№2-326\2011 решение о признании незаконным бездействия МО `Переволоцкий поссовет` по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.



№2-326/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«30» мая 2011 года <адрес>

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием прокурора Переволоцкого района Видинова С.И., представителя заинтересованного лица МО «Переволоцкий поссовет» Х., действующего по доверенности от ..., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по за­явлению прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО «Переволоцкий поселковый совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.

у с т а н о в и л:

Прокурор Переволоцкого района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МО «Переволоцкий поселковый совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, указав в заявлении, что прокуратурой района в период с ... проведена проверка исполнения рассматриваемого законодательства администрацией Переволоцкого поселкового Совета. Проверкой установлено, что ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу с 23ноября2009года. В соответствии с требованиями ст. 1 закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принципами правого регулирования в области энергоснабжения являются: 1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; 2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; 4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. Положения ст. 14 Закона в императивной форме регламентирует включение в состав оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показатели повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия. В целях повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования при разработке, утверждении и реализации программ строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры должны учитываться следующие требования:

1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;

2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик должны осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.

В соответствии со ст. 22 Закона: Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:

1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.

Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

В разрез указанных требований рассматриваемого федерального закона, в ущерб муниципальным образованиям, по состоянию на ..., по прошествии более одного года после вступления Закона в законную силу, муниципальные образования <адрес> всех уровней к исполнению Закона не приступили: муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности не разрабатывались и не реализовывались; информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности не проводится; координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности не проводится. Просит признать бездействие МО «Переволоцкий поселковый Совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным. Обязать МО «Переволоцкий поселковый Совет» устранить нарушения ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем принятия муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, их информационному обеспечению и координации

Производство по делу в части принятия муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности определением суда прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований в виду добровольного выполнения заинтересованным лицом требований прокурора в этой части.

В судебном заседании прокурор Видинов С.И. заявление поддержал, просил суд признать незаконным бездействие МО «Переволоцкий поселковый совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обязать МО «Переволоцкий поселковый совет» устранить нарушения ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем обязания муниципального образования информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и координации мероприятий, требования обосновал доводами, изложенными в заявлении, суду пояснил, что муниципальная программа в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности заинтересованным лицом принята, однако никаких действий по информационному обеспечению энергоснабжения, предусмотренных программой (раздел 2) и координации мероприятий на настоящий момент еще нет, просит установить срок заинтересованного лицу для устранения указанных нарушений до ....

Представитель МО «Переволоцкий поссовет» Х. в судебном заседании пояснил, что с ... года существует Муниципальная целевая программа .... Муниципальная программа ... принята и утверждена ... Отдельные мероприятия, предусмотренные этой программой выполнялись и до принятия указанной программы, в т.ч. во исполнение адресной программы. Работа по информационному обеспечению ведется автоматически при ведении капитального ремонта жилых помещений, других форм информационного обеспечения, в т.ч. предусмотренных принятой программой, еще нет. Программа принята, будет размещена на сайте МО, предусмотренные программой мероприятия по информационному обеспечению будут выполнены в ближайшее время.

Согласно муниципальной целевой программе МО «Переволоцкий поссовет»по поэтапному ... разработана система программных мероприятий и критерии отбора многоквартирных домов для установки коллективных приборов учета.

Муниципальная программа ..., утвержденная постановлением МО «Переволоцкий поссовет» ... №, предусматривает организационно-правовые мероприятия, информационное обеспечение энергоснабжения, в т.ч. участие в конференциях, выставках, семинарах по энергоснабжению, размещение на официальном сайте МО информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, введение форм мониторинга потребления ресурсов на объектах жилищного фонда, включение программы повышения квалификации и обучения муниципальных служащих по эффективному использованию энергетических и коммунальных ресурсов и др.

Выслушав доводы заявителя, представителя МО «Переволоцкий поссовет», изучив материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

Согласно ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принципами правого регулирования в области энергоснабжения являются: 1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; 2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; 4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (ст. 8 Закона).

Статья 14 ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регламентирует включение в состав оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показатели повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:

1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:

1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:

1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;

2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;

3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;

4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;

9) иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования при разработке, утверждении и реализации программ строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры должны учитываться следующие требования:

1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;

2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик должны осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.

В соответствии со ст. 22 вышеуказанного ФЗ: Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:

1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.

Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для оспаривания действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, возлагается на органы, которые совершили оспариваемы действия (бездействия).

В судебном заседании установлено, что муниципальным образованием «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> ... принята муниципальная программа в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных разделом 2 указанной программы: участие в конференциях, выставках, семинарах по энергоснабжению, размещение на официальном сайте МО информации о требованиях законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, другой информации по энергоснабжению не проводится; а также не проводится координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Доказательств обратного, заинтересованным лицом суду не представлено. Показатели расхода электрической энергии на наружное освещение улиц в <адрес> в связи с установкой светильников с энергосберегающими лампами, так же не доведены до населения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, координации мероприятий, удовлетворить.

Признать бездействие МО «Переволоцкий поселковый совет» по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, координации мероприятий, незаконным.

Обязать МО «Переволоцкий поселковый совет» устранить нарушения ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» их информационному обеспечению и координации мероприятий в срок до ... Об исполнении решения суда известить суд в течении 10 дней со дня его исполнения..

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья Чарикова Т.Н.