№ 2-654\2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «26» декабря 2011 года п. Переволоцкий Оренбургской области Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Е.И. Расчупко., при секретаре Онищенко Г.Г., с участием представителя истца – ФИО2, ответчика - представителя администрации МО «Переволоцкий район», рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шагатова А. Л. в лице опекуна ФИО1 к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь, у с т а н о в и л: Шагатов А.Л. в лице опекуна ФИО1 обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области с заявлением об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь, указывая, что она стоит на очереди на получение жилья по договору социального найма по категории «Семья, имеющая ребенка инвалида, вставшая на учет после 01.01. 2005 года» под №. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Ее сын Шагатов А.Л. болен <данные изъяты> и его заболевание требует обязательного диспансерного учета. Согласно ч. 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренных п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне На основании п.3 Постановления Правительства РФ от 16. 06. 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартир», пункта 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 ответчик обязан предоставить им благоустроенное жилое помещение на семью из № человек во внеочередном порядке с учетом права <данные изъяты> Шагатова А.Л. на дополнительную жилую площадь. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Переволоцкого района с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения на семью из № человек во внеочередном порядке с учетом права <данные изъяты> Шагатова А.Л. на дополнительную жилую площадь, на что был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором говорится что действительно у них есть право на получение во внеочередном порядке жилого помещения, но в связи с тем, что в бюджете района в настоящее время отсутствуют денежные средства в полном объеме, необходимые для предоставления им жилого помещения, приобрести жилое помещение для них в № году не представляется возможным. Данный ответ их не устраивает, так как он нарушает предоставленное их семье право на получение благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке с учетом права недееспособного Шагатова А.Л. на дополнительную площадь. Согласно п. 2 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 года «О праве пользования дополнительной жилой площадью» лицам, страдающим психическим заболеванием, дополнительная площадь сверх установленной общей нормы жилой площади предоставляется в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. метров. Просит обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Шагатову А. Л. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на семью из четырех человек, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика было привлечено Правительство Оренбургской области Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, от представителя администрации Переволоцкого района поступил отзыв на иск. Суд в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица на стороне ответчика. В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявление Шагатова А.Л. поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, установив ответчику разумный срок для исполнения решения суда. Из отзыва на исковое заявление представителя администрации МО Переволоцкий район ФИО3 следует, что ответчик согласен с тем, что у истца есть право на получение во внеочередном порядке жилого помещения согласно ч. 2 ст.57 ЖК РФ, так как страдает тяжелой формой заболевания, указанного в перечне(Постановление Правительства РФ от 16. 06. 2006 года № 378). Но в связи с тем, что в бюджете района в настоящее время отсутствуют денежные средства в полном объеме, необходимые для предоставления им жилого помещения, приобрести жилое помещение для него в № году не представляется возможным. Согласно ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем данной категории граждан не является вопросом местного значения муниципального района. Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» эта обязанность возложена на муниципальные районы. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. В текущем году на исполнение данных полномочий выделено № рублей. На указанную сумму невозможно приобрести жилое помещение, поэтому субвенция на настоящий момент не освоена. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. <данные изъяты> <данные изъяты> Из ответа администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 состоит в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма в <данные изъяты> сельсовете с ДД.ММ.ГГГГ по категории «Семья, имеющая ребенка инвалида, вставшая на учет после 01.01. 2005 года». В районном списке граждан, состоящих в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма по категории «Семья, имеющая ребенка инвалида, вставшая на учет после 01.01. 2005 года» ФИО1 значится под №. Приобретаемое жилье предоставляется гражданам по договору социального найма в порядке очередности. Из уведомления об отсутствии в сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.12), справок ГУП Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,12,13) следует, что у ФИО1 и Шагатова А.Л. отсутствуют жилые помещения на праве собственности. Согласно справке администрации <данные изъяты> ФИО1 проживает вместе с сыном Шагатовым А.Л., <данные изъяты> по адресу : <адрес> Из опекунского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 назначена опекуном Шагатова А.Л. Согласно ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11. 1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 16. 06. 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, указанных при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартир», пункта 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, к указанным заболеваниям относятся <данные изъяты> заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. В соответствии со ст. 6 Устава МО Переволоцкий район органы местного самоуправления МО Переволоцкий район осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий. Бюджет МО Переволоцкий район является дотационным, входит в состав бюджета области. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам субъекта РФ отнесено предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст.26.3 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Установлено, что Шагатов А.Л. болен <данные изъяты> и его заболевание требует обязательного диспансерного учета. Опекун ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма в <данные изъяты> сельсовете по категории «Семья, имеющая ребенка инвалида, вставшая на учет после 01.01. 2005 года». Истец Шагатов А.Л. в лице опекуна ФИО1состоит на учете в администрации МО Переволоцкий район в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего время жилье ему не предоставлено. Следовательно, его права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством, нарушены. Вопрос предоставления жилого помещения Шагатову А.Л. по договору социального найма администрация МО Переволоцкий район решает в порядке очередности, тогда как обязана предоставить Шагатову А.Л. благоустроенное жилое помещение на семью из № человек во внеочередном порядке Доводы ответчика о недостаточности выделяемых Правительством Оренбургской области субвенций не могут быть приняты судом во внимание, потому как отсутствие денежных средств не является уважительной причиной не исполнения законодательства по обеспечению жилой площадью семей, имеющих детей-инвалидов. В соответствии с п.3 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853\389-1У-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета; Статьей 38 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации. . На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Шагатова А. Л. в лице в лице опекуна Шагатовой Ж.З. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, третье лицо Правительство Оренбургской области, об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь, удовлетворить. Обязать орган местного самоуправления администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Шагатову А. Л. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по месту жительства с учетом права на дополнительную жилую площадь на семью из № человек не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения известить суд в течение 10 дней со дня его исполнения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения, через Переволоцкий районный суд. Судья: Е.И. Расчупко