№ 2-599/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «18» июля 2012 года п. Переволоцкий Оренбургской области Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Шиндиной М.А., с участием: представителя истца заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н, представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица Министерства труда и занятости населения Оренбургской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Переволоцкий», третьи лица Министерство труда и занятости населения Оренбургской области, Министерство финансов Оренбургской области, о дополнении п. 7.1 Положения об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Переволоцкий» о приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства «Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий», указав в заявлении, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» в части включения районного коэффициента в размере 15 % от заработной платы в минимальный размер оплаты труда. Основанием для проверки послужили обращения работников школы о нарушении их трудовых прав. Проверкой установлено, что лицам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям <данные изъяты>, в качестве <данные изъяты>, <данные изъяты> учреждения, не относящимся к работникам образования, выплата заработной платы осуществляется в сумме минимального размера оплаты труда, пропорционально размерам установленных ставок, в соответствии с «Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ № 4 п.Переволоцкий», утвержденным директором МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» Абязовой Н.Ш. Трудовыми договорами указанным работникам установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Продолжительность еженедельной работы 40 часов. То есть, работникам в соответствии со ст. 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени. Частью VII п. 7.1 указанного Положения предусмотрено, что работникам учреждения могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях. Пунктом 6.9 установлено, что к заработной плате работников учреждения применяется районный коэффициент в размере 15%. Ссылаясь на положения статей 129,133,135 ТК РФ полагает, что работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, в качестве обслуживающего персонала, библиотечных и других работников учреждения, не относящимся к работникам образования, должны начисляться 15 % за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) сверх минимального размера оплаты труда, установленного с 1 июня 2011 года в соответствии с ФЗ № 82 от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации» в размере 4611 рублей, иначе смысл установления уральского коэффициента теряется. Данная доплата фактически является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают в местности с неблагоприятными климатическими условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента. Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на «Положение об оплате труда работников МОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» внесен протест ввиду противоречия Положения нормам федерального законодательства, однако в удовлетворении протеста было отказано (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, указанные нормы «Положения об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» противоречат сложившейся судебной практике. Так, решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора в интересах ФИО3 к МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» о взыскании 15 % за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент), т.к. включение 15 % «Уральских» в сумму минимального размера оплаты труда противоречит нормам федерального законодательства (решение Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в интересах ФИО5 и т.д.). Просит обязать администрацию МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» в срок до 1 июля 2012 года привести в соответствие с требованиями федерального законодательства «Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий». При подготовке дела к рассмотрению прокурор уточнил исковые требования, просил дополнить п. 7.1 Положения об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Переволоцкий» предложением о том, что в случае начисления заработной платы работникам в размере МРОТ уральский коэффициент 15 % начисляется на данную заработную плату. Представитель третьего лица Министерства финансов Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на иск. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие представителя третьего лица. В судебном заседании заместитель прокурора Переволоцкого района Лукерин П.Н. просил иск удовлетворить. Требования обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается Конституцией РФ, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, что имеет место в рассматриваемых регионах России. Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с указанными выше международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так правило об оплате труда, осуществляемого в районах с неблагоприятными климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. То есть, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах с неблагоприятными климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 135, 146 Трудового кодекса Российской Федерации и международными нормами должны быть компенсированы специальным коэффициентом. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в рассматриваемых районах должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Положение об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий»», противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, ст.ст. 2, 22, 130, 135, 146 ТК РФ. Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, пояснила, что Положение об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» полностью соответствует нормам ТК РФ: статье 129, дающей определение заработной платы и ее состав, в том числе компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях, статье 133, которая устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Представитель Министерства труда и занятости населения Оренбургской области ФИО2 возражал против иска, указав, что Положение об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» принято и утверждено директором в пределах полномочий, не противоречит трудовому законодательству- статьям 129, 133 ТК РФ. Из возражения на иск Министерства финансов Оренбургской области следует, что иск полагает необоснованным и не соответствующим требованиям трудового законодательства. Статья 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты. При этом в составе тарифных ставок, окладов не учитываются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Районный коэффициент к заработной плате в размере 15 % за работу в районах Урала не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и поэтому, правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ, на него не распространяются. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему. Положение об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» обсуждено и принято на педагогическом совете школы ДД.ММ.ГГГГ, согласовано с профкомом и утверждено директором ФИО4 в пределах предоставленных им полномочий - ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 г. N 420-п "О введении систем оплаты труда работников органов исполнительной власти Оренбургской области и государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Оренбургской области", а также Положением об установлении систем оплаты труда работников государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Оренбургской области (приложение № 1 ). Пунктом 7.1 Положения об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 4 п.Переволоцкий» предусмотрено, что работникам учреждений образования могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях (к заработной плате работников учреждения применяется районный коэффициент в размере 15%). Это соответствует закону, в частности статьям 129,133 ТК РФ. Требование истца о дополнении данного пункта предложением о том, что в случае начисления заработной платы работникам в размере МРОТ уральский коэффициент 15 % начисляется на данную заработную плату является необоснованным, исходя из следующего. Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2011г. N3-В11-4, ( такая же позиция выражена в определении от 24 июня 2011 г N 3-В11 16.) установлено: Федеральным законом от 20 апреля 2007г. №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (частьчетвертая статьи133 Трудового кодекса Российской Федерации). Действующей в настоящее время частьютретьей статьи133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007г. №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Частьпервая статьи129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ч.2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу главы50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Но такой порядок установлен законодателем только в отношении установления системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера. В отношении работников организаций, расположенных в других местностях, где применяется районный коэффициент, в частности, в Оренбургской области такой порядок законодательно не установлен, поэтому требование прокурора о его установлении в Положении об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий» суд полагает незаконным. В то же время допускается применение такого порядка начисления районного коэффициента при рассмотрении индивидуальных трудовых споров по искам работников, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика. Руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий» о дополнении п. 7.1 Положения об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Переволоцкий» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Переволоцкий районный суд. Судья: Расчупко Е.И. Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2012 г. Судья: Расчупко Е.И.