Дело 2-265/2011 об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью



№2-265\2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» мая 2011 года

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием: представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В., лица, в интересах которого обратился прокурор - ФИО1, представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области ФИО5, представителя третьего лица органа опеки и попечительства ФИО6., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, третье лицо орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах ФИО1, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, третье лицо орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, указав, что прокуратурой района на основании заявления ФИО1 проведена проверка. По результатам проведенной проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельству о смерти отца ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решения Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ее матери ФИО3 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и воспитывалась в детском доме. Согласно п. № распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 было закреплено жилое помещение по <адрес>. Согласно распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № данный пункт считается утратившим силу, а все дети были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - льготную очередь на приобретение жилья Но до настоящего времени ей жилое помещение не представлено. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, имея несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в прокуратуру Переволоцкого района с вопросом о защите ее жилищных прав в суде. Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Таким образом, органом исполнительной власти, который должен обеспечить ФИО1 жилым помещением, является администрация МО Переволоцкий район. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних детей. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области предоставить ФИО1 жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Правительства Оренбургской области.

В судебном заседании помощник прокурора Анисимова Г.В. иск поддержала, обосновала требования прокурора доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, уточнила требования, просила предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

ФИО1, в интересах которой обратился прокурор в суд, просила иск удовлетворить, пояснила, что своего жилья не имеет, проживает с ребенком на съемной квартире.

Представитель ответчика администрации МО «Переволоцкий район» ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, пояснила, что размер субвенций на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот не имеющих закрепленного жилья, поступающих в бюджет района, не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся. Просила в случае удовлетворения иска указать, что жилье предоставляется за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Из отзыва ответчика Правительства Оренбургской области следует, что Правительство Оренбургской области по данному иску не является надлежащим ответчиком, привлечено к участию в деле в качестве ответчика необоснованно, может быть привлечено в качестве третьего лица. Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853\389-1У-ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, которым субъект РФ –Оренбургская область в соответствии с п. 4 ст. 49 ЖК РФ передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан. В законе об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий. Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных средств.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО «Переволоцкий район» ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила иск удовлетворить за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

Решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО3 родительских прав в отношении ФИО1 (л.д.8-10), свидетельством о смерти ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) подтверждается тот факт, что ФИО1 является сиротой.

Согласно п. 2 распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 было закреплено жилое помещение по <адрес>. Согласно распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № данный пункт считается утратившим силу, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9 были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно распоряжения администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - льготную очередь на приобретение жилья (л.д.12).

Из сообщений об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.17), справки ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) следует, что у ФИО1. отсутствует жилье.

Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой прав детей-сирот, а также несовершеннолетних детей.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, являясь ребенком - сиротой, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающейся в жилом помещении, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего время жилье ФИО1 не предоставлено. Следовательно, ее права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения ФИО1 по договору социального найма администрация МО «Переволоцкий район» решает в порядке очередности. Доводы представителя Правительства Оренбургской области о том, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, являются необоснованными. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей данной категории на имущество и жилое помещений устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от распределения финансовых средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, подлежащих удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Переволоцкого района в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, третье лицо орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Муниципального образования Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.

Судья Расчупко Е.И.

Решение в окончательной форме принято 27.05.2011 г.

Судья Расчупко Е.И.