№2-236\2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Переволоцкий
Оренбургской области «16» мая 2011 года
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием: представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В., лица, в интересах которого обратился прокурор - <данные изъяты>представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области <данные изъяты>., представителя третьего лица <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах <данные изъяты> несовершеннолетнего <данные изъяты> год рождения, к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, третье лицо орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах <данные изъяты>., <данные изъяты> год рождения, к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, третье лицо орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, указав, что прокуратурой района на основании заявления <данные изъяты>. проведена проверка. По результатам проведенной проверки установлено, что <данные изъяты> года рождения, согласно свидетельству о смерти матери <данные изъяты> от <данные изъяты> года и решения <данные изъяты> районного суда о лишении родительских прав от <данные изъяты> года его отца <данные изъяты> имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и воспитывался в детском доме. <данные изъяты> года постановлением главы района <данные изъяты> был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но до настоящего времени <данные изъяты> жилое помещение не представлено. Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Переволоцкого филиала ГУП по Оренбургской области «Облтехинвентаризация» у <данные изъяты> собственного жилья не имеется, временно зарегистрирован в <данные изъяты> Переволоцкого района Оренбургской области по ул.<данные изъяты> (общежитие Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище <данные изъяты>». <данные изъяты> года <данные изъяты>. обратился в прокуратуру Переволоцкого района с вопросом о защите его жилищных прав в суде. Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Таким образом, органами исполнительной власти, которые должны обеспечить <данные изъяты> жилым помещением, являются администрация МО Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних детей. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области предоставить жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Правительства Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Анисимова Г.В. иск поддержала, обосновала требования прокурора доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, уточнила требования, просила предоставить <данные изъяты> года рождения, благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
<данные изъяты> в интересах которого обратился прокурор в суд, просил иск удовлетворить, пояснил, что своего жилья не имеет, обучается в <данные изъяты> последний месяц, проживает в общежитии, где прописан временно до <данные изъяты> г., пошел учиться, потому что ему негде жить.
Представитель ответчика администрации МО «Переволоцкий район» <данные изъяты> действующая на основании доверенности от <данные изъяты> г., иск прокурора не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что согласно ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Размер субвенций на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот не имеющих закрепленного жилья, поступающих в бюджет района не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилье по социальному найму предоставляется вставшим на учет в качестве нуждающихся лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. <данные изъяты> обучается в <данные изъяты> и находится на полном государственном обеспечении, проживает в общежитии, поэтому жилье ему предоставляться не будет.
Из отзыва ответчика Правительства Оренбургской области следует, что Правительство Оренбургской области по данному иску не является надлежащим ответчиком, привлечено к участию в деле в качестве ответчика необоснованно, может быть привлечено в качестве третьего лица. Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853\389-1У-ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, которым субъект РФ –Оренбургская область в соответствии с п. 4 ст. 49 ЖК РФ передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан. В законе об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных средств.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО «Переволоцкий район» <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от <данные изъяты> г., полагала возможным иск удовлетворить.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.
Решением <данные изъяты> районного суда от <данные изъяты> года о лишении <данные изъяты> года рождения, родительских прав в отношении <данные изъяты> (л.д.8-9), свидетельством о смерти <данные изъяты>. от <данные изъяты>. (л.д. 10) подтверждается тот факт, что <данные изъяты>. является сиротой.
Согласно свидетельству о месте регистрации по месту пребывания №, <данные изъяты> года рождения зарегистрирован временно по адресу: <данные изъяты>. (л.д.12).
Из списка лиц от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на льготную очередь для получения жилья на 01.01.2011 г. по Переволоцкому району следует, что под № 7 зарегистрирован <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> года рождения (л.д.13).
Из сообщений об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.18), справки ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от 10.02.2011 г. (л.д.17) следует, что у <данные изъяты>. отсутствует жилье.
Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой прав детей-сирот, а также несовершеннолетних детей.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>. являясь ребенком - сиротой, с <данные изъяты> года состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего время жилье <данные изъяты> не предоставлено. Следовательно, его права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения <данные изъяты> по договору социального найма администрация МО «Переволоцкий район» решает в порядке очередности. Доводы ответчика об отказе во внеочередном предоставлении жилья ввиду того, что <данные изъяты>. находится в образовательном учреждении, на полном государственном обеспечении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку <данные изъяты> обучается последний месяц, имеет временную регистрацию по <данные изъяты> г.
Доводы представителя Правительства Оренбургской области о том, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, являются необоснованными. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей данной категории на имущество и жилое помещений устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от распределения финансовых средств.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Переволоцкого района в интересах <данные изъяты> к администрации муниципального образования Переволоцкий район
Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления администрацию Муниципального образования Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области предоставить <данные изъяты> года рождения, благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней, со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.
Судья Расчупко Е.И.
Решение в окончательной форме . изготовлено 20.05.2011 г.
Судья Расчупко Е.И.