцкого района обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет указанных ГТС, расположенных на территории муниципального образования « Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО Переволоцкий район» Тереховой Е.Н. на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ, согласно ее заявлению. Требования прокурора признает.

Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, требования прокурора уточнила, обосновала доводами, изложенными в заявлении, просила признать незаконным бездействие администрации МО «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района и обязать обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен",плотины на "Ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования « Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района. Полагала возможным предоставить срок для оформления документов и постановки на учет указанных ГТС 9 месяцев.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Рафикова Н.К. заявление прокурора признала, просила предоставить срок для постановки на учет гидротехнических сооружений один год.

В соответствии с ч.1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-25 ГПК РФ.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Поскольку признание заинтересованным лицом заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, направлено на устранение допущенного нарушения, признание заинтересованным лицом заявления прокурора может быть принято судом. Последствия признания иска и вынесение судом решения, которым удовлетворяется заявление прокурора, представителю заинтересованного лица разъяснены и понятны. Для устранения допущенного нарушения заинтересованному лицу устанавливается разумный срок для устранения допущенного нарушения с учетом реальных возможностей заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен",плотины на "Ориентир обезличен", удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен",плотины на "Ориентир обезличен".

Обязать администрацию муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на "Ориентир обезличен",плотины на "Ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района.

Предоставить администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области срок для оформления документов и постановки на учет ГТС один год со дня вступления настоящего решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.И. Расчупко