Дело № 2-530/2012 о признании незаконным бездействия директора школы



№ 2-530 /2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» июня 2012 года п. Переволоцкий

Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н.., при секретаре Галкиной О.И.., с участием представителя заявителя заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МБДОУ «Детский сад с.Претория» Т.П. Скосаревой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МБДОУ «Детский сад с.Претория» Т.П. Скосаревой, указав в заявлении, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда работников МБДОУ«Детский сад с.Претория» в части включения районного коэффициента в размере 15 % от заработной платы в минимальный размер оплаты труда. Основанием для проверки послужили обращения работников школы о нарушении их трудовых прав. Проверкой установлено, что лицам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, в качестве обслуживающего персонала, библиотечных и других работников учреждения не относящимся к работникам образования выплата заработной платы осуществляется в сумме минимально размера оплаты труда, пропорционально размерам установленных ставок. Данное положение установлено «Положением об оплате труда работников МБДОУ «Детский сад с.Претория» утвержденного директором МБДОУ Скосаревой Т.П.

Трудовыми договорами указанным работникам установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Продолжительность еженедельной работы 40 часов. Т.е. работнику в соответствии со ст. 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени.

Частью VII п. 7.1 указанного «Положения…» предусмотрено, что работникам учреждения могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе выплаты за работу в особых климатических условиях. Пунктом 7.9 установлено, что к заработной плате работников учреждения применяется районный коэффициент в размере 15 %.

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Согласно ФЗ № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации» (в редакции от 01.06.2011 г.) с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 4611 рублей.

Постановлением Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 г. № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» в районах и городах Оренбургской области утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих – 1,15 (15%).

Учитывая изложенное, работникам осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, в качестве обслуживающего персонала, библиотечных и других работников учреждения не относящимся к работникам образования должны также начисляться 15 % за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме 4611 рублей, иначе смысл установления уральского коэффициента теряется.

Согласно ст. 135 (ч. 1 и 2) ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Из совокупного анализа данных статей ТК РФ следует, что размер месячной заработной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных климатических условиях, не может быть ниже минимального размера (начисленной заработной платы), указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, а доплата к заработной плате в виде установленного коэффициента за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должна производиться сверх указанного минимального размера оплаты труда или же начисленной заработной платы работнику в месяц.

Данный вывод логичен и с точки зрения заданной цели, ради которой установлены доплаты в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Так, данная доплата никак не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняются работы, а именно за работу и проживание в неблагоприятных климатических условиях. Хотя в нормативных правовых актах об этом не сказано, но данная доплата фактически является, исходя из её предназначения, компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях.

Из этого следует, что установленная ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата работников, выполняющих одинаковые трудовые функции в местностях с нормальными и неблагоприятными климатическими условиями, не может быть одинаковой. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, и низкооплачиваемые работники, проживающие как на Юге, так и на Севере страны будут получать одинаковую заработную плату в размере МРОТ.

Кроме того, даже работники, проживающие в одной и той же местности с неблагоприятными климатическими условиями, будут поставлены в неравное положение, а именно только высокооплачиваемые работники будут пользоваться установленной доплатой к заработной плате в виде соответствующего коэффициента, а низкооплачиваемые работники будут получать заработную плату в том же размере, что и работники, выполняющие те же трудовые функции в местностях с благоприятными климатическими условиями.

То есть, наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают в местности с неблагоприятными климатическими условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента.

В связи с изложенным, прокурором района 05.04.2012 года на «Положение об оплате труда работников МОУ «Детский сад с.Претория» внесен протест, ввиду противоречия «Положения…» нормам федерального законодательства, однако в удовлетворении протеста было отказано (письмо б/н от 24.05.2012 г.).

Кроме того, указанные нормы «Положения об оплате труда работников МОУ «Детский сад с.Претория» поселения противоречат сложившейся судебной практике. Так, решением Переволоцкого районного суда от 03 апреля 2012 года удовлетворен иск прокурора в интересах Иващенко Екатерины Викторовны к МБДОУ «Детский сад с.Претория» о взыскании 15 % за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент), т.к. включение 15 % «Уральских» в сумму минимального размера оплаты труда противоречит нормам федерального законодательства и т.д. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» просит Признать незаконным бездействие директора МБДОУ «Детский сад с.Претория» Скосаревой Т.П., выразившееся в отклонении (неудовлетворении) протеста прокурора от 05.04.2012 года. Обязать администрацию МБДОУ «Детский сад с.Претория» в срок до 1 июля 2012 года привести в соответствие с требованиями федерального законодательства «Положение об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Детский сад с.Претория».

Заинтересованное лицо директор МБДОУ «Детский сад» Скосарева Т.П. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в своем заявлении просила рассмотреть дело в е отсутствие. На основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя Лукерин П.Н.. просил заявление прокурора удовлетворить, обосновал доводами, изложенными в заявлении.

Суд, выслушав доводы заявителя, изучив материалы дела., пришел к выводу, что заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения в силу требований п. 3 ст. 263 и ст. 1 ГПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

В силу ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),

Поскольку заявление рассматривается в порядке главы 25 ГПК РФ, а из содержания заявления следует, что прокурор оспаривает бездействие заинтересованного лица по внесению изменений в Положение об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения «Детский сад с. Претория», утвержденного районным отделом образования, в части порядка применения районного коэффициента, то суд приходит к выводу о наличии в данных требованиях спора о праве на получение заработной платы в большем размере.

Суд разъясняет заявителю его право завить указанные требования в исковом порядке, с оформлением искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 Руководствуясь п. 3 ст. 263, ст. ст. 223 - 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МБДОУ «Детский сад с.Претория» Т.П. Скосаревой, оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю его право предъявить вышеуказанные требования к заинтересованному лицу в исковом порядке с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.

На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд в течении 15 дней со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья: Чарикова Т.Н.