Р Е Ш Е Н И Е №2-20/2012 Именем Российской Федерации <адрес> «20» января 2012 года <адрес> Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием представителя истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора – Турыгина А.А., представителей ответчиков: МО «Переволоцкий поссовет» - Х., МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» П.- рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО Переволоцкий поссовет, МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выполнении требований законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, у с т а н о в и л: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Переволоцкий поссовет, МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выполнении требований законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, указав в исковом заявлении, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2011 года проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории МО Переволоцкий поссовет, которой выявлено следующее: Гидротехническое сооружение – <адрес>, закреплено за балансодержателем – МО Переволоцкий поссовет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 17 вышеуказанного ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. В целях оказания жилищно – коммунальных услуг населению МО Переволоцкий поссовет, администрацией МО было создано МУП «Переволоцкого поссовета Жилищно – коммунальное хозяйство», которое фактически использует вышеуказанное ГТС для отведения сточных вод от населения и хозяйствующих субъектов МО Переволоцкий поссовет. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующей организацией признается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно – правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. В соответствии с преамбулой и ст. ст. 3, 9, 15, 17 – 20 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня. К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: - обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; - обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; - развитие систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; - организация эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; - осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; осуществление обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также постановления Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года, пунктов 2.3, 2.8, 2.21, 2.25, 3.4.2.1, 8.2.3, «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.10.2002 года №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002 года регистрационный №3372), администрацией муниципального образования и МУПом, при эксплуатации ГТС <адрес> допущены следующие отступления от требований законодательства: 1) ГТС не зарегистрировано как объект недвижимости; 2) отсутствует (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года) согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; 3) не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; 4) отсутствуют материалы контроля за сооружениями ГТС; 5) отсутствует декларация безопасности ГТС. Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на жизнь), являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности (ст. 2, 20 Конституции РФ). Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, в результате аварии на ГТС может быть причинен вред окружающей природной среде и животному миру, которые являются собственностью РФ. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Переволоцкий поссовет», МУП «Переволоцкого поссовета Жилищно – коммунальное хозяйство» направленного на: - регистрацию ГТС, как объект недвижимости; - согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; - создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; - ведение контроля за сооружениями ГТС; - разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУМЧС России по Оренбургской области. Обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий. В судебном заседании представитель истца Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгин А.А. исковое заявление поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, просил учитывая большой объем работ необходимых для устранения допущенных нарушений установить ответчику срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Представители ответчиков: МО «Переволоцкий поссовет» - Х., МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» - П. в судебном заседании иск признали в полном объеме, указывая, что указанные прокурором нарушения имеют место, их необходимо устранять, срок для их устранения необходим не менее чем до октября 2012 года. Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, подлежащих удовлетворению. Гидротехническое сооружение – <адрес> закреплен за балансодержателем – МО Переволоцкий поссовет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. В целях оказания жилищно – коммунальных услуг населению МО Переволоцкий поссовет, администрацией МО было создано МУП «Переволоцкого поссовета Жилищно – коммунальное хозяйство», которое фактически использует вышеуказанное ГТС для отведения сточных вод от населения и хозяйствующих субъектов МО Переволоцкий поссовет. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующей организацией признается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно – правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. В соответствии с преамбулой и ст. ст. 3, 9, 15, 17 – 20 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня. К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: - обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; - обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; - развитие систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; - организация эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; - осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; осуществление обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также постановления Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года, пунктов 2.3, 2.8, 2.21, 2.25, 3.4.2.1, 8.2.3, «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.10.2002 года №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002 года регистрационный №3372), администрацией муниципального образования и МУПом, при эксплуатации ГТС <адрес> допущены следующие отступления от требований законодательства: 1) ГТС не зарегистрировано как объект недвижимости; 2) отсутствует (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года) согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; 3) не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; 4) отсутствуют материалы контроля за сооружениями ГТС; 5) отсутствует декларация безопасности ГТС. В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение – ГТС <адрес> принадлежит администрации МО «Переволоцкий поссовет», состоит на балансе. Эксплуатация ГТС осуществляется с нарушением законодательства: ГТС не зарегистрировано как объект недвижимости; отсутствует согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; отсутствуют материалы контроля за сооружениями ГТС; отсутствует декларация безопасности ГТС. Требования прокурора законны и обоснованны. Суд устанавливает реальные, разумные сроки для устранения допущенных ответчиком нарушений с учетом объема работ, подготовки необходимых документов. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО Переволоцкий поссовет, МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выполнении требований законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «Переволоцкий поссовет», МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» по не выполнению мероприятий направленных на эксплуатацию гидротехнического сооружения незаконным. Обязать устранить имеющиеся нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: - зарегистрировать ГТС, как объект недвижимости; - согласовать с МЧС и утвердить в Правительстве области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; - создать резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; - вести контроль за сооружениями ГТС; - разработать и согласовать декларацию безопасности ГТС с ГУМЧС России по Оренбургской области. Установить срок устранения имеющихся нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения - до ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд в течении 10 дней со дня полного устранения допущенных нарушений. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение 30 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд. Судья: Чарикова Т.Н.