№ 2-26/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «20» января 2012 года <адрес> <адрес> Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием истца прокурора Переволоцкого района Видинова С.И., представителя ответчика МУП «ППЖКХ» П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Переволоцкого района, в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании противоправными действий по нарушению прав неопределенного круга лиц, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета, у с т а н о в и л: Прокурор Переволоцкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании противоправными действий по нарушению прав неопределенного круга лиц, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета, указав в исковом заявлении, что прокуратурой района проведена проверка законности взимания МУП «ППЖКХ» платы за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения. В ходе проведения проверки установлено, что оказываемая услуга МУП «ППЖКХ» по опломбировке счетчиков холодной/горячей воды для населения, проживающего в многоквартирных домах и частных домах на праве собственности, является платной. Стоимость указанных услуг за 1 счетчик в соответствии с представленной МУП «ППЖКХ» калькуляцией составляет ... рублей. В случае отсутствия пломбы на приборах учета, МУП «ППЖКХ» его показания не принимаются, плата за услуги водоснабжения взимается по нормативам. Порядок проведения работ по опломбированию не определен ни одним нормативно-правовым актом. Действия МУП «ППЖКХ» по навязыванию оплаты услуг по опломбировки приборов учета, которые обуславливают регистрацию приборов учета воды потребителей, являются незаконными по следующим основаниям. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164). Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы..., управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними или собственниками. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в подпункте "г" пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных /общедомовых/, общих /квартирных/ или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако данным пунктом Правил обязанность производить опломбирование приборов учета собственником за свой счет не предусмотрена, не предусмотрено это и иными правовыми актами. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать противоправными действия МУП «ППЖКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязать МУП «ППЖКХ» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. Обязать МУП «ППЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через газету «Светлый путь». В судебном заседании истец прокурор Переволоцкого района Видинов С.И.исковое заявление поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме, признать противоправными действия МУП «ППЖКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязать МУП «ППЖКХ» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. От требования обязать МУП «ППЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через газету «Светлый путь» отказался пояснив, что данная информация будут доведена до населения прокуратурой. Представитель ответчика директор МУП «ППЖКХ» П. в судебном заседании согласился с доводами прокурора, указывая, что опломбирование счетчиков учета холодной воды осуществляется платно, если прибор учета не опломбирован, то плата за холодную воду взимается по нормам потребления, стоимость опломбировки одного счетчика составляет ... рублей, согласен с тем, что в законодательства имеется пробел в части взимания платы за данную услугу. В настоящее время разработано Положение «О порядке установки в жилых домах приборов учета расхода холодной во и горячей воды и оплаты услуг по водоотведению по показаниям приборов учета, однако, оно пока не утверждено органами местного самоуправления. Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, подлежащих удовлетворению. Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Таким образом, положениями ч. 1 ст. 539, ч. 1 ст. 541 и ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность абонента по договору снабжения водой оплачивать получаемую воду в количестве, определяемом в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Пунктом 7 Правил N 307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п. 8 Правил N 307). Частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодное водоснабжение и водоотведение. В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, регулируются органами регулирования муниципальных образований. Опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения производится по результатам государственной проверки в соответствии с ГОСТ 8.156-83 "Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной воды. Методы и средства проверки". Типовым договором на отпуск воды и прием сточных вод, заключаемым организацией с населением, предусмотрена обязанность абонента обеспечить сохранность государственных пломб на приборах учета, а также производить своевременную проверку прибора согласно его технического паспорта. В соответствии с положениями ГОСТ 25151-82 "Водоснабжение. Термины и определения", ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" и п. 6 Правил N 307, содержание и приемка в эксплуатацию приборов учета не отнесены к содержанию понятий "водоснабжение" и "водоотведение (канализация)". В этой связи оказание населению услуг по проверке и опломбированию приборов учета, как самостоятельный вид деятельности, не относящийся к деятельности по оказанию услуг водоснабжении и водоотведения, не включено в условия типового договора на отпуск воды и прием сточных вод. Оплата таких услуг не включена в тарифы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, и производилась населением отдельно в соответствии с утвержденными МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» тарифами в размере ... рублей (л.д. 19). Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в подпункте "г" пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных /общедомовых/, общих /квартирных/ или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако данным пунктом Правил обязанность производить опломбирование приборов учета собственником за свой счет не предусмотрена, не предусмотрено это и иными правовыми актами. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счет средств собственников жилых помещений. В судебном заседании установлено, что МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Прокурора Переволоцкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» о признании противоправными действий по нарушению прав неопределенного круга лиц, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета, удовлетворить. Признать противоправными действия МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязать МУП «Переволоцкого поссовета жилищно – коммунальное хозяйство» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение 30 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд. Судья: Чарикова Т.Н.