Дело № 2-477 /2011 о признании бездействия админитрсации МО по организации сбора и вывоза ТБО



№2- 477/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года.

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Труниной Ю.В.,

с участием: представителя истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяинова М.А.,

главы администрации МО Зубочистенский сельсовет Аблязова М.З.,

представителя третьего лица Администрации Переволоцкого района Тереховой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проверки установлено, что МО Зубочистенский сельсовет состоит из 1 населенного пункта с. Зубочистка Первая. Численность населения МО Зубочистенский сельсовет составляет 875 человек. Населенный пункт с. Зубочистка Первая состоит из 15 улиц. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89 –ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Зубочистенский сельсовет в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"(утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1, 1.2.,2.1.1, 21.2., 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2. ). Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.

В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьей 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст. 4 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории муниципального образования, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования Зубочистенский сельсовет не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области, извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела, согласно его заявлению.

В судебном заседании прокурор Горяинов М.А. требования подержал, просил удовлетворить, обосновал доводами, изложенными в заявлении. Пояснил, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Статьей 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено право граждан на благоприятную среду обитания. Организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселения п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ, Уставами вышеуказанных муниципальных образований. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Каким образом будет производиться эта работа, администрации поселений решают сами. Требования прокурора основаны на действующем законодательстве и сводятся к согласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделения на территории поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров, периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов, организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. Эти обязанности ответчика по содержанию территории населенных мест закреплены в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, в действующей редакции) Просил установить срок для исполнения заявленных требований до 01.06.2012 г.

Глава администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Аблязов М.З. требования прокурора не признал, пояснил, что не согласовывал организацию сбора и вывоза мусора с территории поселения с районной администрацией и Роспотребнадзором. Для надлежащего проведения такой работы отсутствуют средства, в настоящее время создается специальная организация, которая будет заниматься этими вопросами. Не согласен с заявлением о бездействии администрации МО по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, поскольку такая работа администрацией проводится. Решением, принятым 08.11.2006 г., утверждено Положение об организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования. Мусор вывозят жители поселения самостоятельно на отведенное место, у каждого есть свой транспорт. Если везде поставить урны и контейнеры, создастся антисанитария. В селе стоят урны возле правления и магазина, их постановка ни с кем не согласовывалась.

Представитель третьего лица Администрации Переволоцкого района Терехова Е.Н., действующая на основании доверенности от 08.06.2011 г., требования прокурора не признала, пояснила, что администрации муниципальных образований по вопросам сбора и вывоза мусора не бездействуют, эти вопросы решаются. Выделение земельных участков под свалки (перевод земель из земель сельхозназначения) относится к полномочиям субъекта. Эта работа не доведена до конца не по их вине. Земельные участки были выделены, но не переведены в другую категорию, поэтому свалки не оформлены, мусор вывозится на них самовывозом. Для вывоза нужна лицензия, в настоящее время принято решение об учреждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью для решения вопросов местного значения, в том числе благоустройства населенных пунктов, их санитарной очистки. Договор заключен со всеми администрациями, прошел стадию регистрации. Проверка прокурора была формальной, никто в села не приезжал, не посмотрел, что мусора у них нет.

Выслушав стороны, изучив представленные документы, суд пришел к следующему.

Требования прокурора основаны на положениях статей 41 и 42 Конституции РФ, гарантирующих каждому право на благоприятную окружающую среду, право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Уставом муниципального образования Зубочистенский сельсовет (п.19 ст. 5) закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.

Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"(утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

В судебном заседании глава администрации муниципального образования пояснил, что работа по согласованию с районной администрацией и Роспотребнадзором организации сбора и вывоза мусора с территории поселения администрацией не проводилась.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в части не согласования с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Обязать администрацию муниципального образования Зубочистенский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:

согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров;

согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.

Судья Е.И. Расчупко

Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2011 г.

Судья Е.И. Расчупко