№2-161\2011 решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не принятии мер по уборке улиц в зимнее время.



№ 2- 161/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» февраля 2011 года <адрес>

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием заявителя прокурора Переволоцкого района Видинова С.И., представителей заинтересованного лица главы муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» Ч., Х., начальника МУП «Переволоцкое ПЖКХ» П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ», выразившегося в не принятии мер по уборке улиц <адрес> в зимнее время.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ», выразившегося в не принятии мер по уборке улиц <адрес> в зимнее время, указав, что в соответствии со ст. 13 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. (в редакции 03.12.2008 года) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижение тяжести их последствий. В силу положений ст. 2 названного закона безопасность дорожного движения – есть состояние процесса, отражающее степень защищенности участников ДТП. В силу требований ст. 6 этого же закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.20003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. В соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления. В соответствии с Требованиями к показателям, характеризующим содержание автодорог в зимнее время, максимальный срок очистки дорог после осадков составляет 6 часов до полного устранения скользкости (см. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и Улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). Все дороги <адрес> не отвечают требуемым нормативам. Так по состоянию на 12:00 ДД.ММ.ГГГГ на всех дорогах <адрес> с асфальтовым покрытием имеется накатанный снег до плотности льда толщиной свыше 10 см., а местами и свыше 15 см. По <адрес> на всем протяжении на дороге колеи, высота колеи от 4 до 15 см. Аналогично состояние дорог в <адрес> на улицах: <адрес>. При этом последние выпадения осадков в виде снега были ДД.ММ.ГГГГ Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения указанных прав граждан, их жизни и здоровью грозит опасность. Подтверждением тому являются сведения об участившихся случаях ДТП: в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 11 случаев ДТП, в ДД.ММ.ГГГГ 6, в ДД.ММ.ГГГГ 9. Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникшим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании. п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Просит признать бездействия МО «Переволоцкий поселковый совет», МУП «Переволоцкий ПЖКХ» по непринятию мер по очистке улиц <адрес> до устранения скользкости на них. Обязать МО «Переволоцкий поселковый совет», МУП «Переволоцкое ПЖКХ» устранить нарушения ФЗ № 196 – ФЗ от 10.12. 1995 года «О безопасном дорожном движении» путем принятия мер по уборке улиц в <адрес> до полного устранения скользкости.

Прокурор Видинов С.И.. в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации МО «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ» выразившееся в не принятии мер по очистке улиц <адрес> до устранения скользкости на них, обязать МО «Переволоцкий поселковый совет», МУП «Переволоцкое ПЖКХ» устранить указанные нарушения ФЗ № 196 – ФЗ от 10.12. 1995 года «О безопасном дорожном движении» путем принятия мер по уборке улиц в <адрес> до полного устранения скользкости но не позже ДД.ММ.ГГГГ. Требования прокурор обосновал доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> Ч. в судебное заседании заявление прокурора не признал в полном объеме, пояснил, что проведены мероприятия по очистке снега, наледи на дорогах в <адрес>, очищены <адрес>. Бездействия в данном направлении нет. Указал, что с требованиями прокурора не согласен. При определении объема работ они в данном направлении исходят из технических, экономических возможностей и здравого смысла. Все улицы в поселке расчищены, ДТП, на которые указывает прокурор, произошли не по причине скользкости дорог, а вследствие не соблюдения водителями скоростного режима.

Представитель заинтересованного лица начальник МУП «Переволоцкое ПЖКХ» П. в судебном заседании, заявление прокурора не признал в полном объеме, пояснил, что согласно муниципальному контракту №АП 02-11-10 на выполнение работ, для нужд муниципального образования Переволоцкий поселковый совет МУП «Переволоцкое ПЖКХ» осуществляет работы по механической очистке улиц, дорог, тротуаров, перекрестков от снега и наледи на территории <адрес>. Уборка территорий в <адрес> соответствует требованиям решения Совета депутатов МО Переволоцкий поссовет «Об утверждении правил содержания и благоустройства территории МО «Переволоцкий поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ №. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончание снегоочистки для автодорог, улиц и площадей соответствует ГОСТу 50597-93. Проведены мероприятия по очистке снега, наледи на дорогах в <адрес>, очищены <адрес>. За зимний период 2010-2011 год было израсходовано для устранения скользкости дорог: песко-солевой смеси – 20 тонн, соль – 2 тонны, песок – 164 тонны. Всего отработано на обработке дорожных покрытий – 98 машино/часов. Для выполнения работ по механической очистке улиц, дорог, тротуаров, перекрестков от снега и наледи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ было задействовано техники : Трактор ТО-30 – 2 часа; Трактор Т-40 – 8 часов, трактор МТЗ-82 – 5 часов. На механизированной очистке улиц, дорог, тротуаров, перекрестков от снега на территории <адрес> в данный сезон было отработано 668 машиночасов.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы или лиц, которые приняли оспариваемые решения, совершили оспариваемые действия, бездействия.

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. (в редакции 03.12.2008 года) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижение тяжести их последствий. В силу положений ст. 2 названного закона безопасность дорожного движения – есть состояние процесса, отражающее степень защищенности участников ДТП. В силу требований ст. 6 этого же закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.20003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из актов выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-28) следует, что имеет место снежный вал на пешеходном переходе, преграждающий движению пешеходов на <адрес> (л.д.26), на <адрес> частичный снежный накат (келейность) на проезжей части (л.д.27), на <адрес> на пешеходном переходе на проезжей части снежный накат, имеющий возвышения обочин и разделительной полосы (л.д.28). Фотографиями (л.д.30- 53) подтверждается наличие скользкости на дорогах <адрес> в виде снежного наката, снежно-ледяных отложений на дорожном покрытии, наличие снежного вала на пешеходном переходе.

Распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р «Об утверждении ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»Э, ОДМ …утверждено руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

В пункте 2.1 указаны виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам они подразделяются на : рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может имеет разную толщину от нескольких мм до до нескольких сантиметров. Для организации работ по борьбе и предотвращению зимней скользкости необходимо учитывать ее вид, погодные условия, предшествующие и сопутствующие образованию скользкости и тенденцию их изменения

Согласно п. 3.1.1 устойчивая работа автомобильных дорог в неблагоприятных условиях зимнего периода года обеспечивается путем решения комплекса организационно-технических задач в первую очередь за счет четкого взаимодействия структурных подразделений, обеспечивающих работы по содержанию дорог, создание безопасных условий движения транспорта на дорогах.

ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорого городов, населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья или имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно данного ГОСТа к группе В отнесены улицы и дороги местного значения в населенных пунктах с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут.

Согласно требованиям к эксплутационному состоянию автомобильных дорог и улиц населенных пунктов проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров должны, а так же поверхность разделительных полос, обочин, откосов и земляного полотна должны быть чистыми. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ устанавливают с момента обнаружения этих причин. П.3.1.6 указывает сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки – таблица 4. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки на группе дорог «В» установлен - 6 часов. П. 3.1.8 формирование снежных валов не допускается ближе 5 метров от пешеходного перехода, ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта.

Суд пришел к выводу, что МО «Переволоцкий поселковый совет» совместно с МУП «Переволоцкое ПЖКХ» не предпринимают достаточных мер к очистке улиц <адрес> от снега и наледи – устранению скользкости. Тем самым нарушают требования законодательства по безопасности дорожного движения. Состояние дорог не отвечает требуемым нормативам.

Заинтересованными лицами не представлено доказательств доводов, на которые они ссылались, в обоснование отсутствия бездействия по устранению скользкости дорог, отсутствию причинно следственной связи происшедших ДТП со скользкостью дорог.

Учитывая срок устранения допущенного нарушения, погодные условия, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258,212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ», выразившегося в не принятии мер по уборке улиц <адрес> в зимнее время – устранении скользкости дорог, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ», выразившегося в не принятии мер по уборке улиц <адрес> в зимнее время – устранению скользкости дорог.

Обязать администрацию муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, МУП «Переволоцкое ПЖКХ» принять меры по уборке улиц <адрес> до полного устранения скользкости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение обратить к немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья Т.Н. Чарикова Решение вступило в законную силу 13.04.2011 года.