№2- 484/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года. п. Переволоцкий Оренбургской области Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием: представителя истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгина А.А., представителя ответчика Суворинова А.А., представителей третьих лиц: Администрации Переволоцкого района Тереховой Е.Н., Роспотребнадзора по Оренбургской области Клещуковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Степановский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, У С Т А Н О В И Л: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проверки установлено, что МО Степановский сельсовет состоит из 3 населенных пунктов: с. Степановка, с. Кутлумбетово, с. Алмала, с. Алисово. Численность населения МО составляет 2091 человек. Населенный пункт с. Степановка состоит из 9 улиц, с. Кутлумбетово - из 4, с. Алмала - из 4, с. Алисово из 2 улиц. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89 –ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Степановский сельсовет в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"(утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1, 1.2.,2.1.1, 21.2., 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2. ). Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьей 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст. 4 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории муниципального образования, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования Степановский сельсовет не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. требования подержал, просил удовлетворить, пояснил, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, организация сбора и вывоза бытовых отходов, отнесена к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения также закреплены Уставами вышеуказанных муниципальных образований. Статьей 72 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, которая наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Требования по содержанию территории населенных мест закреплены в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, в действующей редакции) согласно пунктам 1.2., 1.6., 2.2.1., 2.2.3 которых система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями Роспотребнадзора. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями Роспотребнадзора. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и Территориальным отделом Роспотребнадзора. Прокурор не просит обязать администрации муниципальных образований разработать и принять Генеральную схему очистки населенного пункта, поскольку это противоречит статье 12 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Требования прокурора основаны на действующем законодательстве и сводятся к согласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделения на территории поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров, периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов, организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. Просил установить срок для исполнения заявленных требований до 01.06.2012 г. Представитель администрации муниципального образования Степановский сельсовет Суворинов А.А., действующий на основании доверенности от 28.02.2011 г. требования прокурора признал частично, пояснил, что не согласен с заявлением о бездействии администрации МО по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, поскольку такая работа администрацией проводится, признает, что вопросы выделения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организации установки на улицах урн не согласовывались с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Из возражения ответчика на требование прокурора следует, что в соответствии с Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территории населенных пунктов Российской Федерации» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года № 152) они разработаны ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» Госстроя России с учетом требований Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», Градостроительного кодекса РФ, предназначены для работников жилищно - коммунальных и других организации, занимающихся очисткой и уборкой населенных пунктов». То есть, разработать и предложить на утверждение представительного органа схему очистки территории поселения должна жилищно - коммунальная или иная организация, занимающаяся очисткой и уборкой населенных пунктов, а не администрация муниципального образования. Также указано, что отмеченные Методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территории населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10000 человек. Выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства относятся к вопросам органов местного самоуправления района и субъекта Российской Федерации, а не поселений. Кроме того, Советом депутатов принято решение об учреждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью для решения вопросов местного значения, в том числе благоустройства населенных пунктов, их санитарной очистки. Представитель третьего лица Администрации Переволоцкого района Терехова Е.Н., действующая на основании доверенности от 08.06.2011 г., требования прокурора не признала, пояснила, что администрации муниципальных образований по вопросам сбора и вывоза мусора не бездействуют, эти вопросы решаются, в настоящее время принято решение об учреждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью для решения вопросов местного значения, в том числе благоустройства населенных пунктов, их санитарной очистки. Договор заключен со всеми администрациями, проходит стадию регистрации. Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области Клещукова И.И., действующая на основании доверенности от 30.03.2011 г., поддержала требования прокурора, пояснила, что вопросы сбора и вывоза мусора - выделение площадок для размещения мусоросборных контейнеров; периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов, организация установки на улицах урн подлежат согласованию с Роспотребнадзором. Выслушав стороны, изучив представленные документы, суд пришел к следующему. Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования Степановский сельсовет (п.18 ст. 5) закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как следует из объяснения главного специалиста – эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Мальцева А.В., представленного прокурором, Санитарные правила и нормы содержания территории населенных мест от 05.08.1988 года № 4690-88 в настоящее время действуют и применяются независимо от количества населения, проживающего на территории населенного пункта. Методические рекомендации о порядке разработке генеральных схем очистки территории населенных пунктов РФ, утвержденные Госстроем России 21.08.2003 года № 152 носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым документом, данные рекомендации утверждены Госстроем РФ, а не санитарной службой, применяются для вновь строящихся населенных пунктов и указывают на необходимость разработки Генеральной схемы очистки населенного пункта в градостроительной документации, указанные рекомендации возможно применять для населенных пунктов численность которых более 10 тыс. человек. Генеральная схема очистки разрабатывается для всех населенных пунктов, ее обязана разрабатывать администрация муниципального образования. Ранее данная схема согласовывалась с обязательном порядке со службой Роспотребнадзора, в настоящее время данная схема согласовывается с Роспотребнадзором в том случае, если администрации населенных пунктов обращаются в службу с такой просьбой. Для населенных пунктов применимо несколько порядков организации сбора и вывоза бытовых отходов от населения: планово - регулярная очистка, в соответствии с которой на территории домовладений устанавливаются контейнеры, которые в соответствии с установленным, принятым порядком вывозятся на полигон; талонная система, которая подразумевает под собой сбор и вывоз отходов населением на свалку самостоятельно, при такой системе гражданин, обращается в администрацию (при отсутствии на территории населенного пункта созданной организации ЖКХ), где оплачивает услугу по размещению отходов на полигон, где дежурному предъявляет соответствующий талон, подтверждающий факт оплаты и производит размещение отходов. Любой из вышеуказанных порядков должен быть прописан в Генеральной схеме очистки населенного пункта, которая принимается и утверждается Советом депутатов муниципального образования. По поводу выделения на территории специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров пояснил, что выделение площадок согласовывается со службой Роспотребнадзора, количество контейнеров устанавливается самостоятельно, в соответствии с санитарными правилами и нормами исходя из численности населения, исходя из принципа разумности. Периодичность удаления твердых бытовых отходов осуществляется в зависимости от времени года, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм содержания территории населенных мест. Установка урн на территории населенных пунктов осуществляется органами коммунального хозяйства в соответствии с санитарными правилами и нормами. Требования прокурора основаны на положениях статей 41 и 42 Конституции РФ, гарантирующих каждому право на благоприятную окружающую среду, право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Степановский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн. Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд. Судья Е.И. Расчупко Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2011 г. Судья Е.И. Расчупко