№ 2-284\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» мая 2011 года
п. Переволоцкий Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Расчупко Е.И., при секретаре Труниной Ю.В., с участием представителя истца – помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В., представителя ответчика главы администрации муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Курамшина Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию « Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области о понуждении принять меры по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области о понуждении принять меры по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства, указав, что прокуратурой района с 15 марта по 15 апреля 2011 года проводилась проверка соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства. Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Согласно п. п. 1,2,5 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Проверкой установлено, что администрацией МО «Зубочистенский Второй сельсовет» не сформирована и не осуществляется муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, не составлялся прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования; не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не определен нормативным правовым актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Бездействие органов местного самоуправления, выразившиеся в невыполнении вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов. В силу специфики рассматриваемого вопроса определить круг лиц, права которых нарушены или будут нарушены, не представляется возможным. Прокурор просит обязать в срок до 01.08.2011 года орган местного самоуправления – администрацию МО «Зубочистенский Второй сельсовет» сформировать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и осуществлять данную программу, обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, образовать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, определить нормативным актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Представитель истца Анисимова Г.В. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, обязать в срок до 01.08.2011 года орган местного самоуправления – администрацию МО «Зубочистенский Второй сельсовет» сформировать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и осуществлять данную программу, обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, образовать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, определить нормативным актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, определить нормативным актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании представитель ответчика - глава администрации муниципального образования «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области Курамшин Д.Г. требования прокурора не признал, возражения обосновал тем, что суд не вправе обязать муниципальное образование принять нормативно-правовые акты. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. В то же время пояснил, что муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории отсутствует, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей, прогноз развития малого и среднего предпринимательства не производятся, координационные органы в этой области не созданы. Для содействия развитию малого и среднего предпринимательства оказывается методическая помощь, предоставляются ходатайства для получения грантов по постановлению Правительства Оренбургской области от 10.07.2009 г. № 363-п, даются рекомендации для получения кредитов для развития ЛПХ и предпринимательства, издан нормативно-правовой акт «Об утверждении перечня имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства».
Выслушав доводы представителя истца, ответчика, изучив представленные документы, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Переволоцкого района подлежит удовлетворению.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию лежит на сторонах.
В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Зубочистенский Второй сельсовет» определенная работа в указанном направлении велась: на территории администрации организована система взаимодействия с банковскими структурами в целях привлечения и освоения кредитных ресурсов для развития малых форм хозяйствования, оказывается методическая помощь предпринимателям, предоставляются ходатайства для получения грантов по постановлению Правительства Оренбургской области от 10.07.2009 г. № 363-п, издан нормативно-правовой акт «Об утверждении перечня имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства», однако не сформирована и не осуществляется муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, не составлялся прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования; не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не определен нормативным правовым актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Бездействие администрации МО «Зубочистенский Второй сельсовет», выразившееся в невыполнении вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства. Возражения представителя ответчика, основанные на том, что истец не вправе требовать, а суд не вправе обязать администрацию издать нормативно-правовые акты в данной области, необоснованны, поскольку требования прокурора направлены не на издание ответчиком нормативно-правовых актов, а на активизацию работы по содействию развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, определения нормативно - правовым актом порядка создания координационных или совещательных органов в этой области. Представитель ответчика признал, что муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства администрацией не разработана, анализ показателей и прогноз развития не производится, координационные органы в этой области не созданы. Оказываемая помощь в основном ограничивается предоставлением рекомендаций и выдачей ходатайств для получения кредитов на развитие ЛПХ и предпринимательства. Поэтому суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области о понуждении принять меры по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Зубочистенский Второй сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области в срок до 01.08.2011 года сформировать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и осуществлять данную программу, обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, образовать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, определить нормативно - правовым актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Об исполнении решения известить суд в течение 10 дней со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней, со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.
Судья Расчупко Е.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2011 г.
Судья Расчупко Е.И.