№2-134\2011 решение о признании незаконным бездействия администрации МО `Переволоцкий посовет`, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества



№ 2- 134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» февраля 2011 года <адрес>

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Галкиной О.И., с участием представителя заявителя – заместителя прокурора Переволоцкого района Миляевой Н.А., представителя заинтересованного лица муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> Д.В.Б., действующего по доверенности от ...., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, выразившегося в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: <адрес>, указав, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения на территории Переволоцкого района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> расположено 2 гидротехнических сооружения: <адрес>, которые являются бесхозяйными. Указанные ГТС не имеет собственника, следовательно,являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия правоустанавливающих документов. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности. Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.03.2010 года № 47-Впр10-1, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет, указал на то, что поскольку бесхозяйное ГТС расположено в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС. Обязанность осуществления мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп.8 п.1 ст.14, подп.7 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно части 2 Положения установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно уведомления, предоставленного Переволоцким отделом Управления Росреестра по <адрес>, вышеназванные ГТС, расположенные в границах Переволоцкого поселкового совета, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют. Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет», на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления, имея информацию о бесхозяйной ГТС, в нарушение п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, с целью защиты их прав и интересов. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: <адрес>, обязать администрацию муниципального образования « Переволоцкий поселковый совет» <адрес> обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет указанных ГТС, расположенных на территории муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>.

Представитель третьего лица, будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте судебного заседания не явился в судебное заседание. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело слушанием рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица МО «Переволоцкий район».

Представитель заявителя Миляева Н.А. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить, признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации МО «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, уточнив не прудов, а плотин <адрес> Обязать администрацию МО «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотин <адрес>

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> Д.В.Б. заявление прокурора не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что работой по выявлению и постановке на учет в качестве бесхозяйственного имущества они ведут с 2007 года. Данная работа требует больших временных и финансовых затрат: необходимо заказать проектно сметную документацию, потом заказать изготовление технической документации на объекты недвижимости. А поскольку в бюджет 2011 года эти средства не заложены, то выполнение указанных работ возможно только в 2012 году.

В соответствии с ч.1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-25 ГПК РФ.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 30.07.2008 г. № 300-п «Об утверждении перечней водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной», под № 1123,1140 в перечне значатся зарегистрированными водные объекты

пруд <адрес>.

Из уведомления управления Росреестра по <адрес> следует, что сведения о правах на указанные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно перечню водных объектов на территории МО Переволоцкий район, пруд <адрес> пруд <адрес>, являются работоспособными.

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из положений ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ « «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Согласно п\п.8 п.1 ст.14, п\п.7 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.

Из определения Верховного суда РФ от 16.03.2010 года № 47-ВПР10-1 следует, что не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС.

Суд пришел к выводу, что гидротехнические сооружения плотины <адрес> являются объектами бесхозяйного недвижимого имущества, постановка их на учет должна производиться по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, то есть, администрации муниципального образования «Переволоцкий поссовет» <адрес>. Невыполнение обязанности по постановке на учет указанного ГТС для установления статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества с целью принятия мер к безопасности эксплуатации ГТС приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, является незаконным, в связи с чем заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, о том, что они обращались ... с заявления в суд и в регистрирующий орган не могут быть приняты судом во внимание, поскольку эти действия были совершены заинтересованным лицом формально, без каких либо последствий (не приняты к производству) и совершены после обращения прокурора с заявлением в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес>, выразившееся в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины <адрес>, плотины <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины <адрес>, плотины <адрес>.

Предоставить администрации муниципального образования «Переволоцкий поселковый совет» <адрес> срок для оформления документов и постановки на учет гидротехнических сооружений: плотины <адрес>, плотины на <адрес> один год со дня вступления настоящего решения в законную силу. Об исполнении решения суда уведомить суд в течении 10 дней со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Т.Н. Чарикова