Дело №2-449/2011 об оспаривании бездействия органа гос. власти субъекта РФ Правительства Оренбургской области, органы местного самоуправления- МО Адамовский сельсовет



№ 2- 449/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года.

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И.,

при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Переволоцкого района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации -_Правительства Оренбургской области, органа местного самоуправления «Адамовский сельсовет», указав, что прокуратурой Переволоцкого района с привлечением госветинспектора ГУ «Переволоцкое районное управление ветеринарии» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов – скотомогильников.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Адамовский сельсовет»: возле <данные изъяты> расположен скотомогильник с ямой Беккари. Условный Балансодержатель скотомогильника не установлен. Яма Беккари сооружена из красного кирпича. Перекрытие, состоящее из железобетонной плиты, полностью не покрывает диаметр ямы. Ограждение отсутствует. По периметру ямы отсутствует траншея. Подъездные пути – проселочная дорога. Естественные условия попадания стоков осадочных вод в водоемы отсутствуют. Сток осадочных вод на юг. Яма заполнена на 90 %.

<данные изъяты> расположен скотомогильник с ямой Беккари. Условный Балансодержатель скотомогильника не установлен. Перекрытие имеется, ограждение отсутствует, крышка отсутствует, траншея вокруг ямы имеется. Подъездные пути – проселочная дорога. Навес над ямой отсутствует. Естественные условия попадания стоков осадочных вод в водоемы отсутствуют. Сток осадочных вод на юг.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 года № 1005 скотомогильники – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертиз; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде материальных потерь в случае из возникновения.

Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого- социальным чрезвычайным ситуациям.

Согласно ст. ст. 5,6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Согласно п/п 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п «ц» п. 2 ст. 26.11 этого же закона в собственности субъекта РФ могут находится скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. В ходе проведенной проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории МО «Адамовский сельсовет» скотомогильник не имеется и на балансе администрации МО «Адамовский сельсовет» не состоит.

Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ – Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Вопрос о статусе скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Часть 2 ст. 5 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающих из земельных, экологических правоотношений.

Просит признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в неприятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО «Адамовский сельсовет». Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет», выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильника. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно:

-огородить высоким глухим забором с въездными воротами, с внутренней стороны забора выкопать траншею с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост;

- установить двухслойное перекрытие ямы, заложить утеплитель, в центре перекрытия оставить отверстие, плотно закрываемое крышкой, вывести вытяжную трубу;

-оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, установить навес над ямой;

-оборудовать удобные подъездные пути;

-установить на ворота и крышку биотермической ямы замки.

В судебном заседании помощник прокурора Анисимова Г.В. заявление поддержала, требования обосновала доводами, изложенными в заявлении, пояснила, что на территории муниципального образования «Адамовский сельсовет» находятся два скотомогильника с ямой Беккари, на балансе администрации МО «Адамовский сельсовет» они не состоят. Ответственность за их устройство, санитарное состояние и оборудование является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обязанность по их осуществлению возложена на местную администрацию подпунктом 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако денежные средства в порядке ст. 19 указанного Федерального закона для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию «Адамовский сельсовет» не передавались, поэтому не имеется оснований для возложения на МО обязанности по их обустройству. Просила изложенные требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно просила предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ

Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области, главы администрации МО «Адамовский сельсовет», извещенных надлежащим образом.

В письменном отзыве представитель Правительства Оренбургской области, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 указал, что в соответствии с п.п. 1.3 ст.225 ФЗ от 30.11.1994 года № 51-ФЗ ГК РФ (ч.1) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по. заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Это не противоречит и земельному законодательству, потому что как правило скотомогильники находятся на землях муниципального образования, а не на паевых землях.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с п.п. 1,4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременении), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав осуществляется но месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п/п 8 п. 1 ст. 14. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм, и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Согласно п.1, абзаца 2 п.2, п.5 ст.19 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации. ..и субъектов Российской Федерация законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, т.е. согласно Федеральному закону от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от б октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на, территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих, для человека и животных.

В соответствии с п.6.10. «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении, которых находятся эти объекты. Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации».

Местная администрация в режиме сельских и поселковых советов есть и она работает.

В настоящее время Правительством Оренбургской области разработан проект Постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». На реализацию данной программы планируется выделить из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований . рублей.

Цели и основные задачи Программы: обеспечение безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами на территории Оренбургской области. Основные задачи Программы: устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, на здоровье населения и сельскохозяйственных животных в Оренбургской области; реализация комплекса мер по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретению специальной техники. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы: закрытие и консервация скотомогильников; ремонт и обустройство скотомогильников; строительство и ввод в эксплуатацию объектов по кремации биологических отходов; строительство объектов для вскрытия трупов животных и мест для временного хранения биологических отходов; приобретение единиц мобильных установок по транспортировке биологических отходов; приобретение единиц мобильных установок по уничтожению биологических отходов.

Просит в требованиях, изложенных в заявлении прокурора Переволоцкого района отказать.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ и сведения о правах на объект недвижимого имущества : яма Бекарри, адрес : <адрес>, возле <данные изъяты> и о правах на объект недвижимого имущества : яма Бекарри, адрес : <адрес>, к <данные изъяты> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, акт осмотра ГУ «Переволоцкое районное управление ветеринарии» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

На территории муниципального образования «Адамовский сельский совет» Переволоцкого района имеются скотомогильники с ямой Беккари, расположенные <данные изъяты> с условным и <данные изъяты>, с условным Балансодержатель скотомогильников не установлен. Данные скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. № 13-7-2\469, поскольку территории скотомогильников не огорожены, нет въездных ворот, траншеи, навеса, крышек люка, вытяжной трубы, отсутствуют удобные подъездные пути, помещения для вскрытия трупов животных и хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды, инструментов. Указанные нарушения создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человек и животных.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что закреплено п\п. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" и п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от б октября 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской не предусматривает.

В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация указанных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 59 Устава Оренбургской области «Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом с предоставлением необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация укатанных полномочий подконтрольна органам государственной власти».

Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области не передавались.

Скотомогильники расположены в административных границах Оренбургской области.

С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования «Адамовский сельсовет» Переволоцкого район, расположенных <данные изъяты> и <данные изъяты>, и их оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

В связи с чем суд полагает, что требования прокурора обоснованны, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, администрации муниципального образования «Адамовский сельский совет» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в неприятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования «Адамовский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, расположенных <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Адамовский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников, расположенных на территории сельсовета.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: территории скотомогильников огородить высоким глухим забором с въездными воротами, с внутренней стороны забора выкопать траншею с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; установить двухслойное перекрытие ямы, заложить утеплитель, в центре перекрытия оставить отверстие, плотно закрываемое крышкой, вывести вытяжную трубу; оборудовать помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, установить навес над ямой; оборудовать удобные подъездные пути; установить на ворота и крышку биотермической ямы замки и выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

О выполнении решения суда заинтересованное лицо обязано сообщить в суд в течение месяца со дня устранения допущенного нарушения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.

Судья : Е.И. Расчупко

Решение в окончательной форме изготовлено 10.08.2011 г.

Судья : Е.И. Расчупко