Дело № 2-505/2011 о восстановлении прав на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета



№2-505 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 года

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием: истца Арапова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арапова В.А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район о восстановлении прав на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Арапов В.А.. обратился в суд с иском к администрации МО Переволоцкий район о восстановлении прав на получение государственного жилищного сертификата, указывая, что он обратился к ответчику для включения его в сводный список для получения государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета, но в этом ему было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время он состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма в Переволоцком поссовете. В то время, когда вступил в силу Жилищный кодекс РФ, он не знал, что возобновиться обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе в 1990 году.. Из военного комиссариата <адрес>, где он состоял на учете, ему не сообщили о ст. 15 ФЗ -76 «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года. Об этом законе он узнал в ДД.ММ.ГГГГ. Он служил в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволился по выслуге лет. При увольнении в запас сдал свое служебное жилье в коммунально-эксплуатационную часть войсковой части и уехал на родину на постоянное место жительства в <адрес>, позднее переехал в <адрес>. Своего собственного жилья не имеет. Законодательством установлен срок постановки на очередь на получение жилья для военнослужащих, вставших на учет до 01.01.2005 года. Этот факт ограничил его права на получение жилья за выслугу лет. Просит восстановить его право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, признать его право на получение Государственного жилищного сертификата независимо от времени постановки на очередь на получение жилья по договору социального найма, признать факт ущемления его прав на получение Государственного жилищного сертификата законодательством РФ.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика администрации МО Переволоцкий район ФИО1, извещенной надлежащим образом о рассмотрении дела, согласно представленному заявлению.

Судом истцу при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании разъяснялись положения ст. 41 ГПК РФ о замене ненадлежащего ответчика надлежащим.

В судебном заседании истец Арапов В.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал по тем же основаниям, к тому же ответчику, пояснил, что требования, заявленные к районной администрации, менять не будет. Дополнительно пояснил, что после увольнения в запас проживал в <адрес>, позднее переехал в <адрес>, где проживал его друг, в <адрес> живет года, семьи и своего жилья не имеет, не воспользовался своим правом постановки на льготную очередь для получения жилья, потому что не знал о своих правах вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, когда услышал речь Путина В.В. о том, что уволенные в запас в 1990 году военнослужащие должны получить жилье за счет государства. Просил восстановить его право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, признать его право на получение Государственного жилищного сертификата независимо от времени постановки на очередь на получение жилья по договору социального найма, признать факт ущемления его прав на получение Государственного жилищного сертификата законодательством РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Выслушав объяснение истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Установлено, что истец Арапов В.А. является военнослужащим, воинское звание –<данные изъяты>, уволенным с военной службы в году по достижении им предельного возраста службы. Общая продолжительность его военной службы составляет более 25 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается военным билетом, выданным ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> военкоматом <адрес>.

Из справки администрации Переволоцкого поссовета следует, что Арапов В.А. проживает один, семьи не имеет.

Из ответов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ГУП ОЦИОН Оренбургской области на запрос суда следует, что Арапов В.А. в <адрес> жилого помещения на праве собственности не имеет.

Из ответов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Арапова В.А. следует, что сведения о сдаче Араповым В.А. жилой площади, книг учета выделения жилплощади, корешков ордеров на выдачу жилья, домовых книг для прописки граждан, проживающих на территориях военных городков, книг учета жилья в домах офицерского состава, справок о сдаче жилья, документов по учету выделения ссуд на строительство и приобретение жилья отсутствуют. (л.д. 11, 12)

Из справки, выданной администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Арапов В.А. снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, частного и приватизированного жилья на территории <данные изъяты> сельской администрации не имеет.

Из ответа администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация рассмотрела обращения Арапова В.А. по поводу включения в сводные списки граждан для получения государственного жилищного сертификата. В соответствии со ст. 15 ФЗ-76 «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме предоставления: жилого помещения в собственность; по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Заявителем срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропущен и соответственно утрачено право на получение государственного жилищного сертификата

Из постановления администрации Переволоцкого поссовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Арапов В.А. перерегистрирован в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются федеральный закон ФЗ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ЖК РФ и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.

Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в действующей редакции государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ)

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 08.12.2010 N 342-ФЗ).

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас в запас или в отставку и службы с органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475,

от 14.11.2007 N 778, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09)

Нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат согласно решению Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09.

Таким образом, действующим законодательством РФ обязанность по жилищному обеспечению увольняемых и уволенных с военной службы граждан с органов местного самоуправления указанными актами в настоящее время снята. Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Поскольку истец до 1 января 2005 года не был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу, что требования истца Арапова В.А. заявлены к ненадлежащему ответчику, поэтому в их удовлетворении должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Арапова В.А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район о восстановлении прав на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд Оренбургской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья : Расчупко Е.И.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 октября 2011 года.

Судья: Расчупко Е.И.