№ 2- 506/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 года
п. Переволоцкий Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи
Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,
с участием представителя заявителя - заместителя прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Зубочистенский 2 сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Зубочистенский 2 сельский совет» Переволоцкого района расположено N гидротехнических сооружения: пруд на "ориентир обезличен", пруд на "ориентир обезличен", которые являются бесхозяйными. Указанные ГТС не имеют собственника, следовательно являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия правоустанавливающих документов. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности. Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.03.2010 года № 47-Впр10-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС. Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по Оренбургской области, вышеназванные ГТС, расположенные в границах Зубочистенского 2 сельского совета, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют. Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования Зубочистенский 2 сельский совет, на территории которого находится ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйной ГТС, в нарушение п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов. Руководствуясь ст.ст.45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: пруда на "ориентир обезличен", пруда на "ориентир обезличен". Обязать администрацию муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет указанных объектов, расположенных на территории муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района».
В ходе рассмотрения заявления прокурор изменил требования, предъявив их в исковом порядке к ответчикам администрации Переволоцкого района и администрации МО «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района. В связи с тем, что указанные ГТС разрушены, пруды отсутствуют, но до настоящего времени включены в перечень водохранилищ и прудов, подлежащих региональному государственному контролю, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 30.07.2008 г. № 300-п, администрацией не приняты меры к их списанию, просил признать незаконным бездействие администрации Переволоцкого района и администрации МО «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района по непринятию мер к исключению из реестра указанных гидротехнических сооружений, обязать ответчиков принять необходимые меры к исключению их из реестра.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков администрации МО Переволоцкий район» и МО «Зубочистенский Второй сельсовет» на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ согласно их заявлениям, ответчики иск признали. Последствия признания иска ответчикам понятны.
Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании иск поддержала, просила суд его удовлетворить, требования прокурора уточнила, обосновала доводами, изложенными в заявлении, просила признать незаконным бездействие ответчиков и обязать принять необходимые меры к исключению из реестра гидротехнических сооружений: пруда на "ориентир обезличен", пруда на "ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района. Полагала возможным предоставить срок для принятия необходимых мер шесть месяцев.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск. Признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, поэтому у суда имеются все основания для принятия признания иска и вынесения судебного решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, п.3 ст. 220, 224 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления- администрации Переволоцкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, заключающегося в не принятии необходимых мер к исключению из реестра объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: пруда на "ориентир обезличен", пруда на "ориентир обезличен" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления – администрации Переволоцкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, заключающееся в не принятии необходимых мер к исключению из реестра объектов бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений: пруда на "ориентир обезличен", пруда на "ориентир обезличен".
Обязать администрацию Переволоцкого района Оренбургской области, администрацию муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области принять необходимые меры к исключению из реестра объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: пруда на "ориентир обезличен", пруда на "ориентир обезличен", расположенных на территории муниципального образования Зубочистенский Второй сельсовет Переволоцкого района.
Предоставить срок для исполнения решения суда "срок обезличен" со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Е.И. Расчупко