№2-619\2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «06» декабря 2011 года п. Переволоцкий Оренбургской области Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием: представителя истца прокурора Переволоцкого района Видинова С.И., истца Артемьевой О. А., представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО Переволоцкий район ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах Артемьевой О. А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, третьи лица -Правительство Оренбургской области, орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах Артемьевой О.А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, указав, что прокуратурой района на основании заявления Артемьевой О.А. проведена проверка, по результатам которой установлено, что согласно <данные изъяты> родители Артемьевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно распоряжению администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на льготную очередь по обеспечению права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Артемьева О.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Артемьева О.А. обратилась в прокуратуру Переволоцкого района с вопросом о защите ее жилищных прав в суде. Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Артемьевой О.А., который должен обеспечить её жилым помещением, является администрация МО Переволоцкий район. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних детей, за защитой социальных прав граждан по обращению гражданина. ДД.ММ.ГГГГ от Артемьевой О.А. поступило соответствующее заявление о защите её жилищных прав. Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 212 ГПК РФ, ст. ст. 27, 45 Федерального законно «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области предоставить Артемьевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области. В судебном заседании прокурор иск поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд удовлетворить иск в полном объеме, обязать ответчика администрацию МО Переволоцкий район предоставить Артемьевой О.А. благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Истец Артемьева О.А. просила иск удовлетворить, пояснила, что своего жилья не имеет, проживает с ребенком на квартире. Представитель ответчика ФИО2 иск признала, просила иск удовлетворить за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, установить срок шесть месяцев для исполнения решения суда Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО Переволоцкий район ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила иск удовлетворить. Из отзыва ответчика Правительства Оренбургской области следует, что Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853\389-1У-ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, которым субъект РФ – Оренбургская область в соответствии с п. 4 ст. 49 ЖК РФ передал полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления. В законе об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий. Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Кроме того, согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Аналогичная норма содержится в Уставе МО Переволоцкого район. Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Артемьева О.А. обратилась с заявлением в прокуратуру Переволоцкого района в защиту своих жилищных прав ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) <данные изъяты> Из свидетельства о рождении следует, что ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его матерью является Артемьева О.А. (л.д.16). Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Артемьева О.А., ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на льготную очередь в районной администрации на получение жилого помещения (л.д.12). Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, справки ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости следует, что у Артемьевой О.А. отсутствует жилье. Из диплома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Артемьева О.А. ДД.ММ.ГГГГ поступила и ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты> (л.д.13). Из ответа администрации Переволоцкого района Артемьевой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее вопрос по поводу обеспечения жильем будет решен в порядке очередности (л.д.18). Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой прав детей-сирот, а также несовершеннолетних детей. В судебном заседании установлено, что Артемьева О.А., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающейся в жилом помещении, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего время жилье ей не предоставлено. Следовательно, ее права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения Артемьевой О.А. по договору социального найма администрация МО «Переволоцкий район» решает в порядке очередности. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей данной категории на имущество и жилое помещений устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от распределения финансовых средств. На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, подлежащих удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Переволоцкого района в интересах Артемьевой О. А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, третьи лица - Правительство Оренбургской области, орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить. Обязать орган местного самоуправления - администрацию Муниципального образования Переволоцкий район, Правительство Оренбургской области предоставить Артемьевой О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения известить суд в течение 10 дней со дня его исполнения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд. Судья Расчупко Е.И. Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2011 г. Судья Расчупко Е.И.