№2-567\2011 решение об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью



Р Е Ш Е Н И Е №2-567/2011

Именем Российской Федерации

«19» октября 2011 года <адрес>

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием: представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Анисимовой Г.В., лица, в интересах которого обратился прокурор - С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах С. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах С. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, указав, что прокуратурой района на основании заявления С. проведена проверка, по результатам которой установлено, что С., ... года рождения согласно решению Переволоцкого районного суда от ..., которым отец С. и мать С. лишены родительских прав, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С. является инвалидом по общему заболеванию, установлена 3 группа инвалидности. Согласно распоряжению администрации Переволоцкого района от ... «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении несовершеннолетних С., С., С.» С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Но до настоящего времени ей жилое помещение не представлено. ... С. обратилась в прокуратуру Переволоцкого района с вопросом о защите ее жилищных прав в суде. Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО <адрес> органы местного самоуправления МО <адрес> осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства С., который должен обеспечить её жилым помещением, является администрация МО Переволоцкий район. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних детей. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области предоставить С., ... года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в срок до ....

Представитель ответчика администрации МО Переволоцкий район, представители третьих лиц: <адрес>, <адрес> будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не известили суд об уважительности причины неявки. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных частников процесса.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Анисимова Г.В. иск поддержала, обосновала требования прокурора доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, предоставить С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, установив для этого срок до апреля 2012 года.

С., в интересах которой обратился прокурор в суд, просила иск удовлетворить, пояснила, что является сиротой, своего жилья не имеет.

Из отзыва ответчика администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области следует, что С. поставлена в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении распоряжением администрации Переволоцкого района от ... «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении несовершеннолетних С., С.. С.». Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района не отнесено обеспечение жильем лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное полномочие определено ст. 57 ЖК РФ, в которой говорится, что вне очереди жилье по социальному найму предоставляется вставшим на учет в качестве нуждающихся лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» эта обязанность возложена на муниципальные районы. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. В текущем году на исполнение переданных полномочий выделено ... рублей. В настоящее время ... рублей освоено. Приобретено 9 квартир детям – сиротам. На ... нуждающихся в жилье сирот, у которых возникло право на получение жилья – 64 человека. То есть исходя из имеющихся материальных ресурсов, всем гражданам предоставить жилье не представляется возможным, существует очередность предоставления. Иск просит удовлетворить за счет расходных обязательств Оренбургской области с предоставлением шестимесячного срока для исполнения решения суда.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

Из свидетельства о рождении от ... следует, что С. родилась ... в <адрес> сельсовета <адрес>. Ее родителями являются С. и С. (л.д.8).

Решением Переволоцкого районного суда от ... о лишении С. и С. родительских прав и взыскании алиментов подтверждается тот факт, что С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д. 10 – 12).

Согласно распоряжению администрации Переволоцкого района от ... , распоряжению администрации <адрес> от ... С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.14, 15).

Согласно выписке из списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении в возрасте старше 18 лет по МО Переволоцкий район по состоянию на ... администрации <адрес> от ... С. значится в списках под (л.д. 31).

Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.41), справки ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от ... (л.д. 27) следует, что у С. отсутствует жилье.

Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой прав детей-сирот, а также несовершеннолетних детей.

В судебном заседании установлено, что С., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, с ... года состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста совершеннолетия, опека (попечительство) прекращена, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего время жилье ей не предоставлено. Следовательно, ее права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения С. по договору социального найма администрация МО «Переволоцкий район» решает в порядке очередности. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей данной категории на имущество и жилое помещений устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от распределения финансовых средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, подлежащих удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах С., ... года рождения, к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить С., ... года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения известить суд в течение 10 дней со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения, через Переволоцкий районный суд.

Судья Чарикова Т.Н.