№2-365\2011 решение о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением.



Р Е Ш Е Н И Е №2-365/2011

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> «21» июня 2011 года

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Анисимовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Переволоцкого района в интересах М. к Администрации муниципального образования «Переволоцкий район» <адрес> о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах М., обратился в суд с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав в заявлении, что М. с ... года и по настоящее время является работником здравоохранения, работает в МУЗ «Переволоцкая ЦРБ», проживает в сельской местности и пользовалась до ... льготами по 100 % оплате жилья, связанным с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. За период с ... по ... включительно М. в счет оплаты за освещение было уплачено ..., за отопление было уплачено согласно счетам - квитанциям .... В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено .... За указанный период М. была выплачена ежемесячная денежная компенсация на общую сумму ... согласно постановлению Совета депутатов МО <адрес> от .... В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 года, согласно преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст.35 ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947-О-П.. Таким образом, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что расходы, понесенные М. в сумме ... должны быть взысканы с муниципального органа власти за счет средств муниципального бюджета. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. ... в прокуратуру <адрес> поступило заявление от М. по вопросу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. Прокурор просит взыскать с администрации МО «Переволоцкий район <адрес>» за счет средств муниципального бюджета в пользу М. за период с ... по ... включительно в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме ....

Представитель ответчика Администрации МО «Переволоцкий район» <адрес>» Т., в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. М., представитель третьего лица на стороне ответчика МУЗ «Переволоцкая ЦРБ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, не известили суд об уважительности причины своей неявки. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Анисимова Г.В. заявление прокурора поддержала, требования обосновала доводами, изложенными в заявлении, просила требования прокурора удовлетворить, указав, что п. 2 определения Конституционного суда РФ №9047-П определен принцип общеобязательности оказания указанных льгот, просит взыскать с ответчика за период с ... по ... включительно за электроэнергию – ..., за газ – ..., с учетом выплаченной суммы ..., всего ....

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд пришел к выводу, что заявление прокурора <адрес> законны и обоснованны, подлежит удовлетворению.

Из трудовой книжки , выданной на имя М., следует, что М. с ... года по настоящее время работает в должности медсестры <адрес> Фапа с возложением обязанностей заведующей (л.д. 8).

Согласно договору найма жилого помещения от ... М. проживает в жилом доме, находящемся в собственности ... по договору найма. Дом расположен по адресу: <адрес>. М. оплачивает коммунальные услуги: электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение (л.д. 12-13).

Согласно справке ... от ... М. проживает в доме по адресу: <адрес>, ежемесячная квартплата составляет ... (л.д. 14).

Счетами-квитанциями «Оренбургрегионгаз» за период времени с ... г. включительно подтверждаются фактические расходы М. за отопление, которые составляют за указанный период времени – ... (л.д. 35 – 61, 62, 66, 69, 70).

Счетами-квитанциями «Оренбургэнергосбыт» за период времени с ... г. включительно подтверждаются фактические расходы М. за электроэнергию, которые составляют за указанный период времени – ... (л.д. 19 – 53, 63 – 65, 67, 68, 71).

Согласно сведеньям о выплате ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг: М. было выплачено за ... ... рублей (льгота на 1 мед. работника); за ... ... рублей (льгота на 1 мед. работника); за ...... рублей (льгота на 1 мед. работника); за ...... рублей (л.д. 17).

В соответствии с ч. 2 с.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 50 с.35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122 ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. П.50 ст.35 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно ст. 63 Основ, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947 –О-П..

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты.

Суд пришел к выводу, что М. начиная с ..., работая медицинской сестрой <адрес> Фапа с обязанностями заведующей и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. С ... года ей на основании решения совета депутатов ежемесячно выплачивается денежная компенсация указанной льготы в размере ... ежемесячно. Фактически расходы М., с учетом выплаченной компенсации, за период времени с ... по ... составляют: ...

Таким образом, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере ... нарушаются права М., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Переволоцкого района, в интересах М., к администрации муниципального образования «Переволоцкий район» <адрес> о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, удовлетворить.

Взыскать с администрации МО «Переволоцкий район» <адрес> за счет средств муниципального бюджета, в пользу М. за период времени с ... по ... включительно в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме ....

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья: Т.Н. Чарикова