№2-270\2011 решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО `Адамовский сельсовет`, выразившегося в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.



№ 2- 270/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» апреля 2011 года <адрес>

<адрес>

Переволоцкий районный суд <адрес> в составе судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием представителя заявителя – заместителя прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А., представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес> Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес>, выразившегося в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес>, выразившегося в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, указав, что прокуратурой района в период с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> проведена проверка исполнения ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В соответствии с требованиями ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обратиться лично и направить коллективные жалобы в государственные органы и органы местного самоуправления. Подтверждая данное Конституционное право гражданина, в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закреплено, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в ораны местного самоуправления. За нарушения сроков и порядка рассмотрения обращений должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность. Указанные основополагающие права граждан закреплены в ст.ст. 1-3, 5, 6, 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», где регламентировано: право граждан на обращение; бесплатность обращения; обязательность рассмотрения обращения; запрещение преследования гражданина за обращение; право получения мотивированного ответа на обращение; право на рассмотрение обращения в 30-дневный срок; право быть принятым на личном приеме должностным лицом органа местного самоуправления. В связи с развитием электронного документооборота, в ч. 3 ст. 7 того же закона, с целью развития права гражданина на обращение, закреплено право обращения в органы местного самоуправления, к должностному лицу органа местного самоуправления в форме электронного документа. Данное обращение подлежит рассмотрению также в порядке, определенном ФЗ «Об обращениях граждан в РФ». Указанные обстоятельства являются непосредственными причинами, препятствующими реализации прав граждан на обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, путем использования электронных документов. В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ «О муниципальной службе РФ», муниципальный служащий обязан соблюдать и исполнять федеральное законодательство и функциональные обязанности. В ст. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления» регламентированы понятия, используемые в Законе: а) информации о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления; б) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом; в) официальный сайт органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. Ст. 4 Закона закрепляет принципы действия Закона: 1) открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. ст. 6, 7 Закона одним из способов размещения информации о деятельности органа местного самоуправления является размещение информации в сети Интернет в виде электронного документа. В ст. 10 Закона регламентировано, какая информация, в каком порядке должна быть размещена в сети Интернет: органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети Интернет. Информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления должна содержать: 1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; в) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; г) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); д) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; е) сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии).

2) Информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов. 3) Информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления. 4) Информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 5) Информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях. 6) Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления. 7) Статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 8) Информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях. 9) Информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. В соответствии с требованиями ст. 14 Закона указанный выше перечень размещаемой информации утверждается в порядке, определяющем органом местного самоуправления. В разрез указанных Положений Федерального Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на территории Адамовского сельсовета до настоящего времени не создан в сети Интернет официальный сайт, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, не утвержден перечень информации, подлежащей размещению в сети Интернет. Администрация имеет электронный адрес, однако работа электронной почты не организована, направляемая почта не принимается. Указанные нарушения влекут и нарушение Конституционных прав граждан на получение информации, регламентированных в ст. 24 Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Просит признать бездействия администрации МО «Адамовский сельский Совет», выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, в нарушении конституционных прав граждан, связанных с реализацией права граждан на обращение в органы местного самоуправления незаконными и обязать администрацию МО «Адамовский сельский Совет» обеспечить доступ неопределенному кругу лиц к информации о деятельности органа местного самоуправления, исполнить требования ФЗ «Об обращениях граждан РФ» в части возможности обратиться в орган местного самоуправления через сеть Интернет путем создания указанного сайта, утверждения перечня размещаемой информации и обеспечения работы электронной почты.

Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации МО «Адамовский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, в нарушении конституционных прав граждан, связанных с реализацией права граждан на обращение в органы местного самоуправления. Обязать администрацию МО «Адамовский сельсовет» <адрес> обеспечить доступ неопределенному кругу лиц к информации о деятельности органа местного самоуправления, исполнить требования ФЗ «Об обращениях граждан РФ» в части возможности обратиться в орган местного самоуправления через сеть Интернет путем создания указанного сайта, утверждения перечня размещаемой информации и обеспечения работы электронной почты.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес> Б. заявление прокурора признал, пояснил, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ сайт администрации МО «Адамовский сельский совет» <адрес> будет создан, путем подсайта на сайте МО «Переволоцкий район.

В соответствии с ч.1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-25 ГПК РФ.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Поскольку признание заинтересованным лицом заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, направлено на устранение допущенного нарушения, признание заинтересованным лицом заявления прокурора может быть принято судом. Последствия признания иска и вынесение судом решения, которым удовлетворяется заявление прокурора, представителю заинтересованного лица разъяснены и понятны. Для устранения допущенного нарушения заинтересованному лицу устанавливается разумный срок для устранения допущенного нарушения с учетом реальных возможностей заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес>, выразившегося в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, в нарушении конституционных прав граждан, связанных с реализацией права граждан на обращение в органы местного самоуправления.

Обязать администрацию МО «Адамовский сельсовет» <адрес> обеспечить доступ неопределенному кругу лиц к информации о деятельности органа местного самоуправления, исполнить требования ФЗ «Об обращениях граждан РФ» в части возможности обратиться в орган местного самоуправления через сеть Интернет путем создания указанного сайта, утверждения перечня размещаемой информации и обеспечения работы электронной почты в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Об исполнении решения суда известить суд в течении 10 дней со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Т.Н. Чарикова