Р Е Ш Е Н И Е №2-652/2011 Именем Российской Федерации «14» декабря 2011 года <адрес> <адрес> Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием: представителя истца заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н., лица, в интересах которого обратился прокурор - Синчуговой Н.Е., представителя органа опеки и попечительства Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Синчуговой Н.Е. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах Синчуговой Н.Е. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, указав, что прокуратурой района на основании заявления Синчуговой Н.Е. проведена проверка. По результатам проведенной проверки установлено, что Синчугова Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно решению Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым мать С., а также решения Базарносызганского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отец С., лишены родительских прав, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно п. 6 Распоряжения администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве в детское государственное учреждение несовершеннолетней Синчуговой Н.Е.» Синчугова Н.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Но до настоящего времени Синчуговой Н.Е. жилое помещение не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Синчугова Н.Е. обратилась в прокуратуру Переволоцкого района с вопросом о защите ее жилищных прав в суде. Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Синчуговой Н.Е., который должен обеспечить её жилым помещением, является администрация МО Переволоцкий район. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних детей. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд за защитой социальных прав граждан по обращению гражданина. ДД.ММ.ГГГГ от Синчуговой Н.Е. поступило соответствующее заявление о защите её жилищных прав. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области предоставить Синчуговой Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика администрации МО Переволоцкий район, представитель третьего лица на стороне ответчика Правительства Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с 5.5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса. В судебном заседании представитель истца Лукерин П.Н. Г.В. иск поддержал, обосновал требования прокурора доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, предоставить Синчуговой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, установив для этого срок до ДД.ММ.ГГГГ. Синчугова Н.Е., в интересах которой обратился прокурор в суд, просила иск удовлетворить, пояснила, что является сиротой, своего жилья не имеет, зарегистрирована в <адрес>, в настоящее время проживает у брата в <адрес>, однако у брата своя семья. Из отзыва ответчика администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области следует, что Синчугова Н.Е. поставлена в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении распоряжением администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве в детское государственное учреждение несовершеннолетней Синчуговой Н.Е.». Синчугова Н.Е. не обеспечена до сих пор жильем по следующим причинам: Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района не отнесено обеспечение жильем лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное полномочие определено ст. 57 ЖК РФ, в которой говорится, что вне очереди жилье по социальному найму предоставляется вставшим на учет в качестве нуждающихся лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» эта обязанность возложена на муниципальные районы. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. В текущем году на исполнение переданных полномочий выделено ... рублей. В настоящее время ... рублей освоено. Приобретено 10 квартир детям – сиротам. На ДД.ММ.ГГГГ нуждающихся в жилье сирот, у которых возникло право на получение жилья – 63 человека. То есть исходя из имеющихся материальных ресурсов, всем гражданам предоставить жилье не представляется возможным, существует очередность предоставления. Иск просит удовлетворить за счет расходных обязательств Оренбургской области с предоставлением шестимесячного срока для исполнения решения суда. Представитель органа опеки и попечительства Г. в судебном заседании поддержала заявление прокурора, просила его удовлетворить. Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора. Решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении С. родительских прав и взыскании алиментов, а также решением Базарносызганского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении С. родительских прав и взыскании алиментов, подтверждается тот факт, что Синчугова Н.Е. является ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д. 8-9, 10). Согласно распоряжению администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве в детское государственное учреждение несовершеннолетней Синчуговой Н.Е.» Синчугова Н.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. (л.д.11). Согласно выписке из списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении в возрасте от 17 до 23 лет по МО Переволоцкий район по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год Синчугова Н.Е. значится в списках под №№ (л.д. 16). Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.14), справки ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) следует, что у Синчуговой Н.Е. отсутствует жилье. Согласно справке администрации МО «<адрес> сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № Синчугова Н.Е. прописана в селе <адрес> без определенного места жительства. Состав семьи: одна (л.д. 12). Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 указанного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных лиц, из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в соответствующие суды за защитой прав детей-сирот, а также несовершеннолетних детей. В судебном заседании установлено, что Синчугова Н.Е., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста совершеннолетия, опека (попечительство) прекращена, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени жилье ей не предоставлено. Следовательно, ее права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения Синчуговой Н.Е. по договору социального найма администрация МО «Переволоцкий район» решает в порядке очередности. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей данной категории на имущество и жилое помещений устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от распределения финансовых средств. На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, подлежащих удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах Синчуговой Н.Е., к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить. Обязать орган местного самоуправления - администрацию Муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Синчуговой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении решения известить суд в течение 10 дней со дня его исполнения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения, через Переволоцкий районный суд. Судья Чарикова Т.Н.