Дело №2-301/2011 о признании действий (бездействий) председателя Совета депутатов МО `Чесноковский с/с` и территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО ` Чесноковский с/с` незаконными



Дело № 2-301/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«08» августа 2011 года

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием заявителя Мадьярова Г.Г., заинтересованных лиц председателя Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» ФИО11, представителя Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» ФИО3, председателя территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района ФИО2, заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мадьярова Г.Г. о признании действий (бездействия) Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» и территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными, о признании незаконной организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет»,

У С Т А Н О В И Л:

Мадьяров Г.Г. обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействий) председателя Совета депутатов МО «Чесноковский сельский совет» и территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельский совет» незаконным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в МО «Чесноковский сельский совет» проводились выборы в представительный орган муниципальной власти. Организация данных выборов прошла с грубыми нарушениями. В соответствии ч. 4 ст. 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» избирательная комиссия муниципального образования не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет и представляет на утверждение представительного органа муниципального образования схему одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме избирательных округов должны быть обозначены их границы и указаны: 1) номер каждого избирательного округа; 2) в указанной схеме должны быть обозначены границы данной части территории населенного пункта; местонахождение каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии; 4) число избирателей, зарегистрированных в каждом избирательном органе. То есть, схема избирательных округов должна быть представлена избирательной комиссии муниципального образования не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако в это время полномочия избирательной комиссии МО «Чесноковский сельсовет» не были переданы ТИК Переволоцкого района, так как решение о просьбе возложить полномочия избирательной комиссии МО «Чесноковский сельсовет» на территориальную избирательную комиссию было принято ДД.ММ.ГГГГ. Избирательной комиссией Оренбургской области было принято постановление «О возложении полномочий избирательных комиссий МО «Переволоцкий район», Садовый сельсовет и Чесноковский сельсовет Переволоцкого района на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района. При этом лишь ДД.ММ.ГГГГ в газете «Светлый путь» данное постановление было опубликовано, а в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ сказано, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района до ДД.ММ.ГГГГ не имела права исполнять полномочия избирательной комиссии МО «Чесноковский сельский совет». Как избиратель и гражданин, желающий баллотироваться в депутаты, вынужден был обращаться в ТИК, как единственный предложенный мне орган, организующий выборы.

В соответствии ч. 6 ст. 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» схема избирательных округов утверждается представительным органом муниципального образования не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом представительный орган муниципального образования до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Решение о назначении выборов было принято ДД.ММ.ГГГГ, а решение «Об утверждении схемы одномандатных округов по выборам депутатов представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» второго созыва было принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть за дней до назначения выборов, что также является нарушением действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Переволоцкого района был вынесен протест на решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы одномандатных округов по выборам депутатов представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» второго созыва, которым данное решение признается незаконным и подлежащим отмене. На основании вышеуказанного протеста от ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «Чесноковский сельсовет» принято решение . ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов на основании протеста прокурора было принято решение «О признании утратившим силу решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ». В результате принятого решения утверждается схема, в которой принимаются изменения так, что полностью меняются округа ,,, на % округа и , и частично округа ,,,, таким образом за дня до проведения выборов была принята новая схема, что является нарушением ст. 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Ему, как кандидату в депутаты был существенно сокращен срок агитационной работы с избирателями.

ДД.ММ.ГГГГ наблюдателем ФИО4 было подано заявление в избирательную комиссию о несоответствии данных о численности избирателей по схеме и данными списков избирателей. Данное заявление не было рассмотрено, не было принято решение по нему и не были устранены данные нарушения.

Эти нарушения не позволяют в предвыборной компании и во время выборов четко определить, в каком избирательном округе должен голосовать тот или иной избиратель, что в свою очередь дает почву для злоупотреблений со стороны членов избирательной комиссии при подсчете голосов путем манипуляций с числом проголосовавших в том или ином избирательном округе. Считает, что допущенные нарушения законодательства РФ нарушили также и его избирательные права, гарантированные ему Конституцией РФ. Просит признать действия (бездействия) председателя Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными. Признать действия (бездействия) Территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными. Признать незаконной организацию выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет».

В ходе рассмотрения дела заявитель Мадьяров Г.Г. уточнил и дополнил заявленные требования, просил признать действия (бездействие) Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» по организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными, признать бездействие Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» по формированию избирательной комиссии муниципального образования незаконным. Признать незаконным решение Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ. Признать действия Территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации и проведению выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными.

В дополнение указал, что согласно ст.32 Устава МО «Чесноковский сельсовет» должна быть сформирована избирательная комиссия МО со сроком полномочий года. В действительности на сегодняшний день такая комиссия не создана. Это является нарушением законодательства РФ- федеральных законов № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов МО «Чесноковский сельсовет» утвердил схему избирательных округов, хотя к этому времени отсутствовала организующая выборы избирательная комиссия (избирательную кампанию, которая должна была разработать проект схемы округов и внести на рассмотрение и утверждение в Совет депутатов. Само решение незаконно обосновано ст. 20 Устава МО «Переволоцкий район». Решение, которое принято и решение, которое опубликовано - не идентичны. В схеме избирательных округов, которая опубликована ДД.ММ.ГГГГ не сообщено, где находятся окружные избирательные комиссии, а есть только сообщение о месте нахождения центра округа, которое не соответствует действительности, что нарушает ст. 18 ч.2 федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ. Кроме этого первая схема избирательных округов утверждена за дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Согласно ст. 18 ч.2 федерального закона № 67-ФЗ представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Прокурор Переволоцкого района С.И. Видинов в официальном письме председателю областной избирательной комиссии Оренбургской области ФИО12 от 16.02.2011 года обращает внимание на то, что председатель территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района ФИО2 не принимает полных достаточных и конкретных мер к устранению нарушений действующего избирательного законодательства на территории Переволоцкого района, занимает соглашательскую позицию с администрацией МО «Чесноковский сельсовет», что в современных условиях правового государства, коим является Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ, недопустимо и в дальнейшем терпимым быть не может. Данная информация направляется для информирования о состоянии законности на территории Переволоцкого района в предвыборный период, т.е. фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ избирательные округа в селе Чесноковка не сформированы, списки избирателей не составлены.

Согласно ст. 18 ч.3 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ если на территории, на которой проводятся выборы, представительный орган муниципального образования не утвердил схему в срок, то избирательная комиссия, организующая выборы принимает решение о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется этой избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через 5 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. В нашем случае так и произошло. Но вместо того, чтобы следовать закону и действовать так, как написано выше и избирательная комиссия, организующая выборы (в рассматриваемом случае ТИК Переволоцкого района) и представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» нарушили закон: представительный орган МО действовал незаконно, а территориальная избирательная комиссия на данный момент не имела полномочий, как комиссии организующей выборы депутатов в представительный орган МО «Чесноковскии сельсовет». Согласно ст.5 ч.1 федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ должны
быть сформированы окружные избирательные комиссии в округах, которые
утверждены решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ В том случае,
когда они не сформированы, полномочия окружных избирательных
комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. В нашем
случае на участковые избирательные комиссии, но в связи с этим участковые
избирательные комиссии должны быть сформированы в сроки,
обеспечивающие выполнение ими избирательных действий, относящихся к
компетенции окружных избирательных комиссий (Постановление ЦИК от
ДД.ММ.ГГГГ).Передача полномочий ОИК на территориальную избирательную комиссию исключена, т.к. на основании ст.17 Закона Оренбургской области от 05.11.2009г. № 3209/719-1У-ОЗ в систему избирательных комиссий ТИК не входит, а участковые избирательные комиссии не созданы и полномочия никому не переданы. Это является грубейшим нарушением законодательства РФ.

Таким образом, в период предвыборной кампании не была сформирована участковая избирательная комиссия по выборам депутатов в представительный орган МО «Чесноковскии сельсовет». Фактически выборы в представительный орган муниципального образования «Чесноковскии сельсовет» проводила участковая избирательная комиссия, созданная для выборов депутатов в Законодательное собрание Оренбургской области на основании решения территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района с возложением полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Переволоцкий район» от ДД.ММ.ГГГГ , что является нарушением федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ.

Согласно изменениям, принятым в Устав МО «Чесноковский сельсовет» решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в ч.1 ст. 9 Устава сказано: муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. А выборы, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, проводились вразрез с действующей статьёй Устава и в соответствии со статьёй не действующей, где сказано: выборы депутатов Совета депутатов осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе.

По ходатайству заинтересованного лица ФИО1 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица председателя Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» первого созыва ФИО1 на надлежащее – действующий Совет депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет».

По ходатайству заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н. определением суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле было привлечено заинтересованное лицо - Избирательная комиссия Оренбургской области. В судебном заседании ее представитель не участвовал, согласно представленному заявлению извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

В судебном заседании заявитель Мадьяров Г.Г. просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» председатель Совета депутатов ФИО11 просил в удовлетворении заявленных требований Мадъярову Г.Г. отказать

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении заявленных требований Мадъярову Г.Г. отказать, суду пояснила, что постановление областной избирательной комиссии было опубликовано на сайте, и все кто хотел с ним ознакомиться, имели доступ. Считает, что права Мадъярова Г.Г., как избирателя не были нарушены. Явка по МО «Чесноковский сельсовет» была самая высокая, воля избирателей выявлена, нет никаких оснований для отмены выборов. Имеются так называемые мертвые дома: дома стоят, в них зарегистрированы люди, а живут по другому адресу. Поэтому и имеется расхождение, что допустимо до %. Никаких нарушений нет.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица председатель ТИК Переволоцкого района ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявления Мадьярова Г.Г. пояснил, что в полномочия территориальной избирательной комиссии входит организовать и провести выборы на территории Переволоцкого района. Срок полномочий ТИК на период работы лет, выходят на работу, когда назначены выборы. В с. Чесноковка Переволоцкого района выборы перенесены с ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ., была заранее утверждена схема, округов. В схеме указывались номер округа, центр округа, улица и номер дома входящий в данный округ. Количество избирателей по округам равнялось на %, по избирателя. В округе было разное количество. В пределах закона составлена схема. Схему составляет администрация сельского совета, она имеет список. Не должно быть нарушений. Избиратели МО Чесноковский сельский совет со всеми изменениями были ознакомлены. Решения печатались газетой «Светлый путь» и обнародовались через рекламный вестник и доску объявлений. Каждый кандидат выбирал свой округ, хорошо зная границы и своих избирателей. Списки избирателей по каждому округу были составлены согласно закону и находились на избирательном участке. ДД.ММ.ГГГГ сформировали территориальную избирательную комиссию. Обращался с вопросом Мадъяров Г.Г., была разница по округам и количеству, но в % укладывались. Сведения об избирателях печатались на основании данных, представленных администрацией МО Чесноковский сельсовет. Списки избирателей были напечатаны, их проверяли за дней. В агитационный период была одна жалоба, что Мадъяров Г.Г. печатал листовки. ФИО13 приносил жалобу, но он её не принял. Агитационный период представлялся полностью. По заявлению ФИО4 комиссия устно дала ответ, что разница в % допустима. Нарушений и жалоб по проведению выборов не было. Кандидаты были избраны. Территориальная избирательная комиссия приступила к работе со дня объявления выборов - с ДД.ММ.ГГГГ, они работают не постоянно. Администрация сельского совета разрабатывает схемы, территориальная избирательная комиссия не составляет схемы, она только контролирует. Схема была на ДД.ММ.ГГГГ, он смотрел, чтобы не поменялись округа. Территориальная избирательная комиссия не в состоянии обслуживать муниципальных образований. Проводились выборы в с. Чесноковка по одномандатному округу. Специалисты администрации муниципального образования сельского совета составляют схему и утверждают. Специалист в каждом сельсовете отчитывается один раз в месяц, кто прибыл и выбыл. В его полномочия входило определить схему округов, решение от ДД.ММ.ГГГГ по схеме согласовали с администрацией Чесноковского сельского совета на ДД.ММ.ГГГГ.

Заместитель прокурора Переволоцкого района Лукерин П.Н. выразил мнение, что в ходе подготовки к выборам в МО «Чесноковский сельсовет» выявлялись небольшие неточности, которые устранялись, интересы Мадъярова, как избирателя, данными нарушениями никак не затронуты. Просил в удовлетворении его требований отказать.

Из возражений Избирательной комиссии Оренбургской области следует, что доводы заявителя Мадьярова Г.Г. о том, что ТИК Переволоцкого района не обладала полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Чесноковский сельсовет на момент представления схемы избирательных округов на утверждение представительного органа муниципального образования необоснованны, поскольку пункт 2.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5 предусматривает, что срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования Чесноковский сельсовет были возложены на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований Переволоцкого района Оренбургской области на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района Оренбургской области». В указанном постановлении возложение полномочий ИКМО Чесноковский сельсовет на ТИК Переволоцкого района не были ограничены сроком. Таким образом, на момент представления схемы избирательных округов территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района обладала полномочиями ИКМО Чесноковский сельсовет.

По существу заявителем подано заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Чесноковский сельсовет. Основания для отмены судом решения о результатах выборов перечислены в п.2 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.4 ст.86 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Помимо этого, в соответствии с п.3 ст.77 Федерального закона и ч.5 ст.86 Закона Оренбургской области суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии о результатах выборов также в случаях нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), установления итогов голосования, определения результатов выборов, в случаях незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. В заявлении Мадьярова Г.Г. не приведены доводы, указывающие на то, что нарушения, допущенные представительным органом муниципального образования Чесноковский сельсовет при составлении схемы избирательных округов, не позволили выявить действительную волю избирателей.

Представителем избирательной комиссии Оренбургской области ФИО10 также представлены суду письменные возражения по поводу удовлетворения уточненного заявления Мадьярова Г. Г. о признании действий территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО Чесноковский сельсовет незаконными по тем основаниям, что в соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ от 12 июня 2002 года 67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.4 ст. 12 Закона Оренбургской области от 06.июля 2006 года № 364 / 72 -1У-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ (избирательной комиссии Оренбургской области), принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. В соответствии с вышеуказанными нормами Федерального Закона 67-ФЗ и закона области об избирательных комиссиях, на основании решения Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , решение данного представительного органа от ДД.ММ.ГГГГ постановлениями Избирательной комиссии Оренбургской области соответственно от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии МО «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области возложены на ТИК Переволоцкого района. Данные постановления опубликованы в официальном печатном органе облизбиркома «Вестник избирательной комиссии Оренбургской области» соответственно в № 20 (139) 2009 и № 20 (139 2009, а также размещены в системе «Интернет». С доводом заявителя о том, что постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ относится к нормативным актам и на него распространяются требования, предъявляемые к опубликованию таких актов, не согласны. Из вышеуказанного следует, что ТИК Переволоцкого района на момент определения схемы избирательных округов по выборам депутатов представительного органа муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, голосование по которому проходило ДД.ММ.ГГГГ, а также в период избирательной кампании по настоящее время осуществляет на законном основании.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что она была депутатом первого и второго созыва. Принимала участие в принятии изменения устава в первом созыве. Была секретарем, писала протоколы, затем печатала, при необходимости утром протокол был готов. В ДД.ММ.ГГГГ обсуждали протест по схемам округов, так как была опечатка, она писала протокол, а выступали ФИО1, ФИО14, ФИО6. Считает, что нарушений при организации и проведении выборов не было. Она знает свой округ , проводила агитационные работы. В ее почтовом ящике была листовка с угрозой в адрес ее мужа. В Совет депутатов граждане обращались. Было два протеста прокурора ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по организации выборов, доводы обсудили, нарушения устранили и напечатали решение. Были утверждены окончательные списки избирателей.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что является депутатом первого и второго созыва, округа. Не знает, кто разрабатывал схему округов в с. Чесноковка. Они утверждали готовую схему. Были ли нарушения в день выборов, сказать не может, она проголосовала и ушла. В округе были изменения - убрали двух умерших. За один месяц были сформированы списки, фамилии избирателей знает. Она не была заинтересована чтобы списки изменились. В ее округе изменений не было, знает всех избирателей хорошо. Не знала, что округ стал . <адрес> в с. Чесноковка к округу не относится, относится к округу. Последняя схема была правильная. Изменения на Совете депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принимали, не помнит, сколько по времени длилось заседание, кто выступал и что говорил. Протокол вела секретарь ФИО9

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что был заместителем председателя Совета депутатов, кто разрабатывал схему избирательных округов, не знает, участия не принимал. На заседания Совета депутатов после ДД.ММ.ГГГГ его не приглашали. У него нет неприязненных отношений к ФИО1, отношения нормальные. На заседания Совета депутаты не собирались, встречались в коридоре, просили подписать решение, кто и что говорил, не помнит. В ноябре, ДД.ММ.ГГГГ на заседаниях присутствовал, в году не был. В округе были изменения, появились новые люди, адреса нескольких домов изменились. ФИО1 агитировала народ против него. На представленных в суде фотографиях дом в с. Чесноковка ФИО15, находится на берегу реки Урала. В доме никто не живет. В другом доме лет назад жил ФИО16. Был ли разговор в администрации по этим двум домам, не знает. Дома относятся к округу. При организации выборов все делали тайно и скрытно, чтобы не владели информацией. ФИО1 не должна заниматься агитацией. Свой округ он знает. Он обращался в администрацию к ФИО6 с целью предоставления списков избирателей, в ДД.ММ.ГГГГ их не было. Список он не видел. Некоторые граждане оказались в другом округе, кто не помнит.

Свидетель ФИО6 пояснила, что заседания Совета депутатов по утверждению схемы и списков избирателей собирались дважды в ДД.ММ.ГГГГ, иногда не в полном составе. Не было таких случаев, чтобы без заседания они просто утверждали списки. Было два протеста прокурора, ФИО1 зачитывала их и по обоим протестам они заседали. Была составлена схема полностью по протесту прокурора, но раз был второй протест, значит, были какие-то неточности. Она лично присутствовала на всех этих заседаниях Совета депутатов, <данные изъяты>. По первому протесту прокурора решался вопрос по угловым домам. Заседание Совета Депутатов проводились после часов, заседали около минут, только после этого утверждали схему и списки. При составлении схемы она не присутствовала. Всё делали по закону. Она является депутатом по избирательному округу. Хорошо знает границы своего избирательного округа. По ее избирательному округу замечаний не было.

Свидетель ФИО17 в судебном заседании пояснила, что в сельской администрации разрабатывали схему. Она при этом не присутствовала. Она была депутатом первого созыва. Участвовала дважды в ДД.ММ.ГГГГ в заседаниях Совета депутатов по утверждению схемы и списков избирателей, после принесенных протестов прокурором. Точные даты заседаний не помнит. В протестах говорилось о неверности расположения домов. Она знает свой округ , по ее избирательному округу замечаний и изменений не было. ДД.ММ.ГГГГ она не приехала на процесс, так как <данные изъяты>. Они утверждали схемы, но она сейчас не может сказать, что именно обсуждалось на заседании.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что присутствующих знает, неприязненных отношений нет. На прошедших выборах она была председателем участковой избирательной комиссии по МО «Чесноковский сельсовет». В ее обязанности входило подготовка к выборам: проверяли списки, приглашали на выборы, готовили помещения. На момент выборов все схемы и списки были приведены в норму. Ей известно, что схемы переделывались по протесту прокурора и в и округах были заменены схемы. Согласно закону о выборах допускается расхождение по избирателям до 10%. Она ранее тоже участвовала при проведении выборов, никогда не было замечаний по схемам и спискам. Присутствовали наблюдатели в основном замечаний, жалоб не поступало. Было одно заявление по ФИО18, они его решили до голосования. ФИО4 было подано заявление о несоответствии данных о численности избирателей по схеме и данными списков избирателей, ему был дан устный ответ, что разница в % допустима, это согласовано с Территориальной избирательной комиссией. Письменный ответ не давали. На составлении схем не присутствовала, но она их размещала, готовила к печати, поэтому хорошо с ними знакома. Всего избирателей было человека, которые внесены в списки. Было избирательных округов.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что схемы округов составляла комиссия - работники сельсовета. Комиссия создавалась временно по ее распоряжению, кто был в этой комиссии, сказать не может. Во второй раз изменения были незначительные, так как люди знали об округах, в заблуждение никого не вводили. Всё делали по закону, придерживались программы, проверяли округа. Она учитывала мнение народа. Рекламные вестники распространяли и развешивали на доске объявления, делали всё, чтобы выборы не отменили. На <адрес> в с. Чесноковка может быть - домов, дома могут входить и в разные округа. Не был пропущен ни один дом, все включены. Округа не меняли. Решения Совета депутатов оформлялись документально, секретарь вела протокол, решение печатала сама или секретарь. Проводились выборы по одномандатной системе.

Исследовав письменные доказательства, выслушав стороны, показания свидетелей, суд пришел к следующему.

Суд в ходе рассмотрения дела, несмотря на возражения заявителя, произвел замену ненадлежащего заинтересованного лица председателя Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» первого созыва ФИО1 на надлежащее – действующий Совет депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет», поскольку заявитель Мадьяров Г.Г. в уточненных требованиях (л.д.121) указал заинтересованным лицом не председателя Совета депутатов, а Совет депутатов.

А поскольку полномочия Совета депутатов первого созыва истекли, лицом, которое может устранить допущенные нарушения является только действующий Совет депутатов.

Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы одномандатных округов по выборам депутатов представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» второго созыва» утверждена схема одномандатных округов по выборам депутатов представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» второго созыва. Утверждено графическое изображение схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов представительного органа муниципального образования Чесноковский сельский совет Переволоцкого района Оренбургской области второго созыва. Данное решение опубликовано в газете «Светлый путь» 7.12.2010 г. (л.д.28) Заявитель просит данное решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным, поскольку схема избирательных округов утверждена за дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Статьей 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» (ч. 4) определено, что избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет и представляет на утверждение представительного органа муниципального образования схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме избирательных округов должны быть обозначены их границы и указаны:

1) номер каждого избирательного округа;

2) перечень входящих в каждый избирательный округ административно-территориальных единиц или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ. Если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы либо населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы либо населенного пункта;

3) местонахождение каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии;

4) число избирателей, зарегистрированных в каждом избирательном округе.

По протесту прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ изменено решением от ДД.ММ.ГГГГ . Приложение к решению - графическое изображение схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов признано утратившим силу, утверждена новая схема.

На основании протеста прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ принято решение , которым признано утратившим силу решение от ДД.ММ.ГГГГ , внесено изменение в решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ - в схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов представительного органа МО «Чесноковский сельсовет» второго созыва, утверждена данная схема как приложение и графическое изображение схемы как приложение к решению. Данное решение опубликовано в приложении к газете «Светлый путь» № 18 от 17.02.2011 г. (л.д.51).

После внесения изменений схема округов – за дня до выборов -была утверждена и соответствовала требованиям ст.ст. 13, 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Утверждены списки избирателей. Избиратели знали, в какой список включены по участкам. Свидетели- депутаты округов ,,, показали, что знали свои округа, изменения были незначительные, по нескольким домам.

Доводы заявителя Мадьярова Г.Г. о том, что полностью меняются округа ,,, на % округа и , и частично округа ,,,, в суде не нашли своего подтверждения. Не было установлено нарушения прав Мадьярова Г.Г., как избирателя. Он был включен в список и голосовал наряду с другими избирателями. Тот факт, что за дня до проведения выборов была принята новая схема, является формальным нарушением ст. 14 Закона Оренбургской области от 15.11.2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Действительно Мадьярову, как кандидату в депутаты был сокращен срок агитационной работы с избирателями, но это касается нарушения прав не только Мадьярова Г.Г., но и всех зарегистрированных кандидатов. Это формальное нарушение не нарушило принцип равенства, в том числе по вопросам проведения предвыборной агитации, поскольку срок агитации был сокращен у всех кандидатов. В отношении заявителя решений, нарушающих его права как кандидата в депутаты, не принималось, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в данной части.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ наблюдателем ФИО4 было подано заявление в избирательную комиссию о несоответствии данных о численности избирателей по схеме и данными списков избирателей. Установлено, что данное заявление было рассмотрено, председателем участковой избирательной комиссии по МО «Чесноковский сельсовет». ФИО5 ФИО4 был дан устный ответ, что разница в % допустима, это согласовано с Территориальной избирательной комиссией. ФИО4 в суд с заявлением о нарушении его прав не обращался, в связи с чем требование заявителя о нарушениях при проведении выборов, заключающихся в том, что заявление ФИО4 не было рассмотрено, не было принято решение по нему и не были устранены данные нарушения, удовлетворению не подлежит.

Суд пришел к выводу о необоснованности доводов Мадьярова Г.Г. об отсутствии у территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района полномочий избирательной комиссии муниципального образования Чесноковский сельсовет на момент представления схемы избирательных округов на утверждение представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования Чесноковский сельсовет были возложены на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований Переволоцкого района Оренбургской области на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района Оренбургской области». В указанном постановлении возложение полномочий избирательной комиссии МО Чесноковский сельсовет на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района не были ограничены сроком, поэтому, как следует из буквального толкования положений пункт 2.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5, на момент представления схемы избирательных округов территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района обладала полномочиями избирательной комиссии МО Чесноковский сельсовет.

Суд полагает необоснованными требования заявителя о признании действий территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации выборов в представительный орган МО Чесноковский сельсовет незаконными по тем основаниям, что в соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ от 12 июня 2002 года 67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.4 ст. 12 Закона Оренбургской области от 06 июля 2006 года № 364 / 72 -1У-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ (избирательной комиссии Оренбургской области), принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Полномочия избирательной комиссии МО «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области были возложены на территориальную избирательную комиссию Переволоцкого района в соответствии с нормами Федерального Закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и закона Оренбургской области от 06 июля 2006 года № 364 / 72 -1У-ОЗ, на основании решения Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , решения от ДД.ММ.ГГГГ , постановлениями Избирательной комиссии Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . Данные постановления опубликованы в официальном печатном органе облизбиркома «Вестник избирательной комиссии Оренбургской области». Поэтому суд полагает, что территориальная избирательная комиссия Переволоцкого района в указанный период действовала законно.

В судебном заседании исследовались обстоятельства подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Чесноковский сельсовет, при этом нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Мадьярова Г.Г. о признании действий (бездействия) Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» по организации выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными, признании бездействия Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» по формированию избирательной комиссии муниципального образования незаконным, признании незаконным решения Совета депутатов МО «Чесноковский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ, признании действий Территориальной избирательной комиссии Переволоцкого района по организации и проведению выборов в представительный орган МО «Чесноковский сельсовет» незаконными отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме через Переволоцкий районный суд Оренбургской области.

Судья Расчупко Е.И.

Решение в окончательной форме вынесено 15.08.2011 г.

Судья Расчупко Е.И.