Дело 2-562 /2010 по заявлению прокурора о признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в в не обращении в РГС с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества ГТС



№ 2- 562/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года

п.Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи

Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А.,

представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Акашева В.В.

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности


гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района расположено 1 гидротехническое сооружение: плотина на реке <адрес>. <адрес>, которое являются бесхозяйным. Указанное ГТС не имеет собственника, следовательно являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия правоустанавливающих документов. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Верховный суд Российской Федерации в определении от <данные изъяты>-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты>, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС. Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по Оренбургской области, вышеназванная ГТС, расположенная в границах Мамалаевского сельсовета, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет», на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйной ГТС, в нарушение п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов.

Руководствуясь ст.ст.45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины на реке <адрес> <адрес>, обязать администрацию муниципального образования «Мамалаевский сельский совет» <адрес> обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет указанного ГТС, расположенных на территории муниципального образования.

Представитель заявителя заместитель прокурора Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, обосновала доводами, изложенными в заявлении, просила признать незаконным бездействие администрации МО «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района и обязать обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения - плотины на реке <адрес>. Полагала возможным предоставить срок для оформления документов и постановки на учет указанного ГТС 8 месяцев.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц глава администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района Акашев В.В., действующий на основании решения от <данные изъяты> администрации <адрес> ФИО8 действующая на основании доверенности от <данные изъяты> №, заявление прокурора не признали, обоснования своих возражений суду не представили.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, пришел к следующему.

Установлено, что согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 30.07.2008 г. № 300-п «Об утверждении перечней водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной», под № № в перечне значится зарегистрированным водный объект пруд на реке <адрес> <адрес>.

Из уведомления управления Росреестра по Оренбургской области следует, что сведения о правах на объект недвижимого имущества пруд на реке <адрес> <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно перечню водных объектов на территории МО <адрес>, пруд на реке <адрес> <адрес> является работоспособным, назначение- разведение рыбы, отдых населения, эксплуатирующая организация –<данные изъяты>».

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из положений ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ « «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Согласно п\п.8 п.1 ст.14, п\п.7 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.

Из определения Верховного суда РФ от 16.03.2010 года № 47-ВПР10-1 следует, что не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС.

Суд приходит к выводу, что гидротехническое сооружение - плотина на <адрес> <адрес> является объектом бесхозяйного недвижимого имущества, постановка его на учет должна производиться по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, то есть, администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района. Невыполнение обязанности по постановке на учет указанного ГТС для установления статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества с целью принятия мер к безопасности эксплуатации ГТС приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, является незаконным, в связи с чем заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» <адрес> обратиться в Переволоцкий отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины <адрес>. восточнее <адрес>, расположенного на территории муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района.

Предоставить администрации муниципального образования «Мамалаевский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области срок для исполнения решения суда восемь месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Расчупко Е.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2010 г.

Судья Расчупко Е.И.