Дело 2-2/2011 об индексации сумм возмещения вреда здоровью, компенсации на приобретение подовольственных товаров, единовременных выплат на оздоровление, взыскании задолженности



№ 2- 2/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года.

п. Переволоцкий Оренбургской области

Судья Переволоцкого районного суда Оренбургской области Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н.,

представителя истца адвоката Сувориновой Н.П.,

представителей ответчика Управления социальной защиты населения Администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области » Бактеньязовой А.К., Велькиной М.В.,

представителя ответчика Министерства Финансов РФ Арсюковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Ильина Н.Д. к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области», Министерству Финансов РФ об индексации сумм возмещения вреда здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров, единовременных выплат на оздоровление, взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л :

Ильин Н.Д. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» (далее по тексту УСЗН) об индексации сумм возмещения вреда здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров, единовременных выплат на оздоровление, взыскании задолженности, указав, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с заболеванием, полученным при выполнении работ на ЧАЭС, стал инвалидом № группы с ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность установлена в <данные изъяты>, где он проживал до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он с семьей переехал на постоянное место жительства в <адрес>. Согласно имеющимся документам о льготах он был поставлен на учет, как инвалид-чернобылец в УСЗН Переволоцкого района и ему с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось возмещение вреда здоровью ежемесячно по № рублей № коп. С ДД.ММ.ГГГГ выплаты прекратили в связи с заменой удостоверения. Новое удостоверение было выдано ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени выплаты возобновили в твердой денежной сумме в размере № рублей по № группе инвалидности в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ.

Он имеет право на получении компенсации в возмещение вреда здоровью по № группе, с учетом степени утраты трудоспособности, исходя их заработка, ежегодной компенсации на оздоровление в размере пятикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда(МРОТ), а также ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратной суммы МРОТ.

Действия УСЗН по прекращению ему выплат в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по назначению ему с ДД.ММ.ГГГГ возмещения вреда в твердой денежной сумме по № группе считает незаконным и ущемляющими его права. До ДД.ММ.ГГГГ он получал возмещение вреда здоровью в размере, определенном из заработка с учетом степени утраты трудоспособности. Замена удостоверений производилась в централизованном порядке, он сдал все необходимые документы для замены удостоверения своевременно, но не имел возможности получить новое удостоверение по независящим от него причинам, в связи с отсутствием бланков данных удостоверений, но это не его вина, а органов, на которые возложена обязанность выдачи удостоверений. Кроме того, в связи с тем, что он стоял на учете в УСЗН и являлся получателем возмещения вреда, исходя из заработка, то в связи с изданием нового закона, такое право за ним сохранилось.. Ему же стали выплачивать возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме как инвалиду № группы -№ рублей, не объяснив, что он в соответствии с этим же законом имеет право на получение возмещения вреда здоровью, исходя из заработка или твердой денежной суммы в зависимости от того, какой вариант ему более выгоден, а его отнесли к числу вновь обратившихся, несмотря на то, что он стоял на учете с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом индексации по росту величины минимального размера оплаты труда, предусмотренному чернобыльским законом, с ДД.ММ.ГГГГ ему должны выплачивать ежемесячно № рублей № коп., а с ДД.ММ.ГГГГ по № рубля № коп. С ДД.ММ.ГГГГ индексация выплат должна быть произведена исходя из роста величины прожиточного минимума в <адрес> и размер выплаты составит № рубля № коп. ежемесячно.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда ему не выплачивалось в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ года ему стали выплачивать возмещение здоровью вновь в твердой денежной сумме, с чем он тоже не согласен. Причина инвалидности, связанная с увечьем, полученным при ликвидации аварии на ЧАЭС, Оренбургской МСЭ была установлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Затем по непонятным причинам производилась проверка этих данных, но делаться это должно в разумные сроки, а не № месяцев. Межведомственный экспертный совет для принятия своего решения ДД.ММ.ГГГГ использовал данные, которые имелись и у <данные изъяты> и у <данные изъяты>. Кроме того, в своем решении экспертный совет не указывает, что причинная связь возникла с ДД.ММ.ГГГГ. В решении указано, что все заболевания, перечисленные в диагнозе и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Таким образом решение межведомственного экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ восстановило его в прежних правах инвалида- чернобыльца, без исключения какого-либо периода, с момента возникновения заболевания и до принятия данного решения. Поэтому ему должны были назначить и выплачивать возмещение вреда здоровью в прежнем объеме с учетом произведенных индексаций (по росту величины прожиточного минимума в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ. – № руб.№., далее с индексацией по уровню инфляции -в ДД.ММ.ГГГГ по № р. № к., в ДД.ММ.ГГГГ. – № руб.№ коп., в ДД.ММ.ГГГГ. – № руб.№ коп., в ДД.ММ.ГГГГ. -№ руб.№ коп., с ДД.ММ.ГГГГ- № руб.№ коп. В результате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно образовалась задолженность по возмещению вреда здоровью в размере № руб.№ коп.

В таком же порядке ему должны были проиндексировать компенсацию на оздоровление, но не индексировали, в результате чего образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере № руб.№ к.

В таком же порядке ему должны были проиндексировать компенсацию на приобретение продовольственных товаров, но не индексировали, в результате чего образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ По ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб.№ коп.

Просил взыскать с Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в его пользу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рубля № копеек; задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, в сумме № рублей № коп.; задолженность по компенсации на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме № рубля № коп.; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рубля № коп.; задолженность по компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме № рублей № коп.; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере № рублей.

В дальнейшем истец увеличил свои требования, в уточненном заявлении ДД.ММ.ГГГГ просил взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в его пользу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рубля № копеек; задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в сумме № рублей № коп.; задолженность по компенсации на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме № рубль № коп.; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рубль № коп.; задолженность по компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме № рублей № коп.; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере № рублей.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Ильина Н.Д., представителя третьего лица УПФР в Переволоцком районе на основании ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ, поскольку они извещены о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Суворинова Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержала в полном объеме, обосновала выше изложенными доводами, дополнительно просила взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере № рублей в связи с длительным рассмотрением дела. Пояснила, что Ильин Н.Д. как инвалид № группы вследствие заболевания, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежемесячной компенсации вреда здоровью по № группе с учетом утраты трудоспособности, исходя из условного заработка. Ильин Н.Д. до ДД.ММ.ГГГГ жил в России, ему в ДД.ММ.ГГГГ назначалась пенсия, потом уезжал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ вернулся, ДД.ММ.ГГГГ получил Российский паспорт, встал на учет в органах соцзащиты С ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена и выплачивалась компенсация вреда здоровью исходя из среднего заработка № руб.№ коп. с учетом индексации ДД.ММ.ГГГГ, а должны были проиндексировать по МРОТ в 1.581 раза. УСЗН незаконно прекратило выплату Ильину Н.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с заменой удостоверения. Он предоставил все необходимые документы, это следует из писем, представленных суду, ему отвечали, что документы соответствуют требованиям, но не было бланков удостоверений. Это не его вина. После получения удостоверения УСЗН возобновило выплату компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в твердой сумме - № рублей, как вновь обратившемуся, хотя Ильин Н.Д. об этом не просил, состоял на учете с ДД.ММ.ГГГГ и ему должны были проиндексировать условный заработок. ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока переосвидетельствования его срочно вызвали на МСЭ и установили причину инвалидности по № группе -общее заболевание. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ УСЗН вновь прекращает выплату Ильину Н.Д. компенсации вреда здоровью. Эти действия являются незаконными. Его документы направляются на Межведомственный экспертный совет, в решении которого не указано, что связь заболеваний с последствиями пребывания на ликвидации аварии на ЧАЭС возникла с ДД.ММ.ГГГГ В решении указано, что все заболевания и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий на ЧАЭС. Сроки направления должны быть разумные, а не № год № месяца, в течение которых он не получал компенсации без всяких объяснений. Заключение эксперта по назначенной судом экспертизе подтвердило ранее установленный Ильину МСЭ в <адрес> и России процент утраты трудоспособности – №%, совпадает и диагноз Ильина. После получения решения Межведомственного экспертного совета Ильину Н.Д. назначается компенсация, как вновь обратившемуся, из твердой суммы, его право на получение компенсации из заработка вновь было нарушено, поскольку он ранее стоял на учете, ему ставили инвалидность бессрочно. Бюро МСЭ перестало устанавливать процент утраты трудоспособности в связи с выплатой возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме. В компенсационном деле есть справка о том, что он участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть, менее <данные изъяты>. Его направили ДД.ММ.ГГГГ, а работал он с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в № зоне отчуждения. Справка за 12 месяцев, предшествующих работе на ЧАЭС, у него отсутствует, представить такую справку они не могут. Все последующие действия УСЗН грубо нарушили права Ильина, не проводилась индексация назначенных сумм выплат. Просила иск удовлетворить полностью согласно заявленным требованиям, а также взыскать № рублей судебные расходы по оплате услуг представителя.

Представители ответчика Велькина М.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Бактеньязова А.К., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признали.

Из возражений на исковое заявление следует, что Ильин Н.Д. является инвалидом № группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. производилась выплата следующих компенсаций:

- ежемесячной компенсации на питание в размере № руб.;

-ежегодной компенсации за вред здоровью в размере № руб.;

ежемесячной компенсации в возмещения вреда в твердом размере с

учетом индексации в сумме - № руб.

После обращении Ильина Н.Д. ДД.ММ.ГГГГ в управление социальной защиты населения Переволоцкого района с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда в сумме № руб. (выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке сер. №, признан инвалидом № группы бессрочно, дата освидетельствования -ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности - № %). С ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. выплата данной компенсации прекращена в связи с тем, что это противоречило действующему законодательству, а именно - постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 года № 944 «О порядке выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.06.1999г. № 10 «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка ( или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, в которых определялось, что сумма возмещения вреда устанавливается на основании следующих документов: заявления о возмещении вреда, подаваемого потерпевшим гражданином в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан по месту жительства; заключения, выданного учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а в случаях, предусмотренных законом, межведомственным экспертным советом или военно-врачебной комиссией; специального удостоверения инвалида установленного образца; справки о заработке. В деле отсутствовало специальное удостоверение инвалида установленного образца. Ильину Н.Д. было рекомендовано обратиться в <адрес> за получением удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. выдано удостоверение участника аварии на ЧАЭС / удостоверение №/ <адрес>.

В бюро МСЭ <адрес> Ильин Н.Д. получил справку, связанную с аварией на ЧАЭС, не имея на то основания, так как отсутствовало заключение межведомственного экспертного совета, оно получено истцом только ДД.ММ.ГГГГ / справка №, дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ/.

ДД.ММ.ГГГГ года УСЗН Переволоцкого района была сделана заявка на выдачу удостоверения инвалида вследствие аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Ильину выдано удостоверение инвалида и назначена сумма возмещения вреда в сумме № рублей.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью прекращается в связи с установлением № группы инвалидности от общего заболевания / справка № №, дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ/.

Решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ №/л, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ установлена причинная связь с ликвидацией последствий на ЧАЭС и УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ установлена выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ - № рублей с учетом индексации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации составил 1,11, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составил № рублей

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ проиндексирован в 1,09 и составил № рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 года № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в 1,08 раз и составил № рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.03.2008г. № 181 и Постановления Правительства от 03.09.2008 года № 655) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в 1,105 и установлен в размере № руб.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2009г.) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в 1,13 и установлен в размере № руб.

Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере № руб.

Исковые требования Ильина Н.Д. в части индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из роста минимального размера оплаты труда, роста прожиточного минимума в Российской Федерации считают неправомерными. Выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров производилась с ДД.ММ.ГГГГ, с момента получения удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС в размере № рублей. Выплата компенсаций на оздоровление производилась с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей. За ДД.ММ.ГГГГ гг. выплаты не производились в связи с тем, что компенсационные выплаты выплачены в <данные изъяты> отделе социального обеспечения, <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ. / письма УСЗН <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ,№ от ДД.ММ.ГГГГ, письма главного управления труда и социальной защиты населения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ/

То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста инфляции, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июля 2004 года в размере 330 руб. ( установленная законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. ( установленная законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2008 года в размере 476,49 руб.; в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 ( в редакции
Постановления Правительства РФ от 07.07.2009г.) ежемесячная компенсация
на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2009 года в размере 538,43 руб., ежегодная компенсация за вред здоровью в
размере 897,39 руб., коэффициент 1,105.

Правовая позиция Верховного суда РФ по вопросу индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года № 25-В07-24. Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты индексации, а исходя из них- размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, данный вопрос уже решен на законодательном уровне.

В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда и меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, определены Постановлением Правительства РФ № 872 от 30.12.2006 года, Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. № 866, возложено на Федеральную службу по труду и занятости,

Правоотношения по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплата данных сумм производится территориальными органами федерального казначейства.

Полномочия органов социальной защиты населения в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию, ограничены приемом заявлений, назначением, перерасчетом компенсации, направлением документов в органы, уполномоченные осуществлять выплату. В связи с этим взыскание денежных средств с управления социальной защиты населения администрации МО Переволоцкий район в рамках действующего законодательства невозможно, противоречит нормам части 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ во взаимосвязи с нормами статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Исковые требования Ильина Н.Д. о взыскании в его пользу расходов на оплату услуг адвоката в размере № руб. необоснованны, учитывая незначительность объема и сложности выполненной представителем работы, произведение расчетов также нельзя назвать сложным, продолжительность рассмотрения в судебном заседании незначительна, данная сумма стоимости оплаты услуг адвокатов по делам аналогичной категории является чрезмерной.

В судебном заседании Велькина М.В. пояснила, что Ильин Н.Д. ранее проживал в России. В ДД.ММ.ГГГГ не в первый раз приехал из <адрес>, обратился в органы соцзащиты, ему с ДД.ММ.ГГГГ была назначена компенсация из суммы заработка за полный месяц по копии справки о заработке на ЧАЭС, из справки видно, что он отработал полный месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Действия специалиста при назначении выплаты были неверными, поскольку согласно постановлению Минтруда № 10 справка не подходила для назначения выплаты из заработка. Необходимо было затребовать у Ильина Н.Д. справку о заработной плате за 12 месяцев до окончания работы на ЧАЭС. Был принят не полный пакет документов: не было подлинника справки, российского удостоверения инвалида и участника ЧАЭС, только <данные изъяты>. Ильину не разъяснялось, что вначале нужно получить удостоверение участника ЧАЭС в областной администрации, а затем органы соцзащиты по месту жительства направляют документы в Москву в министерство по чрезвычайным ситуациям для получения удостоверения инвалида. В деле нет заявления Ильина о выплате компенсации. Признает вину в этом органов соцзащиты. В ДД.ММ.ГГГГ специалисты были переведены и у них не работают. Ильину было предложено получит российское удостоверение участника ЧАЭС, выплаты с ДД.ММ.ГГГГ прекращены. ДД.ММ.ГГГГ Ильин сдал им документы для получения удостоверения инвалида, в ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение и с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена компенсация. Ильин обращался с иском в ДД.ММ.ГГГГ к главному управлению соцзащиты для назначения выплаты из среднего заработка, но потом в судебное заседание не приехал, дело было прекращено. Они делали запрос в <адрес>, получили информацию, что у Ильина было № паспорта, он получал неправомерно 2 пенсии – в <адрес> и в России. Запрашивали <адрес>, откуда его направили в Чернобыль. Начальник ПМК и главный бухгалтер еще работали, представили справки, табель, подтверждающие, что Ильин работал полный месяц, что не позволяло назначить ему выплату из условного заработка, а нужно было брать заработок за 12 месяцев до наступления инвалидности. Период ДД.ММ.ГГГГ Ильину ставили причину инвалидности общее заболевание, поэтому выплаты были прекращены. Согласно ФЗ № 5 требовалось заключение экспертного совета, чего не было у многих лиц. МСЭ не имели права выдавать справку без такого заключения, но выдали, потом отозвали.

Представитель Министерства финансов РФ Арсюкова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании не согласилась с предъявленными исковыми требованиями по следующим основаниям. Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу, действует на основании постановления Правительства РФ от 30.06.2004г №329, постановлением определены функции, задачи, и полномочия данного федерального органа исполнительной власти. Функции по осуществлению выплат компенсаций в рамках реализации Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. №1244-1, в частности осуществление обязанности своевременного учета индексирования и выплаты гражданам, имеющим право на получение соответствующих сумм действующим законодательством РФ на Министерство финансов РФ не возложено. Нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет Минздравсоцразвитие РФ. Входящие в его территориальные органы субъекта РФ, муниципальные органы социальной защиты населения формируют и ведут личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью, а также принимают решение о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, на данном основании, именно орган социальной защиты населения является представителем Российской Федерации по данной категории дел. Министерство Финансов Российской Федерации только осуществляет финансовое обеспечение по реализации мер социальной поддержки (за исключением ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью) путем перечисления средств через территориальные органы Федерального казначейства на основании списков, представленных органом соцзащиты населения. Министерство Финансов РФ не занимается назначением, индексацией и выплатой компенсации чернобыльцам. Настоящий иск основан заявителем на неправильной индексации компенсационных выплат органом соцзащиты и вытекающей из нее задолженности, в спор по которым Министерство финансов РФ не вступает и размеры задолженности не обсуждает. Однако считаем, что индексация компенсаций производится Управлением социальной защиты населения Администрации МО «Переволоцкий район Оренбургской области» в соответствии с действующим законодательством. Ежемесячная компенсация на приобретение продтоваров и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем возмещения вреда гражданам, предусмотренный законом №1244-1 от 15.05.1991 года, как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №35 от 14.12.2000года. Согласно статье 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования этих обязательств и выплат, предусмотренных законом компенсаций, устанавливаются Правительством РФ. Соответствующими постановлениями Правительства РФ установлена индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, индексируемой путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. Вывод истца, заключающийся в том, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью подлежат индексации с увеличением МРОТ, а в дальнейшем механизм индексации осуществляется из роста индексов инфляции, противоречит действующему законодательству. Просит суд в удовлетворении исковых требований Ильина Н.Д. к Министерству Финансов РФ отказать.

В судебном заседании прокурор полагал, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив представленные документы, суд пришел к выводу, что иск Ильина Н.Д. подлежит частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено и это не оспаривается ответчиком, что Ильин Н.Д. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит произвести индексацию назначенной с ДД.ММ.ГГГГ года компенсации из заработка по росту МРОТ, затем по росту величины прожиточного минимума в <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ., потом по уровню инфляции.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 19.06.2002г., Определении Конституционного Суда РФ № 364- О от 04.10.2005г., Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №35 от 14.12.2000г. ( в редакции Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 05.04.2007г.), право выбора механизма индексации принадлежит гражданину, имеющему право на получение возмещения вреда здоровью. Ильин Н.Д. выбрал выплату компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122 т.1), ранее назначенную ему компенсацию в твердой денежной сумме не оспаривал. Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.124 т.1) не следует, что Ильин Н.Д. просил назначить ему компенсацию из заработка. Первоначальное заявление в компенсационном деле отсутствует, выплаты были назначены УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из условного заработка за 30 дней - № руб. № коп. по копии справки <данные изъяты> № <адрес>, период работы подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ( л.д.176,178 т.1). Аналогичная справка была представлена по запросу суда от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Ильин Н.Д. был командирован на Чернобыльский участок ПМК-19 п\о «Саратовсельхозводопровод» и работал в 30-километровой зоне в качестве бурильщика 6 разряда в том числе в 3 зоне № часов, что подтверждается табелями учета рабочего времени, справкой о заработной плате, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении Ильина Н.Д. на участок бурильщиков <данные изъяты> сроком на № дней.

Согласно п.3 постановления Министерства труда и социального развития № 10 от 01.06.1999 г., п.п. 2, 4,6 постановления Министерства труда и социального развития № 43 от 02.06.2000 г., размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда в соответствии с п. 25 ст. 14 базового Закона определятся как доля среднемесячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. При невозможности получения документа о размере заработка сумма ежемесячной выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за указанными выплатами.

В п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по которому при разрешении споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до 15.02.2001г., исходя из п.3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П, право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности, в связи с чем перерасчет уже установленных сумм возмещения вреда недопустим. Право на получение компенсационных выплат в размере ранее получаемых сумм возмещения вреда с учетом условного заработка имеют инвалиды независимо от того, в какой зоне радиоактивной опасности они работали при ликвидации последствий катастрофы.

Отсюда следует, что размер возмещения вреда, выплачиваемый УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб. № коп, исчисленный из условного месячного заработка Ильина Н.Д. за период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС полный календарный месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был установлен истцу неправомерно, вразрез действовавшим нормам и не может быть проиндексирован в данной сумме. Представители ответчика –УСЗН признают в данной части вину их специалиста.

Суд приходит к выводу, что ввиду отсутствия документов о размере среднемесячного заработка до наступления страхового случая индексация суммы возмещения вреда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из твердой денежной суммы в № рублей, является благоприятной для истца и должна быть произведена, и выплачена задолженность – разница между подлежащей к выплате и выплаченной суммой возмещения вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении календарного года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

При этом периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Ильину Н.Д. были прекращены выплаты из-за отсутствия удостоверения инвалида, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда причиной не выплаты послужило отсутствие решения Межведомственного экспертного совета и Ильину Н.Д. органы МСЭ ставили причину инвалидности общее заболевание, не подлежат исключению из общего периода выплат, исходя из следующего.

Ст. 15 базового Закона установлено, что гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти удостоверения дают право на компенсации и льготы, предусмотренные законом, с момента их предъявления.

Согласно п. 5 и 7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21..08. 2001 г. № 607, денежная компенсация инвалидам-чернобыльцам выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, в том числе копией специального удостоверения инвалида. Решением Верховного Суда РФ от 23.10.2001 г. указанные пункты данного Порядка признаны не противоречащими федеральному законодательству.

Согласно п. 7 Положения по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним (зарегистрированного в Минюсте РФ 01.07.1994 г. № 615), выдача удостоверений должна была производиться органами исполнительной власти на уровне республик в составе РФ, краев, областей, военными комиссариатами, органами социальной защиты населения. Удостоверения, выданные другими органами, считаются недействительными.

В соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС…, утвержденным Госкомитетом РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф № ВД-8 -1278 от 22.03.1993 г.(зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.1993 г. № 194), удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС…выдаются местными органами власти по месту жительства указанных граждан в настоящее время.

Установлено, что Ильин Н.Д. прибыл на постоянное жительство из <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> (л.д.129 т.1). В ДД.ММ.ГГГГ обратился в УСЗН, представив удостоверение инвалида № группы (ЧАЭС), выданное в <данные изъяты> л.д.80), выписки из акта освидетельствования во ВТЭК <данные изъяты>, в соответствии с которыми он был признан инвалидом № группы вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС бессрочно, ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности №% ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15 т.1). Был поставлен на учет УСЗН ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсация (л.д.169-180т.1)

Поскольку основанием для предоставления прав и льгот инвалидам-чернобыльцам, предусмотренным Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является соответствующее удостоверение, по общему правилу право на получение денежной компенсации возникает не с момента его получения, а с момента обращения указанной категории лиц с заявлением и предъявлением удостоверения. Вместе с тем, если гражданин не имел возможности сразу получить удостоверение по независящим от него причинам, то моментом возникновения права на получение денежной компенсации следует считать дату первоначального обращения его в орган, на который возложена обязанность выдачи удостоверений при условии предоставления необходимых для его получения документов.

Согласно установленного порядка выдача удостоверений гражданам, признанным инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС возложена на Управление социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

Из возражения УСЗН следует, что в деле отсутствовало специальное удостоверение инвалида установленного образца. Ильину Н.Д. было рекомендовано обратиться в <адрес> за получением удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. выдано удостоверение участника аварии на ЧАЭС № <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Переволоцкого района была сделана заявка на выдачу удостоверения инвалида вследствие аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Ильину выдано удостоверение инвалида и назначена сумма возмещения вреда в сумме № рублей.

Из ответа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на обращение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представленных документов Ильина Н.Д. достаточно для подтверждения статуса участника ликвидации аварии на ЧАЭС.(л.д.131 т.1)

Из ответа Ильину Н.Д. главного управления соцзащиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выдача удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС задерживается ввиду отсутствия бланков (л.д.132 т.1).

При таких обстоятельствах, учитывая, что несмотря на отсутствие необходимых документов, Ильину была назначена компенсация с ДД.ММ.ГГГГ, а снижение уровня социальных гарантий по сравнению с установленным ранее недопустимо, так как это нарушает принципы справедливости и равенства и не соответствует статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 31, 35, 39, 42, 45 (части 1 и 2), 46, 53, 54 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, суд полагает, что УСЗН обязано выплатить ежемесячную компенсацию возмещения вреда с момента его обращения за получением удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС в <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ в твердой денежной сумме в размере № руб. ежемесячно.

По этому же основанию суд полагает неправомерным прекращение выплат в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия у истца решения Межведомственного экспертного совета.

Ответчик указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью была прекращена в связи с установлением № группы инвалидности от общего заболевания / справка № №, дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ/. Решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ №/л, справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ установлена причинная связь с ликвидацией последствий на ЧАЭС и УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ установлена выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ - № рублей с учетом индексации.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что, рассмотрев представленную медицинскую документацию гр. Ильина Н.Д. на предмет установления причинной связи заболеваний с сочетанным воздействием радиационного и неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, <адрес> межведомственный экспертный совет сделал заключение, что все заболевания и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.27 т.1).

Как следует из выписки из акта освидетельствования во ВТЭК № к справке № №, выданной Министерством социального обеспечения <адрес>, Ильин Н. освидетельствован повторно ДД.ММ.ГГГГ, признан инвалидом № группы вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС бессрочно, ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности №% (л.д.14-15 т.1).

Согласно справке Оренбургского межрайонного бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. установлена № группа инвалидности бессрочно, причина –увечье, полученное при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.16 т.1).

Ответчик в своем возражении ссылается на необоснованность выдачи данной справки бюро МСЭ, однако факт ее выдачи никем не оспаривался, она не признана недействительной в установленном законом порядке.

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу выданы справки МСЭ по № группе инвалидности по общему заболеванию и только после получения решения межведомственного экспертного совета справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ инвалидность опять установлена по № группе бессрочно, заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 17-19 т.1)

Из справки <данные изъяты> по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ильину Н.Д. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности №%, заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 257-258 т.1)

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности у Ильина Н.Д. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла № процентов (л.д. 28 т.2).

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заболевание, инвалидность и стойкая утрата трудоспособности у Ильина Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится в прямой причинной связи с его участием в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Установить причинную связь между имеющейся стойкой утратой трудоспособности и работой Ильина Н.Д. по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, так как решение данного вопроса не входит в компетенцию судебно-медицинской экспертной комиссии, является прерогативой <данные изъяты>.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу о наличии прямой причинной связи заболевания, инвалидности и стойкой утраты трудоспособности у Ильина Н.Д. с его участием в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ – даты освидетельствования в Оренбургском межрайонном бюро МСЭ и до подтверждения данной связи представленными медицинскими документами.

Исходя из изложенного, суд полагает, что требования Ильина Н.Д. об индексации сумм возмещения вреда и взыскании недополученных сумм подлежат частичному удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Индексация производится по росту величины прожиточного минимума в <адрес> на основании законов <адрес> «О прожиточном минимуме в <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ - на коэффициент 1,251, с ДД.ММ.ГГГГ- на 1,616, с ДД.ММ.ГГГГ на 1,149.

С ДД.ММ.ГГГГ индексация должна производится по уровню инфляции на основании ФЗ РФ № 31-ФЗ от 26.04.2004г. «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.21 ФЗ РФ №5-ФЗ от 12.02.2001г. и Постановлений Правительства РФ. На основании законов о федеральном бюджете Правительство РФ принимает решение об индексации в очередном году и устанавливает индексы. Постановлением Правительства РФ № 292 от 07.05.2005г., № 246 от 25.04.2006г., № 171 от 21.03.2007г., № 143 от 03.03.2007г.. № 914 от 21.12.2007г., № 181 от 17.03.2008г., № 655 от 03.09.2008г.,

№ 545 от 07.07.2009г. «Об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены коэффициенты индексации на 2005г – 1,11. на 2006г. – 1,09, на 2007г. -1,08, на 2008г. – 1,105, на 2009г -1,13, на 2010 год – 1,1.

С учетом этих индексов размер возмещения вреда здоровью Ильина Н.Д. составит

С ДД.ММ.ГГГГ № руб. № коп.х № = № руб.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,251 х № руб. № коп. = № руб.№ коп.№=№ руб.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,616 х № руб. № коп. = № руб. № коп. №=№.№ коп.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,149 х № руб. № коп. = № руб.№ коп. №=№.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,11 х № руб. № коп. = № руб. № коп.№=№.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,09 х № руб. № коп. = № руб.№ коп.№=№.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,08 х № руб. № коп. = № руб.№ коп.№=№.

С ДД.ММ.ГГГГ 1,105 х № руб.№ коп. = № руб. № коп.№=№.

с ДД.ММ.ГГГГ 1,13 х №. № коп. = № руб.№ коп.№=№.

с ДД.ММ.ГГГГ 1,1 х № руб.№ коп.. = № руб.№ коп.№=№.№.

Всего: № руб.№ коп.

За этот же период УСЗН согласно представленной справке выплатило Ильину Н.Д. в возмещение вреда № руб. № коп.

Разница в выплате составляет № руб. № коп. Эта сумма является задолженностью и подлежит взысканию.

По требованию Ильина Н.Д. об индексации компенсации на приобретение продовольственных товаров, единовременных выплат на оздоровление и взыскании задолженности.

Ильин Н.Д. просит проиндексировать эти компенсации в таком же порядке как и возмещение вреда здоровью, поскольку они входят в объем возмещения вреда здоровью.

Суд пришел к выводу, что данное требование истца не подлежит удовлетворению, поскольку для данных компенсаций установлен иной порядок индексации.

В соответствии со ст.39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа лиц указанных в п.1, п.2 ст.13 базового закона, к которым относится и Ильин Н.Д., как инвалид № группы, принимавший участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере пятикратной суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов № 179-ФЗ от 24.11.1995г. и № 122-ФЗ от 07.08.2000г. выплаты были установлены за вред здоровью в твердой сумме для инвалидов № группы – 500 рублей. Пунктом 22 ч.1 ст.14 базового Закона для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 % их стоимости либо ежемесячная денежная компенсация в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона № 179-ФЗ от 24.11.1995г. денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 07.08.2000г. размер компенсации был определен в твердой сумме -300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002г. индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы, не была признана не конституционной.

Часть 3 ст.5 базового Закона в редакции ФЗ № 31 –ФЗ от 26.04.2004г. предусматривает ежегодную индексацию размеров выплат гражданам установленных данным законом ( за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами ) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определенном Правительством РФ. Во исполнение этого положения Правительство РФ своими постановлениями № 847 от 27.12.2004г., № 292 от 07.05.2005г., № 246 от 25.04.2006г., № 171 от 21.03.2007г., № 914 от 21.12.2007г., № 181 от 17.03.2008 г., № 655 от 03.09.2008 г., № 1079 от 21.12.2010 г. ежегодно утверждало порядок индексации, исходя из уровня инфляции и размер компенсации составлял:

индекс на приобретение за ущерб

продтоваров здоровью

с 01.07.2004г. 1,1 330 руб. 550 руб..

с 01.01.2005г. 1,11 366 руб.30 коп. 610 руб.50коп.

с 01.01.2006г. 1,09 399 руб.27 коп. 665 руб.45 коп.

с 01.01.2007г. 1,08 431 руб.21 коп. 718 руб.69 коп.

с 01.01.2008г. 1,105 476 руб.49 коп. 794 руб.15 коп.

с 01.01.2009г 1,13 538 руб. 43 коп. 897 р.39 коп.

с 01.01.2010г 1,10 592 руб. 27 коп. 987 р.13 коп.

Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22.07.2008г. № КАС08-353 установлено, что пересмотр иных видов денежных компенсаций помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 4 декабря 2007г. N879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой постановления (в т.ч. N847 от 27.12.2004г.), устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.

Суд проверил фактические выплаты Ильину Н.Д. компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за ущерб здоровью и пришел к выводу, что Ильину Н.Д. эти компенсации выплачены в полном объеме с учетом индексации, в связи с чем требования о взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 100 ГПК РФ с ответчика УСЗН суд взыскивает расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах, учитывая объем выполненной работы и длительность рассмотрения дела, в сумме № рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ильина Н.Д. к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области», Министерству Финансов РФ об индексации суммы возмещения вреда здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за ущерб здоровью, взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в пользу Ильина Н.Д. задолженность по выплатам возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме № рубля № коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в пользу Ильина Н.Д. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в сумме № № рубля № коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ильину Н.Д. отказать.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в пользу Ильина Н.Д. расходы по оплате услуг представителя в размере № рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через Переволоцкий районный суд.

Судья : Е.И. Расчупко

Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2011 г.

Судья : Е.И. Расчупко