Дело 2-71/2011 о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением



Р Е Ш Е Н И Е №2-71/2011

Именем Российской Федерации

п. Переволоцкий

Оренбургской области «07» февраля 2011 года

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Шиндиной М.А., с участием представителя истца заместителя прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Лукерина П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Переволоцкого района в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Переволоцкий район» Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав в заявлении, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является работником здравоохранения, работает в <данные изъяты> проживает в сельской местности и пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ льготами по 100 % оплате жилья, связанным с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ФИО1 в счет оплаты за освещение было уплачено № рублей № копеек, за отопление было уплачено согласно счетам - квитанциям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно № рублей № копейки. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено № рублей № копейки. За указанный период ФИО1 была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму № рублей согласно постановлению Совета депутатов МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст.35 ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947-О-П.. Таким образом, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что расходы, понесенные ФИО1 в сумме № рублей № копейки должны быть взысканы с муниципального органа власти за счет средств муниципального бюджета. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Переволоцкого района поступило заявление от ФИО1 по вопросу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. Прокурор просит взыскать с администрации МО «Переволоцкий район Оренбургской области» за счет средств муниципального бюджета в пользу ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме № рублей № копейки.

Представитель ответчика Администрации МО «Переволоцкий район» Оренбургской области» Каверина А.В., в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Представитель третьего лица на стороне ответчика <данные изъяты> ФИО1, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, не известили суд о причине своей неявки. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии с ч.3,5 ст. 169 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Лукерин П.Н. заявление прокурора поддержал, требования обосновал доводами, изложенными в заявлении, просил требования прокурора удовлетворить в полном объеме, указав, что п. 2 определения Конституционного суда РФ №9047-П определен принцип общеобязательности оказания указанных льгот, уточнил исковые требования в части периода и суммы взыскания с учетом срока исковой давности, просил суд взыскать с ответчика в пользу ФИО1 расходы по оплате электроэнергии и газа за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив представленные документы, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Переволоцкого района законны и обоснованны, подлежит удовлетворению.

Из трудовой книжки №, выданной на имя ФИО1, следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности зубного врача (л.д. 7).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес> (л.д. 21).

Как следует из справки администрации МО «<данные изъяты> сельский совет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована и проживает на территории <данные изъяты> сельского совета по адресу: <адрес> (л.д.14).

Счетами-квитанциями <данные изъяты> за период времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подтверждаются фактические расходы ФИО1. за отопление, которые составляют за указанный период времени – № рублей № коп. (л.д. 18, 24).

Реестром принятых платежей в разрезе лицевых счетов по электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются затраты ФИО1 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, которые составляют - № рублей № копеек (л.д.15, 19-20).

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и счет - квитанциям оплаты за газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена оплата за газ в сумме № рублей № копейки (л.д. 17, 22-25).

Согласно сведеньям о выплате ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг: в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было выплачено за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей (льгота на 1 мед. работника); за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей (льгота на 1 мед. работника); за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей (льгота на 1 мед. работника); за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей (льгота на 1 мед. работника) (л.д.26).

В соответствии с ч. 2 с.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 50 с.35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122 ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. П.50 ст.35 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно ст. 63 Основ, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 947 –О-П..

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты.

Суд пришел к выводу, что ФИО1 начиная с ДД.ММ.ГГГГ, работая зубным врачом и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. С ДД.ММ.ГГГГ ей на основании решения совета депутатов ежемесячно выплачивается денежная компенсация указанной льготы в размере № рублей ежемесячно. Фактически расходы ФИО1., с учетом выплаченной компенсации, составляют за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № рублей + № рубля – № = № рублей.

Таким образом, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере № рублей нарушаются права ФИО1, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Переволоцкого района, в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Переволоцкий район» Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, удовлетворить.

Взыскать с администрации МО «Переволоцкий район» Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета, в пользу ФИО1 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме № рублей № копейки.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья: Т.Н. Чарикова