Дело №2-426/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Переславль-Залесский 16 апреля 2012 г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
Судьи Охапкиной О.Ю.
при секретаре Рубищевой Е.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шварцвальда А.И. к Государственному учреждению Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования о признании незаконными действий, взыскании стоимости санаторно-курортного лечения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шварцвальд А.И. обратился в Переславский районный суд с иском к Ярославскому региональному отделению Фонда Социального страхования. Просит признать незаконными действия и решения Ярославского отделения Фонда социального страхования, связанные с непредставлением путевки на санаторно-курортное лечение в течение календарного года, взыскании стоимости санаторно-курортного лечения в сумме <данные изъяты>, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Требование мотивирует тем, что является инвалидом II группы и ликвидатором аварии в ДД.ММ.ГГГГ. на производственном объединении "М"» в <адрес>. В силу положений Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг. В том числе истец имеет право на предоставление при наличии медицинских показателей путевки на санаторно-курортное лечение. Истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением и подтверждающими документами в декабре 2009г.. Однако, путевка на санаторно-курортное лечение в 2010году ему предоставлена не была. Путевку предоставили только в июне 2011г. На обращение о выплате денежной компенсации за неоказанную услугу Ярославским отделением ФСС было отказано. Истец полагает, что действия ответчика являются неправомерными, просит взыскать стоимость путевки санаторно-курортного лечения за 2010год в размере <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснил, что является «льготником» как инвалид II группы, а также как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним категории граждан. Имеет право на получение санаторно-курортного лечения. Периодом предоставления социальных услуг является календарный год. До вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. ежегодно пользовался путевками на санаторно-курортное лечение. Законодательство РФ не предусматривает очередность предоставления путевок в зависимости от времени подачи заявления. Полагает, что ответчик должен принять все меры для обеспечения всех граждан, в том числе истца, имеющих право на лечение. Отсутствие денежных средств в бюджете Фонда социального страхования не может являться причиной для нарушения прав истца. Полагает, что возможность денежной компенсации неполученной путевки вытекает из ст. 15 ГК РФ. Возможность денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки предусмотрена постановлением Правительства РФ от 23.04.1996г. №504, которое является действующим, поскольку не отменялось.
Представитель ответчика – ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Репьева Е.В. заявленные исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск. Пояснила, что истец обращался с заявлением о предоставлении путевки как инвалид, а не как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Обеспечение граждан социальными услугами осуществляется в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О Федеральном бюджете». Денежные средства ФСС должны расходоваться строго по целевому назначению. Возможность выплаты денежной компенсации за не предоставленную путевку действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку вины ответчика в непредставлении истцу путевки не имеется, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Управление социальной защиты населения Администрации г.Переславля-Залесского, МУ «Центр социальных выплат», Управление Пенсионного фонда РФ в г.Переславле-Залесском и Переславском районе.
Управление социальной защиты населения, МУ «Центр социальных выплат» в судебном заседании не участвовали, судом извещены надлежаще. МУ «Центр социальных выплат» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель Управления Пенсионного фонда по доверенности Кондырева А.В. против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что истец значится в государственном реестре лиц, имеющих право на оказание социальных услуг, по двум основаниям: как инвалид и как «чернобылец». Как «чернобылец» истец от получения набора социальных услуг отказался, получает денежную выплату.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что Шварцвальд А.И. является участником ликвидации последствий аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении "М" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1961 гг. (л.д.13)
Истец является инвалидом II группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.12).
Истец обратился с заявлением на получение санаторно-курортного лечения 11 декабря 2009г., заявление ответчиком принято, что подтверждается уведомлением № (л.д.14).
В соответствие с Федеральным Законом от 26.11.1998г.№175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 оду на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча» на указанных лиц распространено действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе гарантируются меры социальной поддержки.
В соответствие со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-Фз «О социальной защите инвалидов» истец имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствие с указанным Федеральным законом, а также в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствие с ч. 4 ст. 28.1. Федерального закона №181-ФЗ часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 6.1. Закона №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона №178-ФЗ, набора социальных услуг включается, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствие с положениями ст. 6.3. Федерального закона №178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2. и отказ от получения социальной услуги предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2.. Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг на период до января года следующего за годом подачи указанного заявления и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг.
Таким образом, гражданам имеющим право на получение мер социальной поддержки предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Из пояснений истца в судебном заседании, представителя УПФ в г.Переславле следует, что истец получает ежемесячную денежную выплату как «чернобылец», как инвалид имеет право на получение набора социальных услуг, от получения набора социальных услуг как инвалид истец не отказывался (л.д.72-73).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004г. №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п.3.1. Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Согласно п.3.3. организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3.7. Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Судом установлено, что истец обратился с заявлением от 11.12.2009г. о выделении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.45). Из указанного заявления следует, что обращался истец как инвалид III группы, справка о получении путевки по форме 070/у-04 им предоставлена (л.д.47).
Указанное заявление и приложенные документы в тот же день зарегистрированы ответчиком, о чем истцу выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Из текста уведомления следует, что обеспечение санаторно-курортным лечением будет осуществляться в соответствие с датой подачи заявления и согласно профилю заболевания. О дате заезда будет сообщено дополнительно (л.д.14, 46).
Согласно информации, предоставленной ГУ Ярославским отделением Фонда социального страхования РФ, в 2010году на рассмотрении в Фонде находилось более <данные изъяты> заявлений с учетом необеспеченных за предшествующий период. В пределах выделенных бюджетных средств <данные изъяты> на 2010год Фондом приобретено <данные изъяты> путевок (л.д.16). По состоянию на 11 декабря 2009года (дату обращения истца) количество заявлений составляло <данные изъяты> (без учета потребности в путевках для сопровождающих лиц) (л.д.44).
Таким образом, непредставление путевки истцу в 2010 году связано с объективными причинами, вины отделения Фонда социального страхования судом не установлено.
Вместе с тем ни Федеральным законом от 17.07.1999г №178-ФЗ, ни Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Выплата ежемесячных денежных средств возможна вместо предоставления набора социальных услуг и только в том случае, когда гражданин выразил волю на получение денежной поддержки вместо натуральной социальной поддержки путем подачи соответствующего заявления.
Ранее возможность выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок была предусмотрена Положением о прядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное и другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.1996г. №504 (в ред. Постановления от 08.08.2003г. №475).
В соответствие с п. 6 указанного Положения в случае невозможности предоставления участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение ему выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки.
С доводом истца, что указанное Положение является действующим, не отменено, подлежит применению, суд не соглашается.
В силу ст. 11 ГПК РФ постановление Правительства РФ от 23.04.1996г. №504 не подлежит применению как несоответствующее нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону «О государственной социальной помощи».
Кроме этого, из преамбулы к постановлению от 23.04.1996г. №504 следует, что оно принято во исполнение Закона РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» названное постановление фактически утратило силу. Данное обстоятельство подтверждается принятием Правительством РФ постановления от 28.12.2004г. №862 «Об утверждении Правил обращения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним граждан за предоставлением социальных услуг». Указанные Правила введены в действие с 01.01.2005г.
Ссылка истца на постановление Губернатора Ярославской области от 31.12.2009г. №725 правового значения для разрешения настоящего спора не имеет. Указанное постановление распространяет свое действие на определенные категории лиц, к которым истец не относится, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета Ярославской области. Истец является гражданином пользующимся мерами социальной поддержки, являющимися расходными обязательствами федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что обязательства Фонда социального страхования по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, предусмотренных в федеральном бюджете и перечисленных фонду.
Федеральное законодательство не предусматривает возможность денежной компенсации за непредоставленную путевку. Санаторно-курортное лечение входит в состав набора социальных услуг, и возможность возврата стоимости части указанного набора Федеральным законом №178- ФЗ не предусмотрена. Также не предусмотрена возможность внеочередного или первоочередного получения отдельными категориями граждан санаторно-курортного лечения.
Таким образом, оснований для взыскания денежной компенсации за неполученное истцом санаторно-курортное лечение, судом не установлено. Отказ Ярославского отделения ФСС является правомерным.
Согласно ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье граждан. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Доказательств, что прохождение истцом лечения в январе 2010года (л.д.22-24) вызвано ухудшением состоянии его здоровья из-за неполученного санаторно-курортного лечения, суду не представлено.
Судом установлено, что действиями ответчика личные неимущественные права и другие нематериальные блага истца нарушены не были, иных оснований для компенсации морального вреда в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шварцвальда А.И. к Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2012 года.
Судья Охапкина О.Ю.